ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «многодетная семья», характеристика социально–педагогических и психологических проблем многодетных семей
1.2 Особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях
1.3 Проблемы детско-родительских отношений многодетных семей
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Направления деятельности социального педагога УДО «Ясли-сад № 32 г. Лида»
2.2 Методика проведения исследования
2.3 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья была, есть и остается важнейшим средством формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – важнейший фактор социализации ребенка. От этого во многом зависит то, как будет развиваться физическое, эмоциональное и социальное развитие человека в течение его жизни. Тип семьи влияет на процесс социализации. Есть разные типы семей.
Мы решили более подробно остановиться на изучении особенностей многодетной семейной жизни. Число таких семей в последнее время увеличилось. В эту категорию входят семьи с 3 и более детьми. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Развод случается довольно редко. Семьи составляют коллектив детей разного возраста, которые берут на себя много домашних заданий. Уважение к родителям и лидерство старших по возрасту имеет особое значение в отношениях многодетных семей. В таких семьях больше семейных дел, общих проблем и трудностей, радостей общения не только между людьми разного пола, но и между людьми разного возраста. Воспитанием в многодетной семье занимаются не только родители, но и сами дети: младшие учатся у старших, принимают их привычки и опыт.
Многие педагоги считают, что многодетные семьи лучше исполняет свою функцию по подготовке детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, подвижны и независимы, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что самая оптимальная семья– это три или четыре ребенка. Это число отвечает потребностям общества в более широком воспроизводстве населения и дает всем участникам возможность испытать весь спектр родственных чувств.
Современные исследователи, изучая оптимальное количество детей в семье (Антонов А.И., Баландина Л.Л., Куликова Т.А. и др.), установили, что эффективность воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония взаимоотношений супругов, снижение конфликтности во взаимоотношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье связаны напрямую с количеством детей.
Цель исследования – определить социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях.
Объект исследования – многодетные семьи.
Предмет исследования – социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «многодетная семья», характеристика социально–педагогических и психологических проблем многодетных семей
Семья является «социальным институтом, то есть стабильной формой человеческих отношений, в которой происходит основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, роды и первичная социализация детей, неотъемлемая часть домашнего ухода, образования и медицинских услуг особенно для детей и пожилых людей» [9, с. 61].
Семья является основополагающим принципом интеллектуального, экономического и социального развития общества и выполняет следующие функции:
– хозяйственно-экономическую – планирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности по ведению домашнего хозяйства и организации семейной жизни;
– репродуктивную – продолжение человечества через рождение детей;
– коммуникативную – создание благоприятного семейного микроклимата, организация семейного общения;
– воспитательную – передача социального опыта взрослыми членами семьи детям;
– рекреативную – организация отдыха и свободного времени членов семьи, развитие их интересов и потребностей;
– психотерапевтическую – психологическое сопровождение членов семьи в различных жизненных ситуациях, создание благоприятного эмоционального климата в семье для восстановления физической и умственной силы членов семьи, которые были потрачены в различных стрессовых ситуациях [11, с. 59].
Исходя из парадигмы понимания семьи как социальной группы, ее можно определить как динамическую небольшую социальную группу людей, для которой характерны сожительство (временное отсутствие) и семейные отношения (брак, родство, усыновление, опека, своячество и т. д.), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью [4, с. 12].
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Направления деятельности социального педагога УДО «Ясли-сад № 32 г. Лида»
В отличие от школы, в которой социальный педагог в основном занимается девиантным поведением и проблемами обучения детей, в детском саду он должен поддерживать социализацию и адаптацию ребенка и создавать для него приятные условия в семье и в детском саду.
В дошкольном образовательном учреждении социальный педагог выполняет следующие направления работы:
1. Работа с семьями воспитанников:
– педагогическое обучение родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
– удовлетворение индивидуальных пожеланий родителей в форме индивидуальной и групповой работы;
– исследование состояния средовых факторов социального развития ребенка, связанных с семьей.
2. Работа с воспитателями детского сада:
– удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов в вопросах социального развития детей и взаимоотношений с родителями;
– исследование средовых факторов социального развития детей в образовательном пространстве дошкольных учреждений.
3. Работа с воспитанниками детского сада:
– организация мероприятий по развитию индивидуальности детей и их социализации;
– коррекция социального развития детей по результатам диагностики и требованиям педагогов и родителей;
– организация свободного времени детей.
4. Работа с другими услугами дошкольного образования: координация взаимодействия общественных субъектов в работе с семьей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для определения социально-педагогических и психологических проблем детско-родительских отношений в многодетных семьях нами были выполнены следующие задачи:
1) Рассмотрена сущность понятия «многодетная семья» и характеристика социально–педагогических и психологических проблем многодетных семей.
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей.
2) Выявлены особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях.
В многодетных семьях родители не имеют возможности уделять много времени каждому ребенку, поэтому существует усиленная конкуренция между детьми за внимание родителей, тип адаптации в обществе и, исходя из этого, его индивидуальный тип адаптации к ситуации, в которой человек находится. Дети часто демонстрируют заниженную самооценку, неадекватные представления о своей значимости. Дети растут гораздо дружелюбнее и больше подходят для жизни. Словесное поощрение – важный рычаг влияния на воспитание. И самое главное, дети из многодетных семей, – умеют общаться с людьми и всегда находить общий язык в коллективе.
3) Рассмотрены проблемы детско-родительских отношений многодетных семей.
Основная проблема, с которой сталкиваются дети, – это их отношения с родителями. Большое количество детей в многодетных семьях ведёт к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее близки со своими родителями. Сложный психологический климат: недооценка взаимопонимания с родителями и одновременно повышенная потребность в родительской поддержке. Отношение старшего ребенка к детям, родившимся позже (средним и младшим), в основном связано с ревностью и соперничеством.
Многодетная семья менее способна удовлетворить потребности и интересы ребенка, которому и так уделяется гораздо меньше времени, чем семье с одним ребенком, и это влияет на развитие детей.
4) Изучены социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 160-173.
2. Баландина, Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина. – Пермь, 2008.
3. Дивицина, Н. Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин; под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 160-195.
5. Каспарова, Ю. Мы нужны друг другу: Подростки и их родители // Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом «Первое сентября». – 2009. – № 21 (1-15 ноября). – С. 43-44.
6. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе / В.Г. Краснова. – Волгоград: ВолДУ, 2004. – 60 с.
7. Кудрявцева, А.Г. Многодетные семьи: образ жизни, здоровье детей, социальная защита / А.Г. Курзенева. – Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 1999. – 17 с.
8. Куровская, С.Н. Типология конфликтов в семье // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта.– 2010. – № 3. – С. 115-119.
9. Мартынова В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов ораганов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – С.84.
10. Мельникова-Шаркова, Е. А. Влияние социальных и биологических факторов на девиантное поведение несовершеннолетнего / Е. А. Мельникова-Шаркова // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 39.
11. Миронович, Л. А. Содержание социально-психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся-правонарушителей (на примере учреждений образования Сенненского района): снижение стремления к совершению правонарушений у подростков через коррекцию агрессивного поведения / Людмила Александровна Миронович // Современное образование Витебщины. – 2019. – № 1. – С. 73-77.
12. Орлов, А.Л. Состав семьи и семейные взаимоотношения у подростков с нарушениями поведения //Адукацыя і выхаванне.– 2010. – № 7.–С. 55-65.
13. Поскребышева, Н. Н. Образ детско-родительских отношений / Н.Н. Поскребышева, Н. Д. Юсифова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 126-134.
14. Реан, А. А. Семья с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 75-88.
15. Сидорова, М.В. Детско-родительское общение // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 3.–С. 15-20.
16. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / [сост. Н. В. Пономаренко]. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 96 с.
17. Тавкинь, Е. Т. Влияние стиля родительских отношений на личностные особенности подростков: семья — важнейший социальный институт / Екатерина Тадеушевна Тавкинь // Современное образование Витебщины. – 2016. – № 4. – С. 72-74.
18. Усенко, И. И. Влияние семьи на формирование ответственного поведения / И. И. Усенко // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 50-52.
19. Фурманов, И.А. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2008. – №4(20). – С. 74-81.
20. Фурманов, И.А. Согласованность тактик разрешения родителько-детского конфликта при дисциплинировании ребенка / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2009. – №3(23). – С. 76-82.