Введение
ГЛАВА 1 Сущность финансового результата в оценке деятельности организации
1.1 Экономическая сущность, функции и роль прибыли в деятельности организации
1.2 Виды прибыли, методика их расчета
1.3 Порядок распределения и использования прибыли
ГЛАВА 2 Анализ формирования и эффективность использования прибыли
2.1 Характеристика организации
2.2 Порядок формирования, распределения и использования прибыли организации
ГЛАВА 3 Факторы и резервы роста прибыли организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность организации в условиях рыночной экономики зависит от множества факторов. Такие факторы, как повышенные требования потребителей к качеству выпускаемой продукции, финансовая нестабильность отражаются на деятельности предприятия. В данных условиях предприятие должно быстро и эффективно реагировать на изменение рыночной ситуации и принимать необходимые оптимальные решения в области планирования и управления собственной прибылью. Основной и главной целью организации является получение прибыли. Также, она является важнейшей экономической категорией. Прибыль организация получает только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые удовлетворяют потребности покупателей. Из этого следует, что прибыль является не только целью производства, но и показывает результат его деятельности, так как успех деятельности любой организации зависит от того, насколько эффективно управляют она прибылью.
В рыночной экономике направленность организаций на извлечение прибыли считается обязательным условием для их эффективной коммерческой деятельности, аспектом выбора подходящих направлений и способов данной деятельности. Управление формированием, распределением и использованием прибыли считается важным процессом, обеспечивающим как необходимости развития организации, так и образование доходов госбюджета.
Актуальность данной темы изучения определена также ростом интереса руководства предприятий к поиску резервов прибыли. Без прибыли любое предприятие не может надеяться на продолжительное функционирование и последующее развитие.
Цель курсовой работы – выявить факторы и резервы роста прибыли на ОАО «Красный пищевик».
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА В ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность, функции и роль прибыли в деятельности организации
Теоретические и методологические основы природы и эволюции категории «прибыль» в экономической литературе рассмотрены экономистами английской классической школы. В рассматриваемый период конкуренция была развита слабо. Доход с прибыли капиталиста (управляющего) напрямую зависел от процесса производства, от искусства управления им [3, с. 27].
С переходом к машинному технологическому способу производства А. Смит и Д. Риккардо углубили методологические подходы к исследованию категории прибыли. Прибыль, по теории А. Смита, представляет собой вычет из продукта труда рабочих в пользу капиталиста, это неоплаченный труд рабочих. Заслуга А. Смита и Д. Рикардо состоит, также, в том, что ими сформулирована факторная модель формирования прибыли. Ученые доказали, что прибыль есть результат функционирования факторов производства [10, с. 13].
Особое место в исследовании понятия и содержания категории прибыли как экономической категории принадлежит К. Марксу. К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений [10, c. 14].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
2.1 Характеристика организации
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь.
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 26 июля 1994г. № 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
ОАО «Красный пищевик» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 16 августа 1994 года №73-18. Общество перерегистрировано в Реестре общереспубликанской регистрации за №29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года №12-21.
Предприятие является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
ОАО «Красный пищевик» является предприятием пищевой (кондитерской) отрасли промышленности и входит в состав концерна «Белгоспищепром». Юридический адрес предприятия: 213800 Республика Беларусь, город Бобруйск, улица Бахарова, 145.
ГЛАВА 3 ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
Основными направлениями увеличения прибыли являются:
- увеличение объема услуг;
- расширение номенклатуры основных и дополнительных услуг;
- улучшение качества обслуживания потребителей;
- снижение себестоимости производства и оказания услуг по элементам затрат;
- расширение рынка реализации услуг;
- совершенствование управления предприятием в условиях конкуренции;
- продажа излишнего имущества, сдача в аренду и др.
Расширение рынка сбыта – одно из направлений организации сбыта продукции в любой организации. В идеале каждая организация стремится занять на рынке доминирующее положение, а для этого в числе прочих мероприятий необходимо вести работу по поиску и привлечению новых клиентов, расширять спрос на свою продукцию, находить новые способы ее потребления, вести борьбу с конкурентами.
Расширение рынка сбыта подразумевает как нахождение для выпускаемого товара новых рынков, так и охват новых сегментов существующего рынка.
В первом случае расширение рынка сбыта может проводиться путем выхода на рынки других уровней – на региональный, национальный, международный. Во втором случае расширение рынка сбыта осуществляется путем выпуска модернизированных версий товара, которые ориентированы на конкретные группы потребителей.
Расширение рынка сбыта предусматривает применение различных маркетинговых стратегий. Стратегическими задачами при расширении рынка сбыта является привлечение новых покупателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование прибыли и рентабельности как экономических категорий и объектов анализа показало, что прибыль – это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разность между доходами организации и расходами, связанными с осуществлением данной деятельности, исчисленная в денежном выражении. Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации.
Рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов организации.
В законодательстве Республики Беларусь выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыль от текущей деятельности, прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. Основным предметом деятельности предприятия является производство пастиломармеладных изделий, халвы, ириса, драже, конфет с желейными корпусами, белорусских сладостей (арахиса с пряностями).
Анализ прибыли показал, что в анализируемом периоде наблюдается рост как валовой прибыли, так и управленческих расходов и расходов на реализацию. Под воздействием роста управленческих расходов и расходов на реализацию произошло снижение прибыли от реализации на 2 325 тыс. руб. в 2019году. За счет превышения расходов по инвестиционной и финансовой деятельности над доходами по инвестиционной и финансовой деятельности на протяжении всего анализируемого периода наблюдался убыток от инвестиционной и финансовой деятельности.
1 Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб.-метод. пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2014. – 352 с.
2 Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 214 с.
3 Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. – М.: Омега-Л, 2017. – 158 c.
4 Вагазова, Г. Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г. Р. Вагазова // Молодой ученый. – 2015. – № 11.3. – С. 13-15.
5 Володин, А. А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник / А. А. Володин, Н. Ф. Самсонов и др. – 3-e изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 364с.
6 Давыдова, Г.А. Особенности формирования структуры прибыли предприятия / Г.А. Давыдова // Финансы и кредит. – 2017. – № 2. – С.14-17.
7 Демчук, О.В. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения / О.В. Демчук, С.Г. Арефьева // Проблемы экономики и менеджмента. – 2018. – № 8. – С. 6-18.
8 Дербичева, А.А. Формирование модели анализа финансового результата деятельности организации / А.А. Дербичева // Учет. Анализ. Аудит. – 2018. – № 6. – С. 44-49.
9 Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий этим для принятия экономических слагаемые решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2017. – 348 с.
10 Котерова, Н.П. Экономика организации [Текст]: учебник / Н.П. Котерова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
11 Лысов, И.А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия/ И.А. Лысов// Вестник НГИЭИ. – 2015. – № 3(46). – С. 60–64.
12 Медведева, Т.Н. Теоретические аспекты образования прибыли / Т.Н. Медведева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 24. – С. 14-18.
13 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.10.2018 г. № 432–З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
14 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 сентября 2011 г. № 102 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
15 Попов, Е.М. Финансы организаций : учеб. для вузов / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2015. – 431 с.
16 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд. перераб. и доп./ Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 536 с.
17 Финансовый анализ: пособие / авт.-сост. А.И. Короткевич, Л.М. Короткевич. – Гомель: Гомельский филиал Международного университета «МИТСО», 2013. – 194 с.
18 Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учеб. /А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 464 с.
19 Шеремет, А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций/ А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 208 с.
20 Щуляк, П.Н. Финансы предприятия: учебник / П. Н. Щуляк. – М.: Дашков и Кoмпания, 2012. – 467 с.