ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ КОДИФИКАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.1 Сравнительный анализ КЗоТ РСФСР 1918 г., КЗоТ РСФСР 1922 г., КЗоТ УССР 1922 г. и КоТ БССР 1929 г.
1.2 Краткий обзор кодификации трудового законодательства в СССР в 1970-х гг. (Основы, КЗоТ РСФСР, БССР и УССР)
ГЛАВА 2 КОДИФИКАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА И ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
2.1 История разработки и совершенствования Трудового кодекса Республики Беларусь
2.2. История разработки и совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации
2.3 Опыт разработки проекта Трудового кодекса Украины и причины его непринятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Материальную основу общества образует трудовая деятельность людей. Труд выступает независимым от любых общественных форм условием существования человека, и представляет его вечную естественную необходимость.
Все, что мы используем в повседневной жизни, выступает итогом целенаправленной деятельности многих поколений людей.
Организация труда как в масштабе всего общества, так и в рамках конкретного хозяйства образуется под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективной основой выступают производственные отношения, складывающиеся независимо от воли и сознания людей и развивающиеся по определенным законам общества и природы. История материальной культуры и духовного развития человеческого общества указывает на непрерывный прогресс в развитии орудий производства и методов труда, их преемственности в процессе смены способов производства, обогащении производственного опыта, способов и навыков в организации труда.
Потребность в правовом регулировании организации труда предопределена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование выступает самым эффективным способом организации множественных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми.
Назначение права также заключается в том, чтобы посредством регулирования меры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества как самого труда, так и его результатов.
История развития трудового права не столь велика, однако она прошла длительный и довольно своеобразный путь, предопределенный сложностью и исключительной значимостью социальной роли трудового права в обществе.
Объект работы составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе изучения истории кодификации трудового права и трудового законодательства Беларуси, России и Украины.
Предметом работы являются нормы трудового права и научная литература, посвященная истории кодификации трудового права и трудового законодательства Беларуси, России и Украины.
Целью работы выступает анализ норм трудового права и научной литературы, посвященной истории кодификации трудового права и трудового законодательства Беларуси, России и Украины.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ КОДИФИКАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.1 Сравнительный анализ КЗоТ РСФСР 1918 г., КЗоТ РСФСР 1922 г., КЗоТ УССР 1922 г. и КоТ БССР 1929 г.
Трудовое право всегда выступало достаточно важным, однако сложным и емким понятием. И для полного уяснения его смысла было бы целесообразно рассмотреть некоторые моменты его развития.
Так как его сердцевину всегда составляли кодексы, историю трудового права и проблемы современности рассмотрим согласно его кодификации [1, c. 26]
Для периода, охватывающего конец XIX – начало XX века, характерно наличие проблемы, затрагивающей экономическое и социальное положение рабочих. Сплочение рабочего класса, а также противостояние между ним и буржуазией предопределили необходимость реформирования законодательства о труде. Отметим, что само понятие «трудовое законодательство» тогда еще не использовалось, а более обыденными названиями являлись рабочее или фабричное законодательство.
Говоря о кодифицированных актах трудового законодательства, упомянем, что Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. (далее – КЗоТ 1918 г.) относится к первому трудовому кодексу как на территории РСФСР, так и в целом мире [2].
Среди положений, которые закреплялись КЗоТ 1918 г., следует выделить: установление 8-часового рабочего дня; 42-часового еженедельного непрерывного отдыха; освобождение женщин от работ в течение 8 недель до и 8 недель после родов с сохранением заработка и запрет труда детей в возрасте до 16 лет.
Также, исследуемый кодекс включал и нормы о всеобщей трудовой повинности и запрете свободного перехода из одного предприятия или учреждения в другое, которые не отвечали интересам рабочих.
Со временем в КЗоТ 1918 г. были внесены существенные изменения, однако на деле в полном объеме он практически не использовался. Трудовые отношения стали регламентироваться декретами и постановлениями правительства, что было связано с внутренними и внешними причинами. Вместе с тем, в 1920-1921 годы действие Кодекса даже на время приостанавливалось в связи с выпуском Общего положения о тарифе, объединившего трудовое законодательство этого периода [2, c. 119].
ГЛАВА 2 КОДИФИКАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА И ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
2.1 История разработки и совершенствования Трудового кодекса Республики Беларусь
Совершенствование экономической системы Республики Беларусь напрямую сопряжено с созданием рынка, одним из неотъемлемых элементов которого выступает рынок рабочей силы. Рынок берет свое начало с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без данных элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.
Отметим, что рынок рабочей силы значительно отличается от других рынков. Основное отличие заключается в том, что рабочая сила выступает товаром особого рода, не отделимым от личности [13, с. 59]. Регулировать такой специфический рынок призвано в первую очередь трудовое законодательство, основное назначение которого коренится в социальной защите, определении границ допустимого использования нанимателем рабочей силы, чьим носителем выступает работник.
Трудовое законодательство, которое начало складываться в недрах командно-административной системы экономики, не могло регламентировать новые общественные отношения. Возникла необходимость полного переосмысления как основных теоретических, так и прикладных положений юридической науки, включая трудовое право, с тем чтобы они придерживались во многом принципиально другой модели экономики [14, с. 39-40]. Возникла необходимость в проведении реформы трудового законодательства.
Реформа трудового законодательства в Беларуси началась в 1991 году и нашла отражение в новой редакции КЗоТ, законах о профсоюзах, коллективных договорах и соглашениях, порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), занятости населения, индексации доходов населения в связи с инфляцией, принятых в 1991-1994 годах. Названными актами законодательства и развивающими их подзаконными актами осуществлялась подстройка отдельных институтов и норм под новые экономические условия.
Более того, с 1993 года согласно специальному поручению Верховного Совета [15] было положено начало разработке проекта Трудового кодекса, с принятием которого реформа трудового законодательства получила бы завершение на законодательном уровне. Данный законопроект был внесен Президентом Республики Беларусь на рассмотрение Верховного Совета в феврале 1995 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования хотелось бы сделать следующие выводы.
Наивысшей степенью согласованности и комплексности права выступает кодификация. С ее помощью право получает возможность проявить свою регулирующую роль. Ее исследование становится возможным при осуществлении сравнительного анализа институтов трудового права, регламентирующих трудовые отношения, с предварительным правовым регулированием, то есть определить степень новизны и степень преемственности в правовом регулировании.
Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. относится к первому трудовому кодексу как на территории РСФСР, так и в целом мире. Со временем в КЗоТ 1918 г. были внесены существенные изменения, однако на деле в полном объеме он практически не использовался.
КЗоТ 1922 г. внес большой вклад в развитие правового регулирования труда. Им было заменено принудительное привлечение к труду трудовым договором. Возникает возможность заключать коллективные трудовые договоры. Уравнительное распределение заработной платы и трудовая повинность предусматривались в определенных ситуациях.
Кодекс законов о труде в Украине впервые был принят в конце 1922 года. Фактически он был разработан в России и как проект получен Украиной в июне 1922 г. Сразу же началась работа по его исследованию, хотя существенных изменений в него внесено не было. Даже нумерация статей осталась неизменной.
Советским государством работникам были предоставлены новые демократические права и закреплены гарантии их реализации. Очередным этапом в развитии советского законодательства о труде явилось принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года Закона «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде».
Обновленный Кодекс законов о труде РСФСР вступает в действие с 1 апреля 1972 года. КЗоТ 1971 г. впервые была введена норма о гарантиях при приеме на работу, то есть практически запрещена дискриминация.
Следом за Основами вытекло принятие Верховным Советом БССР КзоТ БССР 1972 г., вступившего в действие 1 октября 1972 года. Как и действовавшие до этого на территории Беларуси законы о труде, КЗоТ 1972 г. распространял свое действие исключительно на отношения найма, то есть отношения, созданные на трудовом договоре.
КзоТ УССР 1971 г. был утвержден Верховной Радой Украины 10 декабря 1971 года и вступил в силу 1 июня 1972 года. В него входило 18 глав, объединявших 265 статей.
Советское право оказало значительное влияние на становление современного российского права. Удивительным является тот факт, что в таком государстве как СССР действовал один из самых значимых не только для России, но и для всего мира кодекс о труде, который по своей природе выступал демократическим актом. Законодатель, с 1922 года старается не упустить ни одного вопроса, который мог бы оставить нерешенными проблемы, затрагивающие права трудящихся. Начиная с 1918 года, законодатель предполагал охрану и защиту труда, а также социальные льготы и гарантии.
1 Губжокова, Л.А. Значение Кодекса законов о труде 1918 г. в становлении трудового права России / Л.А. Губжокова // Общество и право. – 2006. – № 3 (13). – С. 26-27.
2 Кодекс законов о труде: принят ВЦИК, 10 декабря 1918 года // Собр. узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьян. Правительства. – 1918. – Отд. 1. – № 87-88. – Ст. 905.
3 Кодекс законов о труде РСФСР издания 1922 года: принят на IV сессии 9 ноября 1922 года: введен в действие постановлением ВЦИК 9 ноября 1922 года // Собр. узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьян. Правительства. – 1922. – Отд. 1. – № 70. – Ст. 903.
4 Васенёв, В.В. Основные тенденции развития трудового права в СССР и их влияние на трудовое право РФ / В.В. Васенёв // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 54-58.
5 Кодекс законов о труде УССР 1922 года: с алфавитным указателем. – Харьков: Изд. Нар. Ком. Юстиции, 1922. – 71 с.
6 Кодекс о труде БССР: постановление ЦИК и СНК Белорус. ССР, 27 июля 1929 года // Собр. законов и распоряжений Рабоче-крестьян. Правительства Белорус. Социалист. Совет. Респ. – 1929. – Отд. 1. – № 33. – Ст. 191.
7 Дубовик, Е.А. Из истории регулирования социально-трудовых отношений на евразийском пространстве в период НЭПа / Е.А. Дубовик // Общая история единения народов. Роль лидеров Казахстана и Беларуси в становлении и развитии независимых государств: материалы Международной научной конференции, 25 марта 2015 года, г. Минск / отв. ред. А.И. Лойко. – Минск: БНТУ, 2015. –С. 233-238.
8 Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: Закон СССР от 15 июля 1970, № 2-VIII (утратил силу) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
9 Кодекс законов о труде Российской Федерации: утвержден ВС РСФСР 9 декабря 1971года: в ред. от 10 июля 2001 года: с изм. от 24 января 2002 года (утратил силу) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
10 Об утверждении Кодекса законов о труде Белорусской ССР: Закон Белорус. ССР, 23 июня 1972 г. // Собр. законов, указов Президиума Верхов. Совета Белорус. ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорус. ССР. – 1972. – № 18. – Ст. 266.
11 Лебедев, В.М. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма) / В.М. Лебедев, Е.Р. Воронкова, В.Г. Мельникова. – Москва: Статут, 2007. – 852 с.
12 Кодекс законов о труде Украины: утвержден законом УССР от 10 декабря 1971 года № 322-VIII: с изм. и доп. по сост. на 30 марта 2020 года // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
13 Пашков, А.С. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики / А.С. Пашков // Государство и право. – 1993. – № 6. – С. 57-65.
14 Хохлов, Е.Б. О механизме правового регулирования труда в условиях многоукладной экономики / Е.Б. Хохлов // Правоведение. – 1994. – № 2. – С. 39-48.
15 О введении в действие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь: Постановления Верховного Совета от 15 декабря 1992 года // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1993. – № 4. – Ст. 37.
16 Кривой, В.И. Теоретические проблемы кодификации законодательства о труде Беларуси: диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.05 – Трудовое право; Право социального обеспечения / В.И. Кривой; Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб.,1996. – 54 с.
17 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: с изм. и доп. от 18 июля 2019 года // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года, № 197-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года: вред. от 31 июля 2020 года: с изм. и доп., вступ. в силу с 13 августа 2020 года // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
19 Чистяков, О.И. История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / О.И. Чистяков [и др.]; под редакцией О.И. Чистякова. – 6-е изд., испр. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 434 с.
20 Коваль, О.П. Щодо окремих новацiй проекту Трудового Кодексу Украiни / О.П. Коваль // Вестник экономической науки Украины. – 2015. – № 2. – С. 33-36.
21 Поиха, А. Перспективи прийняття Трудового кодексу Украши / А. Попха // Громадська думка про правотворення. – 2015. – № 3. – С. 13-18.