ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. История создания, становления и развития потребительской кооперации в Республике Беларусь
1.2. Источники правового регулирования функционирования потребительской кооперации в Республике Беларусь
1.3. Зарубежный опыт и международно-правовые стандарты кооперативного движения
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Понятие и принципы создания и деятельности потребительского общества в законодательстве Республики Беларусь
2.2. Союзы потребительских обществ в Республике Беларусь
2.3. Унитарные предприятия в системе потребительской кооперации
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Потребительская кооперация Республики Беларусь представляет собой сложную социально-экономическую систему, решающую ряд важных задач по удовлетворению материальных потребностей и предоставлению услуг обслуживаемому населению, в основном сельскому. Одним из важных структурных элементов потребительской кооперации является ее оптовое звено, претерпевшее за последние два десятилетия значительные изменения. В частности, сократилось число оптовых баз и их доля в розничном товарообороте райпо, изменилась товарная и территориальная специализация оптовых организаций.
Эти изменения происходили и продолжают происходить без должного теоретического осмысления. Поэтому они зачастую приводят к негативным последствиям для всей системы потребительской кооперации: усложнению схем товародвижения, повышению уровня расходов, снижению степени удовлетворения потребностей обслуживаемого населения и др.
Все это обусловливает необходимость уточнения роли и места оптового звена в системе кооперативного хозяйствования, проведения углубленного анализа, который бы позволил осуществить объективную оценку положения дел для того чтобы разработать стратегические и тактические планы его развития.
В качестве методической основы исследования данной проблемы представляется целесообразным использовать такой общенаучный метод, как единство исторического и логического.
Это обусловлено тем, что любые социальные объекты, в том числе и экономические, «…суть объекты исторические, т. е. возникают в какое-то время, существуют в конечном временном интервале и в конце концов прекращают существование» [1].
По этому поводу К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» [2].
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. История создания, становления и развития потребительской кооперации в Республике Беларусь
Период зарождения потребительской кооперации Беларуси приходится на последнюю четверть XIX столетия. До 1917 года кооперативный сектор представлял собой совокупность разрозненных потребительских обществ, не игравших значительной роли в экономике страны. К примеру, в 1913 году на долю потребительских кооперативов, расположенных на территории современной Беларуси, в розничном товарообороте приходилось лишь 1,2 %.
В это время потребительская кооперация являлась фактически независимой от государства системой, нацеленной на решение экономических задач своих членов-пайщиков.
Началом зарождения кооперативной оптовой торговли Российской империи, в состав которой входила территория современной Республики Беларусь, принято считать 1898 год, когда 18 потребительских обществ основали на своем учредительном собрании Московский союз потребительских обществ (МСПО). Важнейшей составляющей деятельности МСПО являлась оптовозакупочная деятельность союза, которая способствовала повышению эффективности деятельности входящих в его состав потребительских обществ.
По объемам оптового товарооборота МСПО среди кооперативных союзов и закупочных обществ занимал третье место в мире. Помимо МСПО, оптовой торговлей занимались и другие кооперативные союзы, как входившие в его состав, так и не являющиеся его членами [3, с. 67].
Однако современный вид и значение потребительская кооперация и, в частности, ее оптовая подсистема сформировались после 1917 года, когда политическая и экономическая ситуации в стране коренным образом изменились.
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Понятие и принципы создания и деятельности потребительского общества в законодательстве Республики Беларусь
В гражданском праве выделяются три основных способа создания юридического лица: заявительный, распорядительный и разрешительный.
При заявительном способе учредители сами являются в регистрирующий орган, то есть исключается необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Регистрирующий орган не вправе отказать учредителям юридического лица в регистрации при отсутствии нарушений законодательных норм, регламентирующих порядок создания [6].
Таким образом, юридические лица образуются заявительным способом тогда, когда учредители самостоятельно принимают решение о его создании, формируют уставный капитал и осуществляют государственную регистрацию, после чего юридическое лицо начинает обладать правосубъектностью.
Уполномоченный государственный орган, вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица в том числе и организаций, сотрудничающих с Райпо, через процедуру государственной регистрации факта создания, устанавливающую перечень документов, необходимых для подачи в регистрирующий орган.
Таким образом, заявительный порядок создания юридического лица имеет отличительную особенность от других способов, так как в нем компетенция регистрирующего органа ограничена только проверкой соответствия достоверности сведений, предоставленных в налоговые органы, без учета целей полезности или целесообразности создаваемого юридического лица.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В современных условиях кооператив может рассматриваться как один из социальных механизмов регулирования противоречий и издержек рыночной экономики, как субъект рынка, способствующий формированию конкурентной среды.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь провозглашает принцип сотрудничества в целях развития государственной помощи. Действительно, существующие в Беларуси принципы ведения бизнеса и структура управления организациями не в полной мере соответствуют изменениям социально-экономических условий. Недостаточное теоретическое изучение положения потребительской кооперации в современной экономике приводит к тому, что на практике некоммерческие предприятия (потребительские кооперативы) используют экономические механизмы антиевропейских предприятий-коммерческих торговых организаций.
Социальная миссия кооператива теряет смысл в механизмах коммерческой торговли, что является одной из причин медленного банкротства потребительских обществ, которые пытаются поддерживать убыточные розничные сети в небольших регионах, используя прибыль, полученную от других сегментов рынка, чтобы компенсировать потери обслуживания. Законодательство Республики Беларусь о деятельности потребительской кооперации основано на Гражданском кодексе Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года № 93-З "О потребительской кооперации Республики Беларусь" [18].
Программа социально-экономического и инновационного развития Республики Беларусь, концепция развития потребительской кооперации на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Совета Белкоопсоюза от 29 февраля 2016 года № 47) направлена на повышение благосостояния населения и приближение уровня развития республики к показателям европейских стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период зарождения потребительской кооперации Беларуси приходится на последнюю четверть XIX столетия.
Началом зарождения кооперативной оптовой торговли Российской империи, в состав которой входила территория современной Республики Беларусь, принято считать 1898 год, когда 18 потребительских обществ основали на своем учредительном собрании Московский союз потребительских обществ (МСПО). Важнейшей составляющей деятельности МСПО являлась оптовозакупочная деятельность союза, которая способствовала повышению эффективности деятельности входящих в его состав потребительских обществ.
Правовую основу регулирования кооперации в Республике Беларусь составляют ст. 107 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ) о производственном кооперативе и ст. 116, которая определяет правовой статус потребительского кооператива. Пункт 6 ст. 116 ГК РБ определяет виды потребительских кооперативов, к которым относятся: – потребительская кооперация (потребительские общества, их союзы), правовое положение которой определяется ГК РБ и другим законодательством о потребительской кооперации; – иные потребительские кооперативы (жилищные, жилищно-строительные кооперативы, гаражные кооперативы и др.), правовое положение которых определяется ГК и иным законодательством.
В странах, ратифицировавших Договор о Евразийском экономическом союзе, в последние годы произошли существенные правовые и экономические преобразования в области сельскохозяйственной потребительской кооперации (далее – СПоК). Учитывая то, что Республика Беларусь является участницей упомянутого образования и последовательно движется в сторону все большей унификации законодательства с иными входящими в него странами, считаем важным более детально изучить опыт Республики Казахстан и Российской Федерации – основных партнеров нашей страны по ЕАЭС.
1. Адуков, Р. Х. Управленческая природа факторов развития сельскохозяйственной потребительской кооперации / Р. Х. Адуков // Экономика сельского хозяйства России. – 2016. – № 11. – С. 85–90.
2. Астрейко, И. В. О государственно-частном партнерстве в Беларуси / И. В. Астрейко // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Бланк, Г. Я. Основы теории и история потребительской кооперации СССР : учеб. пособие для вузов / Г. Я. Бланк. – М. : Изд-во Центросоюза, 1963. – 223 с.
4. Быстров, Г. Е. Кооперативное законодательство России и государств ЕС / Г. Е. Быстров. – Berlin : Lambert Academic Publishing, 2012.
5. Быстров, Г. Е. Совершенствование кооперативного законодательства: международный и российский правовой опыт. Проблемы совершенствования гражданского законодательства / Г. Е. Быстров : материалы IV Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся, Москва, 28 октября 2009 г. // Научные труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М. : Юриспруденция, 2010.
6. Вахитов, К. И. Потребительская кооперация СССР : учеб. для кооп. техникумов / К. И. Вахитов. – 3-е изд., перераб. – М. : Экономика, 1991. – 176 с.
7. Гадлевская, Е. В. Потребительский кооператив как организационно-правовая форма некоммерческой организации / Е. В. Гадлевская // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
8. Гайдаржи, К. А. Сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив как отдельная организационно-правовая форма юридического лица / К. А. Гайдаржи // Научно-практический журнал «Право.by». – 2014. – № 1. – С. 131–135.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. // 342 ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Дихтяр, Г. А. Советская торговля в период построения социализма / Г. А. Дихтяр. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1961. – 472 с.
11. Дихтяр, Г. А. Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма / Г. А. Дихтяр. – М. : Наука, 1965. – 212 с.
12. Зиновьев, А. А. На пути к сверхобществу / А. А. Зиновьев. – СПб. : Нева, 2004. – 601 с.
13. Козыревская, Л. А. Потребительская кооперация Республики Беларусь как участник гражданско-правовых отношений / Л. А. Козыревская. – Минск : Право и экономика, 2007. – 210 с.
14. Концепция развития потребительской кооперации на 2016–2020 гг. : утв. постановлением Правления Белкоопсоюза от 29 февр. 2016 г. № 47 // Локальные нормативно-правовые акты по вопросам развития организаций потребительской кооперации на 2016–2020 гг. – Минск, Белкоопсоюз. – 155 с.
15. Малкина, И. В. Организационно-правовой аспект проблем и перспектив сельскохозяйственного производственного кооператива / И. В. Малкина // Научно-практический журнал «Право.by». – 2016. – № 1. – С. 54–58.
16. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. – 2-е изд. – М. : ГИПЛ, 1961. – Т. 13, Ч. 1. – 512 с.
17. О государственно-частном партнерстве : Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2015 г. № 345-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 25 февр. 2002 г. № 93-З (в ред. от 13 июня 2016 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Панкратов, Ф. Г. Роль оптовой торговли потребительской кооперации СССР в организации товародвижения / Ф. Г. Панкратов. – М. : Центросоюз : Моск. кооп. ин-т, 1971. – 146 с.
20. Потребительская кооперация и сельский рынок / А. И. Савинский [и др.]. – Минск : МП, 1993. – 216 с.