Введение
1 Досудебный порядок урегулирования споров в хозяйственном судопроизводстве: понятие, значение, виды
1.1 Сущность досудебного порядка урегулирования споров
1.2 Медиация как досудебный способ урегулирования спора в хозяйственном процессе
1.3 Примирительные процедуры как способ урегулирования спора
2 Претензионный порядок урегулирования спора в хозяйственном судопроизводстве
2.1 Понятие и сущность претензионного порядка урегулирования спора
2.2 Порядок предъявления и рассмотрения претензий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Нельзя отрицать, что ядром всей системы урегулирования споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должна оставаться форма судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом.
Для защиты своих прав субъекты хозяйствования имеют право обращаться в суд. В то же время необходимо в полной мере развивать методы, широко зарекомендовавшие себя в мире: досудебное урегулирование споров путем переговоров, а также других способов разрешения хозяйственных споров, например, посредством обращения к медиатору.
В Республике Беларусь все большее распространение получают альтернативные способы урегулирования правовых конфликтов. Одним из таких способов является институт медиации, который применяется в гражданском процессе.
Наличие досудебного порядка урегулирования хозяйственных споров обеспечивает доказательственную базу при непосредственном рассмотрении дела в суде, но при этом благодаря, например, соблюдению претензионного порядка спор может быть разрешен во внесудебном порядке.
Стороны вправе обращаться в суд при принятии самостоятельных мер по урегулированию спора. Однако в теории и на практике остается неразрешенным ряд вопросов относительно адреса направления претензии, подтверждения ее направления, возможности расхождение требований, заявленных в претензии и в исковом заявлении и т.д.
Действительно, судебная защита, будучи универсальной формой защиты прав, не должна быть правовой панацеей от любых юридических проблем. Механизм оптимизации судебных и альтернативных форм защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов давно является одним из наиболее спорных вопросов юриспруденции.
В связи с вышеизложенным, необходимы комплексные научные исследования досудебного урегулирования споров как сложной правовой системы.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе досудебного порядка урегулирования споров, предъявления и рассмотрения претензий, использования иных форм досудебного урегулирования.
Предметом исследования выступают национальное законодательство, научные труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования.
Цель работы – комплексное исследование правового регулирования применения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров по законодательству Республики Беларусь.
1 Досудебный порядок урегулирования споров в хозяйственном судопроизводстве: понятие, значение, виды
1.1 Сущность досудебного порядка урегулирования споров
Защиту экономических прав и законных интересов юридических лиц и граждан, общества и государства в предпринимательской сфере осуществляют специально уполномоченные органы – экономические суды. Право на судебную защиту является конституционным, реализуется субъектами хозяйствования в рамках строго определенной процессуальной формы и представляет собой гарантированный Конституцией Республики Беларусь механизм охраны прав и свобод, который обеспечивается деятельностью судебных органов по предупреждению нарушений законных интересов, устранению препятствий реализации прав и свобод, восстановлению нарушенного права посредством осуществления правосудия [9, с. 24].
Порядок обращения в экономический суд закреплен в гл. 18 и иных нормах Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
Согласно ч. 3 ст. 6 ХПК, если законодательными актами для категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение суда, рассматривающего экономические дела, лишь при условии соблюдения такого порядка [25].
Таким образом, в силу ХПК соблюдение досудебного порядка является обязательным только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами или договором.
Длительное время в отечественном законодательстве нормы, содержащие указание на необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, носили фрагментарный характер.
Существенное расширение круга дел, по которым его соблюдение является обязательным, произошло после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 10 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее – Закон) [16].
По делам, по которым его соблюдение является обязательным, досудебный порядок является одним из условий обращения в суд.
Помимо условий, наличие которых позволяет истцу обратиться в экономический суд за защитой нарушенных прав, в законе закреплен и перечень оснований для отказа в принятии искового заявления, его возвращения и оставления без движения. Этот перечень содержится в ст. 162-164 ХПК и является исчерпывающим.
2 Претензионный порядок урегулирования спора в хозяйственном судопроизводстве
2.1 Понятие и сущность претензионного порядка урегулирования спора
Абрамович В. А. рассматривает претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора как одну из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке самостоятельного урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в суд [2, с.59].
Претензионный порядок урегулирования споров уже стал действенным способом внесудебного нивелирования конфликта. Исходя из опыта многих юристов, после направления претензионных требований отношение получателя такого письма к сути вопроса о задолженности меняется: от необоснованного игнорирования диалог начинает переходить в конструктивное правовое русло. Об этом свидетельствует и практика экономических судов [1, с.45].
Непосредственно после направления претензии происходит погашение задолженности из-за убеждения должника в том, что кредитор настроен решительно и будет добиваться восстановления своих прав, причем с дополнительными потерями для задумывающегося о перспективах спора должника. Должник понимает, что направление претензии необходимо и для того, чтобы обратиться с иском к нему в экономический суд [1, c. 46].
Цели и значение обязательного претензионного порядка следующие:
– возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях, и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;
– возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю;
– содействие осознанию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
– формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству [2, с.61].
Правовая основа применения претензионного порядка урегулирования споров в Республике Беларусь закреплена в ГК и ХПК, которые наряду с иными актами законодательства, определяют способы защиты гражданских прав, связанных с осуществлением субъектами хозяйствования предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. В силу ч. 4 ст. 6 ХПК лица, имеющие право на обращение в экономический суд, могут обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то есть действующее хозяйственное процессуальное законодательство предусматривает случаи обязательного и необязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования споров.
Несоблюдение досудебного порядка, если он является обязательным в силу закона или договора – ст. 162 и ст. 151 ХПК.
2. Существуют различные формы досудебного урегулирования хозяйственных споров. Наиболее распространенным является досудебный порядок урегулирования. Помимо этого сторонами стороны непосредственно в тексте договора могут предусмотреть иной порядок.
3. Медиация как досудебный способ урегулирования спора представляет собой способ разрешения конфликта, при котором конфликтующие стороны преодолевают конфликт путем проведения переговоров с участием нейтрального лица – медиатора. Основная задача медиации – способствовать развитию конструктивных взаимоотношений сторон, приведение сторон в мирное сосуществование.
4. Примирительную процедуру можно рассматривать как разновидность досудебного порядка, так как она представляет собой стадию хозяйственного процесса, предшествующая традиционным стадиям правоприменения, в рамках которых процесс классически подразделяется на стадии разрешения и рассмотрения дела.
Особенность примирительных процедур как стадии процесса заключается в том, что они могут возбуждаться неоднократно по инициативе сторон либо суда на любых этапах судопроизводства, предваряя собой переход к той или иной стадии правоприменения.
5. Претензионный порядок урегулирования спора имеет превентивную функцию, позволяет избежать возможного судебного процесса, урегулировать конфликт на наиболее выгодных условиях, сохранить партнерские отношения между сторонами, создать юридические основания для рассмотрения требования в порядке приказного производства, сформировать доказательственную базу для последующего судебного процесса в случае неурегулирования спора в досудебном порядке.
6. Порядок оформления и предъявления претензии имеет регламентированный характер. Наиболее надежным вариантом соблюдения претензионного порядка урегулирования спора является его фиксирование по условиям договора. При этом условия договора не могут противоречить предусмотренному ХПК порядку, а могу его конкретизировать и дополнять.
1. Абрамович, В. А. Адвокатские заметки о претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юридический мир. – 2012. – № 3. – С. 44-49.
2. Абрамович, В. А. О претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 5. – С. 59-61.
3. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 171 с.
4. Байдан, Л. Г. Сначала — претензия, потом — иск, или Претензионный порядок через призму возврата исков судом / Л.Г. Байдан // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2012. – № 4. – С. 66-71.
5. Бесемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Х.Бесемер. – Калуга, 2005. – 104 с.
6. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З: принят Палатой представителей 3 апреля 2006 года: одобрен Советом Республики 24 апреля 2006 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 декабря 1998г., №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
8. Гук, М.В. Претензионный порядок урегулирования спора как условие договора (по состоянию на 28.08.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
9. Дарькин, А.О. Внесудебная форма защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц / А.О. Дарькин // Современный юрист. – М., 2014. – № 3. – С.18-26.
10. Еленский, Р.С. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора (по состоянию на 13.08.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
11. Золотая, И.С. Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора как условие реализации права на обращение в экономический суд (по состоянию на 18.08.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
12. Жук, А. Претензия – не основание / А. Жук // Юридический мир. – 2010. – № 8. – С. 111-112.
13. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 118-З: принят Палатой представителей 29 мая 2002 года: одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
14. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 321-З: принят Палатой представителей 13 октября 1999 года: одобрен Советом Республики 28 октября 1999 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
15. Кондращук, С.В. Претензионный порядок: когда обязателен, а когда нет (по состоянию на 28.03.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
16. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства: Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
17. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
18. О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 27 мая 2011 г., № 6 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2020.
19. О медиации: Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 58-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Об изменении Законов: Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 277-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
21. Об утверждении Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
22. Полевая, М. Предъявляем претензию. Как установить претензионный порядок, удобный вам / Маргарита Полевая // Главный бухгалтер. – 2014. – № 10. – С. 81-84.
23. Рыбак, С.В., Кучура, П.И. Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов) : учеб.-метод. комплекс / С. В. Рыбак, П. И. Кучура. – Минск : МИТСО, 2017. − 73 с.
24. Сысуев, Т. В. Особенности применения досудебного порядка урегулирования спора : комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 / Т.В. Сысуев // Юрист. – 2011. — № 9. — С. 16—20.
25. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года: одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
26. Черемисин, П.Г. Примирительные процедуры и место мирового соглашения в их системе / П.Г. Черемисин // Вест. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. – 2010. – №1. – С. 158 - 167.
27. Четверикова, Е. Ю. Соблюдение формальных требований при составлении претензии / Е. Ю. Четверикова // Юридический мир. – 2012. – № 6. – С. 58-60.