ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Розничная торговая сеть: понятие, сущность, структура
1.2 Формы, методы розничной продажи товаров
1.3 Опыт развития розничных торговых сетей в зарубежных странах
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ООО «ЧИСТЫЕ РОДНИКИ»
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «Чистые родники»
2.2 Анализ структуры торговой сети организации
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ООО «ЧИСТЫЕ РОДНИКИ»
3.1 Развитие сети торговых объектов
3.2 Оценка возможного изменения структуры розничной торговой сети организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь должна развиваться в условиях усиливающейся конкуренции.
В теоретическом аспекте розничная торговая сеть представляет собой пассивную часть основных фондов производственного назначения, состоящую в натурально-вещественной форме из зданий и сооружений торговых организаций. Данную сеть следует рассматривать как важнейший структурный элемент материально-технической базы торговли, состоящий из совокупных торговых объектов и торговых единиц, действующих на определённой территории и осуществляющих продажу товаров населению.
Однако в настоящее время торговые организации при развитии розничной торговой сети сталкиваются с рядом негативных проявлений (рисков), которые заключаются в следующем. Прежде всего, это усиление конкуренции со стороны сетевых структур, которые стали активно внедряться в сельские регионы, где потребительская кооперация занимала доминирующее положение. Кроме того, ожидается новая волна технологических изменений, усиление роли инноваций в экономическом развитии и снижение влияния традиционных факторов роста.
Розничные торговые сети представляют собой значительные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными кадрами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж.
Именно создание розничных торговых сетей – один из современных методов управления капиталом торгового предприятия, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности, так как каждая торговая сеть стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке розничной торговли, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели – максимизации прибыли возможно только при правильной и продуманной организации деятельности торговой сети.
Основная задача розничных торговых сетей – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Розничная торговая сеть является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом. Поэтому актуальным направлением изучения является изучение состояния розничной торговой сети в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является анализ розничных торговых объектов Республики Беларусь, изучение их состояния и направлений развития.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Розничная торговая сеть: понятие, сущность, структура
Торговая сеть – это два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законных основаниях одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Под торговым объектом понимается капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенным торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли [2, с.56].
Главная цель развития торговой отрасли состоит в совершенствовании ее деятельности, обеспечении стабильного платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами, расширении их ассортимента преимущественно за счет товаров отечественного производства при высоком уровне обслуживания.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
• обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования в сфере оборота потребительских товаров;
• совершенствование организационных структур управления торговлей, а также организационно-правовых форм субъектов торговли;
• создание соответствующей инфраструктуры торговли;
• проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер- и супермаркетов;
• создание отечественных торговый сетей, в том числе на основе организаций государственной формы собственности либо с долей государства в их уставном фонде;
• развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);
• обеспечение защиты прав потребителей;
• создание отраслевой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях;
• осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли;
• совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы торговой деятельности [12, с. 43].
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ООО «ЧИСТЫЕ РОДНИКИ»
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «Чистые родники»
ООО «Чистые родники» - коммерческая организация, занимающаяся оптовой торговлей и розничной торговлей. ООО «Чистые родники» создано на основании решения Минского городского исполнительного комитета.
В своей деятельности организация руководствуется действующим Законодательством Республики Беларусь, Уставом ООО «Чистые родники».
Зарегистрирована организация Минском городским исполнительным комитетом 15.01.2002 г. в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационным номером 101171191.
Общество является коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.
Общество расположено по адресу Республика Беларусь 220053, г. Минск, ул. Нововиленская, д. 1, пом. 1Н, каб. 1
Главной целью деятельности организации является:
• получение доходов из других источников (от сдачи имущества в аренду, от оборота тары),
• обновлении материально-технической базы торговли,
• получение прибыли,
• реализация на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов.
Основными направлениями стратегической деятельности организации являются: рост объемов оптовой торговли; рост объемов розничного товарооборота, объемов оказания платных услуг; обновление торгового – технологического оборудования магазинов с целью обновления и расширения ассортимента, повышения качества обслуживания населения; рост производительности труда; рост эффективности использования экономического потенциала организации: трудовых и материальных ресурсов; развитие материально-технической базы отрасли, проведение ремонта и реконструкции торговых объектов, реализация организационных мероприятий по развитию отрасли; модернизация программного обеспечения бухгалтерского и статистического учета, что позволит повысить качество принимаемых управленческих решений.
В соответствии с Уставом ООО «Чистые Родники» осуществляет следующие виды деятельности:
• розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия).
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ООО «ЧИСТЫЕ РОДНИКИ»
3.1 Развитие сети торговых объектов
Эффективность экономической деятельности организации ООО «Чистые Родники», её увеличивающаяся популярность среди потенциальных покупателей и растущая конкурентоспособность по отношению к конкурентам, позволяет организации развивать свою деятельность. Одним из наиболее перспективных направлений в данной области является развитие сети торговых объектов, принадлежащих ООО «Чистые Родники».
Для того чтобы увеличить эффективность функционирования розничной торговой сети ООО «Чистые Родники», наиболее рациональным направлением будет совершенствование структуры торговых объектов розничной торговли, входящих в её состав.
Для того чтобы повысить эффективность и выбрать оптимальный путь развития сети торговых объектов, руководству ООО «Чистые Родники» необходимо выбрать один из видов нестационарной розничной торговли. Это позволит расширить структуру розничной торговой сети и повысить эффективность деятельности самой организации. А как следствие, поведёт за собой улучшение экономических и общих показателей эффективности деятельности организации ООО «Чистые Родники».
Для того, чтобы развить розничную сеть торговых объектов, организация ООО «Чистые Родники» может выбрать один из двух путей развития:
1. Создание новых объектов стационарной торговой сети. Это позволит развить уже имеющиеся возможности и придерживаться стандартной, для самой организации, деятельности.
2. Использовать возможности нестационарной торговли для введения новых для организации методов продаж.
Поскольку в организации на данный момент времени, основной объём внимания оказывается стационарной форме торговли, за счёт относительной неразвитости сети в приделах Республике Беларусь и отсутствия у организации ООО «Чистые Родники» опыта проведения других форм розничной торговли, то наиболее рациональным будет проведение анализа возможностей, которые открываются на рынке розничной нестационарной торговли.
Нестационарный торговый объект – временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, передвижные средства развозной торговли, оснащенные торговые оборудованием, а также передвижные средства розничной торговли. Что значительно упрощает работу организации в данном направлении, позволяет избежать затрат на аренду дополнительного оборудования и территории, для создания или аренды инженерных коммуникаций, которые будут обеспечивать деятельность новых объектов розничной сети ООО «Чистые Родники».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговая сеть – это два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законных основаниях одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
ООО «Чистые родники» - коммерческая организация, занимающаяся оптовой торговлей и розничной торговлей. ООО «Чистые родники» создано на основании решения Минского городского исполнительного комитета.
Главной целью деятельности предприятия является:
• получение доходов из других источников (от сдачи имущества в аренду, от оборота тары),
• обновлении материально-технической базы торговли,
• получение прибыли,
• реализация на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов.
Основную деятельность в направлении розничной торговли организация ООО «Чистые родники» осуществляет через торговую розничную сеть ООО «Соседи».
«Соседи» – это крупная успешная розничная сеть, которая за 18 лет открыла более 100 магазинов по всей стране.
В состав объектов, принадлежащих розничной торговой сети ООО «Чистые Родники», входит:
• магазины;
• универсамы;
• гастрономы;
• гипермаркеты;
• супермаркеты.
В состав структуры магазинов ООО «Чистые Родники» входит 102 магазинов, 27 из которых представляют собой гипермаркеты, а 45 супермаркеты.
Для того чтобы увеличить эффективность функционирования розничной торговой сети ООО «Чистые Родники», наиболее рациональным направлением будет совершенствование структуры торговых объектов розничной торговли, входящих в её состав.
Для того чтобы повысить эффективность и выбрать оптимальный путь развития сети торговых объектов, руководству ООО «Чистые Родники» необходимо выбрать один из видов нестационарной розничной торговли. Это позволит расширить структуру розничной торговой сети и повысить эффективность деятельности самой организации. А как следствие, поведёт за собой улучшение экономических и общих показателей эффективности деятельности организации ООО «Чистые Родники». Данный сегмент покупателей является слабо охваченным и спрос имеющийся в данном направлении не полностью удовлетворённым. Наиболее рациональным путём развития розничной торговой сети ООО «Чистые Родники» является изменение структуры розничной торговой сети, за счёт внедрения в неё объектов нестационарной торговли. А именно – автолавок, для реализации продукции в сельской местности.
1. Абоимова, Н. Э. Организация и технология розничной торговли: учебник / Н. Э. Абоимова. – М.: Академия, 2017.
2. Акулич, В.В. Оценка эффективности торговой деятельности / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. - 2017. - № 2.
3. Гасанова, Т.В. Экономика торговли: пособие / Т.В. Гасанова. - Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2019.
4. Кличеня, Л. Электронные магазины как виртуальные объекты и тенденции их развития / Л. Кличеня // Гермес. – 2016. - №12.
5. Максименко, Н. В. Экономика предприятий торговли / Н. В. Максименко Е. Е. Шишкова. – Минск: Вышэйшая школа, 2019.
6. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
7. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017.
8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Указом Президента Республики Беларусь № 466 от 15.12.2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. belstat.gov.by.
9. Сыроед, Т.Н. Формирование конкурентной среды в торговле товарами народного потребления и роль в ней потребительской кооперации / Т.Н. Сыроед, В.А. Миклушова, В.Е. Колесникова // Потребительская кооперация. - 2012. - №4.
10. Топ-20 торговых сетей Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/484077.html
11.Управление конкурентоспособностью торговых организаций: монография / Р.Р. Салихова, Р.Р. Дыганова. — Москва: Русайнс, 2016.
12. Экономика организации торговли: пособие для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Н. Сыроед, А. З. Коробкин, Н. А. Сныткова; под общ. ред. А. З. Коробкина. — Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2017.
13. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Экономика организаций торговли: учебное пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. — Минск: БГЭУ, 2012.
15. Шелег, Н.С. Маркетинговая схема повышения экономической эффективности работы предприятий потребительской кооперации / Н.С. Шелег, О.В. Комар // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта — Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2017. — № 4.