Введение
Глава 1 Теоретические аспекты внутреннего туризма
1.1 Возникновение туризма на территории страны
1.2 Особенности рынка туристических услуг
1.3 Сущность внутреннего туризма
Глава 2 Анализ туристического рынка в Республике Беларусь
2.1 Общая характеристика туристической отрасли страны
2.2 Состояние рынка внутреннего туризма Республики Беларусь
Глава 3 Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
ВВЕДЕНИЕ
Современных туризм является мощным направлением в сфере оказания услуг, демонстрирующим неуклонный рост несмотря на кризисные явления в экономике многих государств.
Всемирная туристическая организация объявила устойчивое развитие основным трендом туристической отрасли на ближайшие годы, прогнозируя ежегодный прирост прибыльности в диапазоне от 6 до 9%.
Туристическая индустрия функционирует не только как отрасль, производящая услуги и координирующая работу средств размещения, предприятий питания, досуговых и сервисных предприятий принимающих дестинаций, таких как музеи, выставочные залы, образовательные и развлекательные мероприятия. В туристической индустрии разработана система маркетинга, ориентированная на изучение и наиболее полное удовлетворение потребностей туристов и экскурсантов. Все эти предприятия и организации обеспечивают разработку новых туристических продуктов, которые раскрывают все новые грани туризма, как процесса познания мира и организации содержательного досуга.
Не стоит забывать, что туризму присущи не только экономические, но и социальные функции. Туризм объединяет людей, способствует культурному обмену, взаимному проникновению культур.
С этой точки зрения стоит отметить влияние геополитических процессов на перераспределение туристических потоков. В настоящее время наблюдается довольно шаткое равновесие между процессами интеграции и разобщения, как среди народов Европы в связи с наплывом беженцев, изменением национальной обстановки, повышением актуальности террористической угрозы, так и среди славянских народов Восточной Европы.
Концепция развития туризма в Республики Беларусь неоднократно ставилась на первое место в приоритетах государственного развития. Поскольку природа нашей страны уникальна и самобытна, сохраняема и поддерживаема, то тот ресурс одним из первых стал интересен жителям соседних государств. Можно привести много факторов, которые привлекают в нашу страну туристов из стран СНГ и Западной Европы, но одно остается неизменным – самый востребованный вид туризма рекреационно-оздоровительный. Направить туристические потоки в нашу страну, сделать более осознанными в понимании проблем природы, построить анимационные программы для туристов и технологии обслуживания на принципах экологического туризма должны туристические предприятия Республики Беларусь, а государство продвигать бренд нашей страны, как страны с высокой экологической культурой, богатыми природными ресурсами, самобытной национальной культурой.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
1.1 Возникновение туризма на территории страны
Как известно из древних исторических источников древние предки белорусов путешествовали в другие страны (путешествие в Византию, путешествие полоцкой княжны Ефросиньи Полоцкой в Иерусалим и др.).
Также путешествия совершали граждане Великое княжество Литовское. В Великое княжество Литовское прибывали иностранные гости. Права иностранных граждан, как обычных путешественников так и купцов, защищал Судебник Казимира, а также Статуты ВКЛ.
На территорию Беларуси приезжали с целью торговли, а также паломничества. С этими же целями «белорусы» посещали заграничные земли.
Туризм как коллективное явление начал зарождаться в Беларуси только в конце 19 века. Связано это было с распространением среди населения такого средства передвижения как велосипед.
Первый велосипед в Беларуси появился в 70-е годы 19 века в Витебске.
В 1894 году в городе велосипедистов было уже 70 (являлись членами Российского общества велосипедистов - туристов). В этом же году проводились первые соревнования в Беларуси по велосипедному спорту.
Белорусские велосипедисты совершали дальние туристические поездки, изучая при этом свою страну.
Все желающие могли взять велосипед напрокат, что способствовало росту популярности велотуризма среди населения.
С целью привлечения молодежи занятием спортом и участию в походах (прежде всего в военных целях) военное ведомство в стране стало создавать отряды мальчиков, которые получили название «потешных» (1910 г.).
В Беларуси отряды «потешных» появлялись во многих городах. Инициаторами создания отрядов, а также их руководителями были молодые офицеры. Наиболее известными потешными отрядами были отряды в Полоцком, Поставском уездах, а также Кобринский, Суворовский потешный отряд.
В начале 20 века органы народного образования в России уделяли много времени внешкольному образованию, в том числе и развитию туризма среди школьников. Данное решение распространилось и на территории Беларуси. Но развитие экскурсий и туризма в условиях царской России не стало массовым, а в 1914 году началась Первая Мировая война.
Начиная с 1917 – 1918 г. советские власти начали проводить работу со школьниками, направленную на заботу об их здоровье и физическом воспитании. Под ними подразумевались также походы и экскурсии.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика туристической отрасли страны
Развитие туризма в любом регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. При этом в более благоприятной ситуации находятся те страны, территория которых располагает горными массивами и омывается водами тёплых морей.
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.
Несмотря на то, что Беларусь не обладает такими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами, среди которых можно назвать следующие:
- близость к странам Западной Европы и Скандинавии, которые формируют масштабные туристопотоки за рубеж;
- соседство со странами Балтии, России, Польши, что является серьезным ресурсом для развития приграничного туризма;
- древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
- богатый природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща, 5 заповедников и национальных парков, 84 заказника республиканского значения, большое количество разнообразных памятников природы [10].
Государственным регулированием сферы туризма в Республике Беларусь занимается Министерство спорта и туризма, в компетенцию которого входит разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам туризма, в частности лицензирования туристической деятельности [11]. Среди особых требований и условий осуществления туристической деятельности значится организация въездного туризма юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность. Это указывает на то, что белорусское государство заинтересовано в привлечении иностранных туристов в страну и увеличении показателей въездного туристического потока. Для развития туристической отрасли на государственное уровне разрабатываются программы развития отрасли.
Беларусь является визовой страной для туристов из большинства стран мира, что также не добавляет привлекательности туристическому имиджу страны.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Туризм в Беларуси является составной частью социально-культурной жизни и социально-экономического развития страны, а внутренний туризм признан одним из приоритетных направлении регулирования государством туристической деятельности. Внутренний туризм — туристическое путешествие граждан Республики Беларусь в пределах территории своей страны [21]. Благодаря его развитию могут возрождаться забытые территории, регионы и районы республики, привлекая инвесторов к восстановлению историко-культурных объектов и созданию туристических комплексов. Обладая туристическим потенциалом и туристическими ресурсами, наша страна должна грамотно их использовать во внутреннем туризме, что не всегда получается успешно. Это и делает актуальным проблему развития внутреннего туризма в Беларуси. Мы провели исследование, целью которого было получение сведении о состоянии внутреннего туризма в Республике Беларусь.
Мы попытались проследить, как часто и с какими целями граждане Республики Беларусь путешествуют по своей стране; выяснить, знает ли население Республики Беларусь туристические места и объекты своей страны; узнать мнение населения Республики Беларусь о перспективности и проблемах внутреннего туризма. Исследование проводилось методом анкетирования, выборка которого составила 180 человек в возрасте от 16 до 70 лет.
Среди 180 опрошенных белорусов 88,8 % путешествуют по Беларуси, но не слишком часто: 38,3 % — минимум раз в год, 28,9 % — менее 1 раза в год, 17,2 % — минимум раз в полгода, 4,4 % — минимум раз в месяц. Это люди разных возрастов и социальных групп. Что касается длительности поездок по Беларуси, то путешествия 36,7 % респондентов длятся сутки; 24,4 % — 2 дня; 19,4 % — 3-4 дня; 4,4 % — 1 неделю; 3,3 % — 2-3 недели; 1,7 % — 5-6 дней; 1,1 % — месяц и более. 8,9 % респондентов не путешествуют по Беларуси.
Анкетирование помогло выявить основную цель путешествии белорусов — это культурно-познавательная цель (48,4 %, или 87 человек), к которой можно отнести знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, исторических маршрутов; знакомство с традициями и обычаями; знакомство с памятниками природы; посещение театров и музеев. Все это, безусловно, способствует созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре.
Конечно, в одной поездке могут пересекаться несколько целей. Так, большинство белорусов в возрасте 40 лет и старше ездят по своей стране с целью посещения родственников (30,6 %, или 55). Указывая эту цель, респонденты также отмечали целью отдых и рекреацию (28,9 %, или 52).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм - многофакторная отрасль, требующая регулирования при координации на международном уровне, что является понятным, учитывая количество задействованных организаций и направлений развития. Туризм экономическая отрасль, показывающая неуклонный рост и подверженная изменениям в зависимости от мультипликативного эффекта экономик отдельных государств и регионов. На развитие международного туризма сильно влияют и социальные факторы, которые могут изменяться под воздействием позитивных или негативных факторов государственной политики или мировых тенденций.
Особое место в развитии туристической деятельности имеет развитие внутреннего туризма, который препятствует оттоку валютных поступлений за рубеж, оставляя капитал в стране, тем самым снижая давление на национальную денежную единицу. На данном этапе экономического развития рынок туризма, а именно рынок внутреннего туризма растет стремительными темпами
Проанализировав основные показатели развития туристического рынка в Республике Беларусь, можно сделать следующие вывод:
За рассматриваемый период количество организаций, осуществляющих туристическую деятельность, увеличилось на 100 единиц или на 6,9 %. При этом стоимость туров, оплаченных туристами и экскурсантами, также увеличилась в 2019 году по сравнению с 2017 годом. Стоимость туров в рамках въездного туризма увеличилась на 29,1 %, в рамках выездного туризма – на 54,6 %, в рамках внутреннего туризма – на 33 %, несмотря на снижение данного показателя в 2018 году на 1,2 %.
Также наблюдается значительный прирост прибыли от оказания туристических услуг: в 2019 году прирост составил 126,7 %. Среднесписочная численность работников туристической сферы возросла на 9,2 5 или на 461 человека по сравнению с 2017 годом.
В 2019 году отмечаются следующие тенденции развития туризма:
- Общая численность занятых в сфере туризма составила 5,6 % от общей численности занятых в экономике;
- Число коллективных средств (гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации) размещения достигло отметки в 1089 единиц, в которых было размещено 2950431 человек;
- 1544 туристическими организациями было обслужено 2495259 посетителей, из которых 1213540 туристов и 1281719 экскурсантов;
- Число субъектов агроэкотуризма достигло 2760 единиц;
- Вклад сферы туризма в ВВП составил 2,2 %.
1. Гуков, К. А. Перспективы развития туризма в Беларуси / К. А. Гуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.gstu.by/bitstream/handle/ 220612/18047/Гуков%2C%20К.%20А.%20Перспективы...pdf?sequence= 1&isAllowed=y.
2. Мамедниязов, А. Национальная туристическая индустрия и динамика перемен /А.Мамедниязов // Туризм. – 2013. – № 6. – С. 4-9.
3. Какалыева, Г. Маркетинг: гостеприимство и туризм / Г. Какалыева // Экономика золотого века. – 2014. – № 8. – С. 23-26.
4. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие. 2-е изд. / Т. В. Черевичко. – М.: Дашков и К, 2016. – 262 c.
5. Горбылева З.М. Экономика туризма: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2004. – 478 с.
6. Замедлина, Е.А. Экономика отрасли: туризм: учеб. пособие / Е. А. Замедлина, О. Н. Козырева. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 204 c.
7. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2017. - Режим доступа: http: //www.vp.by.
8. Морозов, М.А. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме // Автореферат – М., 2006. – 23 с.
9. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. М.: Академия, 2015. 336 с.
10. Belarus Travel: официальный интернет-портал Национального агентства по туризму Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarus.travel/.
11. Сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mst.by/ru/.
12. Об утверждении Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 232 от 23.03.2016 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
13. Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ Президента Республики Беларусь № 8 от 09.01.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
14. Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ Президента Республики Беларусь № 462 от 26.12.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
15. Клицунова, В. Туризм с приставкой –агро / В. Клицунова // Беларуская думка. – 2004. – № 12. – С. 35 – 40.
16. Аношко, Я.И. О формировании и продвижении конкурентноспособного туристического продукта Белорусского Полесья // Беларусь туристическая. – 2012. - №2. – С.21-25.
17. Ананич, Н.А. Внутренний туризм как направление развития туристических услуг в Республике Беларусь / Н.А. Ананич // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XII междунар. науч. конф., Минск, 16 мая 2009 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. – Минск, 2009. – С. 54.
18. Туризм и отдых [Электронный ресурс] / Что мешает развитию туризма в Беларуси? – Режим доступа: http://www.tio.by/info/novosti/Chto-meshaet-razvitiyu-turizma-v-Belarusi/.
19. Горбылева, З. М. Особенности развития туристической индустрии Беларуси в условиях глобализации / З. М. Горбылева, И. А. Шамардина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1. - С. 10-13
20. О развитии туризма, деятельности туристических организации, коллективных средств размещения Республики Беларусь за 2017 год. - Минск: Национальныи статистическии комитет Республики Беларусь, 2018. - 36 с
21. Решетников, Д. Г. География туризма Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / Д. Г. Решетников. - Минск: Четыре четверти, 2011. - 248 с.
22. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средств размещения Республики Беларусь за 2018 год// Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/0e4/0e446fc1962b5f32f76ad762e4c5f717.pdf.
23. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средств размещения Республики Беларусь за 2019 год// Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/46f/46f64b38d0f1d0895d79b8c1ca8489aa.pdf.
24. туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь// Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/a06/a06b90126c68f9c8af149e61bd29a283.pdf.