Введение
Глава 1 Экономическая сущность материально-технического обеспечения производства
1.1 Сущность и функции материально-технического обеспечения производства
1.2 Определение потребности организации в материальных ресурсах. Нормирование расхода и запаса материальных ресурсов
Глава 2 Ускорение оборачиваемости материальных ресурсов организации
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ обеспечения организации материально-техническими ресурсами
2.3 Материалоемкость продукции и факторы, вызывающие её изменение
Глава 3 Пути экономии и рационального использования материальных ресурсов организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Материалы относятся к числу объектов, требующих достаточно больших вложений средств, и поэтому представляет собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства.
Материалы представляют собой часть имущества, используемые при производстве продукции.
Актуальность данной темы курсовой заключается в том, что оптимизация использования материалов – это одна из важнейших задач по совершенствованию системы управления материалами.
Опыт многих организаций демонстрирует следующую тенденцию: небольшое снижение уровня сверхнормативных запасов и ускорение оборачиваемости материалов позволяет добиться существенного увеличения рентабельности. Для решения этих задач требуется оперативная, полная, а также достоверная информация о текущем состоянии материалов на складах, перспективных потребностях в различных видах материалов, позволяющая принимать экономически обоснованное решение о частоте и объёмах поставок.
Организация имеет возможность влиять на затраты, которые относятся к материалам, начиная с их заготовки. Материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учётом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков влияет на себестоимость продукции.
Любая организация хлебобулочной промышленности, в которой обрабатываются материальные ресурсы, имеют в своём составе службу, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.
Служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками и согласовывает технико-технологические, экономические и другие вопросы, связанные с поставкой товаров. Контактируя со службами сбыта поставщика, служба снабжения обеспечивает наличие материальных ресурсов в необходимых размерах, соответствующего состава и качества.
Глава 1 Экономическая сущность материально-технического обеспечения производства
1.1 Сущность и функции материально-технического обеспечения производства
Материальные ресурсы являются частью оборотных средств организации. Оборотный капитал – это средства производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость в готовую продукцию и в процессе производства изменяют или теряют свои потребительские свойства [12, с. 59]. Для обеспечения организации необходимыми для него материалами в соответствии с выявленными потребностями организуется материально-техническое обеспечение организации. Его задача – определить потребности организации в материально-технических ресурсах, найти способы покрытия этой потребности, организовать хранение материалов и их доставку в цех, а также контролировать правильное использование материально-технических ресурсов. и чтобы помочь спасти их [10, c. 95].
В настоящее время термины «закупка», «поставка», «обеспечение», «обеспечение» часто используются как синонимы. Они различаются по объему, но идентичны в функциональном смысле. Не существует единого определения для каждого термина.
В некоторых источниках «закупки» означают разовую сделку, направленную на приобретение необходимого в настоящее время сырья [24, c. 125]. В данном случае этот термин описывает тактическую деятельность отдела закупок компании.
Термин «поставка» описывается как целостный процесс закупок: определение потребности в материалах, сырье и услугах, поиск, анализ и отбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры о цене, качестве и других условиях, контроль качества поставляемая продукция и т. д. Эту деятельность можно отнести к стратегическому уровню.
Глава 2 Ускорение оборачиваемости материальных ресурсов организации
2.1 Характеристика организации
Открытое акционерное общество «Могилевхлебопродукт» – управляющая компания холдинга «Могилевхлебопродукт» (далее-ОАО) создано приказом Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 17 декабря 1998 г. № 188 путем преобразования государственного предприятия «Могилевское производственное объединение хлебопродуктов» и зарегистрировано решением Могилевского областного исполнительного комитета от 24 февраля 2000 г. №4-13 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №700099514.
ОАО «Могилевхлебопродукт» осуществляет следующие виды деятельности: производство хлеба и хлебобулочных изделий; производство кондитерских изделий; производство макаронных изделий; пошив изделий; розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (9 магазинов); розничная торговля через палатки и рынки, не в магазинах (кафетерии, павильоны и т.д.); общественное питание; аренда автомобилей.
ОАО «Могилевхлебопродукт» имеет свою фирменную торговую сеть, которая насчитывает 12 магазинов, 2 киоска и столовую № 26.
В ОАО «Могилёвхлебопродукт» учёт автоматизирован. В качестве программы для учёта используется «1С:Бухгалтерия 7.7.».
Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Могилёвхлебопродукт» за 2017-2019 гг. представлены в таблице 1.
Глава 3 Пути экономии и рационального использования материальных ресурсов организации
Практически все предприятия, вне зависимости от формы собственности, являются исключительно материалоемкими.
Исходя из значительных объемов производства, даже небольшое сокращение затрат сырья и материалов на единицу продукции может дать ощутимый экономический эффект.
Данная цель может быть достигнута только при условии существования эффективно налаженной системы учета и контроля затрат.
На протяжении всего года предприятие работает в режиме жесткой экономии, не допуская необоснованного роста затрат на содержание структурных подразделений предприятия.
Реализация планов развития ОАО «Могилёвхлебопродукт» на 2019 год базируется на наличии долгосрочных конкурентных преимуществах:
1 известность на внутреннем рынке;
2 промышленный потенциал производства;
3 наличие высококвалифицированных специалистов;
4 развитая товаропроводящая сеть и значительное количество постоянных клиентов.
5 активная маркетинговая политика.
В целях бесперебойного обеспечения ОАО «Могилёвхлебопродукт» сырьем и материалами отдел материально-технического снабжения (далее ОМТС) ежегодно формирует годовой план закупок товарно-материальных ценностей (согласно предоставленных годовых заявок), а также корректирует объем закупок согласно ежемесячных цеховых заявок.
Результативность и эффективность приобретения сырья и материалов достигается за счет выбора поставщика по процедуре оформления конкурентного листа, процедуре запроса ценовых предложений и процедуре открытого конкурса.
Заключение
Курсовая работа на тему «Роль и значение в развитии производства материальных ресурсов организации» выполнена по материалам исследования учёных-экономистов в области анализа хозяйственной деятельности и по практическим материалам, предоставленным ОАО «Могилёвхлебопродукт».
Анализируя доступность материальных ресурсов организации, в первую очередь, необходимо проверить качество плана обеспечения. Реальность плана проверки начинается с изучения норм и стандартов организации по расчету потребности в материальных ресурсах. Затем в соответствии с прогрессивной нормой расхода материала проверить план снабжения производственного процесса и формирование необходимых запасов является последовательным.
Анализ плана обеспечения начинается с оценки эффективности заявленных потребностей организации в материальных ресурсах. Для этого установлено, что все изменения номенклатуры выпускаемой продукции в плане полностью учитываются для повышения их качества, установления уровня эффективности норматива на основе расчета плана, мероприятий по обеспечению плановых потребностей за счет собственного производства и использования собственных отходов.
ОАО «Могилевхлебопродукт» осуществляет следующие виды деятельности: производство хлеба и хлебобулочных изделий; производство кондитерских изделий; производство макаронных изделий; пошив изделий; розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (9 магазинов); розничная торговля через палатки и рынки, не в магазинах (кафетерии, павильоны и т.д.); общественное питание; аренда автомобилей.
Эффективность хозяйственной деятельности ОАО «Могилёвхлебопродукт» увеличилась в 2019 году по сравнению с 2018 и 2017 годами.
1 Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие для вузов / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 214 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций / Е. Г. Кобзик. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2018. – 119 с.
3 Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – Москва: Дашков и К, 2015. – 372 с.
4 Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 215 с.
5 Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб.-метод. Комплекс для студентов спец.1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» / С. Г. Вегера, Л. В. Масько. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 408 с.
6 Голубева, Т. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие / Т. М. Голубева. – М.: Академия, 2019. – 320 c.
7 Горфинкель, В. Я. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 125 с.
8 Давыденко, И. Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / И. Г. Давыденко, В. А. Алешин, А. И. Зотов. – М.: КНОРУС, 2016. – 376 с.
9 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.
10 Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И.Н. Иванов. – М.: Инфра-М, 2018. – 393 с.
11 Ильин, А. И. Планирование в организации: учебник / А.И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2017. – 635 с.
12 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В. Малеева. – М.: КНОРУС, 2016. – 720 с.
13 Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Д.В. Лысенко. – М.: Инфра-М, 2019. – 320 c.
14 Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. – М.: Форум, 2017. – 96 c.
15 Нечитайло, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Нечитайло. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 553 c.
16 Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / В.А. Одинцов. – М.: Академия, 2019. – 224 c.
17 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 519 с.
18 Финансы и финансовый рынок: учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 415 с.
19 Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2018. – 347 с.
20 Чуев, И. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник – 5-е изд., перераб. и доп. / Л. Н. Чечевицына. – М.: «Дашков и Ко» 2016. – 368 с.
21 Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2018. – 608 с.
22 Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А. Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2017. – 352 c.
23 Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Экономистъ, 2018. – 618 с.
24 Экономика предприятий. Практикум: учеб. пособие / А. А. Зеленовский, А. В. Королев, В. М. Синельников. – Минск: Изд-во Гревцова, 2018. – 320 с.
25 Экономика предприятия (фирмы): учебник / А. С. Пелих [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 425 с.