ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО – ПЛАТЕЛЬЩИК НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН)
1.1 Правовое регулирование и порядок уплаты подоходного налога с физических лиц
1.2 Правовое регулирование и порядок уплаты единого налога и ИП, и иных физических лиц
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК" В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса довольно остро встает вопрос выработки приоритетов экономической политики государства, способствующих обеспечению устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Благоприятные условия для стабильного экономического роста возникают лишь при оптимальном соотношении между рыночным и государственным механизмами регулирования экономики
Налоговое регулирование экономики должно стать основополагающим звеном в комплексе мероприятий государственного воздействия на экономику. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики.
Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью соответствующего исследования налоговой системы и налогового бремени в Республике Беларусь, исследованием специфики правового регулирования налогообложения физических лиц в Республике Беларусь и возможностей, в связи с этим упрощения налогообложения.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО – ПЛАТЕЛЬЩИК НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН)
1.1 Правовое регулирование и порядок уплаты подоходного налога с физических лиц
Многолетний опыт общественного развития мировой экономики подтверждает, что налогообложение является одним из способов изъятия и аккумулирования части собственности в разном эквивалентном выражении. В любой формации государства именно налоги использовали в качестве источников финансирования общественных расходов.
Одним из древнейших видов обязательных платежей являлся налог с доходов физических лиц, корни которого проявляются в далеком прошлом в виде различных принудительных повинностей. С развитием государственности и товарно-денежного хозяйства постепенно сформировалась система налогообложения физических лиц, главное назначение которой заключалось в покрытии общегосударственных нужд, в том числе за счет части личных доходов населения [1, с. 112].
Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. Он взимался в зависимости от источника получения доходов (заработной платы, дивидендов, ренты). Примерно в то же время подоходный налог был введен в Пруссии, где в отличие от английской формы плательщики уплачивали налог по прогрессивной шкале ставок, исходя из объема получаемых ими доходов. В дальнейшем большинство европейских государств включило налог с доходов населения в налоговую систему страны.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК" В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС
В конституциях государств ЕАЭС в равной степени закреплена обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей.
Налоговое законодательство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в равной степени устанавливает обязанность выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Однако содержание и само понятие лиц, обязанных уплачивать налоги и иные обязательные платежи, трактуется по-разному. Рассмотрим вопросы закрепления категории «налогоплательщик» в каждом определенном нами государстве. В Налоговом кодексе Республики Беларусь плательщики налогов, сборов (пошлин) объединяются общим термином «плательщики» - организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Физические лица - граждане Республики Беларусь; граждане либо подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства) (аналогичным образом категория физических лиц раскрывается и в Республике Казахстан, и в Российской Федерации) [6; 14; 15].
В Республике Беларусь физические лица классифицируются не только по гражданству, но также и по способу ведения своей деятельности, в частности, выделяются индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие разовую реализацию товаров, работ, услуг.
В свою очередь, под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, а также простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
Помимо категории «налог» в действующем белорусском законодательстве, в научной юридической и экономической литературе часто используются такие понятия, как «сбор», «пошлина».
Согласно ст. 6 НК – сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий [14].
Они должны соответствовать определенным критериям, присущим налогообложению. Во-первых, они должны установить закон, который определяет порядок и условия их взимания, обязанность платить за определенные услуги. Однако существуют существенные различия между этими понятиями (налоги, сборы, пошлины) с точки зрения правовой системы и сущности.
Ведь ни одно государство при формировании своего бюджета не может обойтись без использования в его системе налогообложения, сборов и пошлин. Хотя суммы сборов, взимаемых в Государственном бюджете, обычно не занимают значимого места, они имеют важное независимое значение в финансовом отношении.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и граждан в форме выплат для более эффективной деятельности государства.
Под сбором понимается обязательный взнос граждан и юридических лиц, взымаемый для оплаты какой-либо нужной им услуги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, одним из древнейших видов обязательных платежей являлся налог с доходов физических лиц, корни которого проявляются в далеком прошлом в виде различных принудительных повинностей. С развитием государственности и товарно-денежного хозяйства постепенно сформировалась система налогообложения физических лиц, главное назначение которой заключалось в покрытии общегосударственных нужд, в том числе за счет части личных доходов населения.
На территории Беларуси с началом Первой мировой войны регулярно взимался подоходный налог. Радикальная реформа налоговой системы началась в1920-х годах. Подоходный налог рассчитывается как по основной (по фиксированной ставке), (с применением прогрессивной шкалы ставок) платежей. В течение следующих шестидесяти лет состав плательщиков налога на прибыль, система процентных ставок, льготы и т. д. много раз менялся в СССР, в том числе и в Беларуси. После обретения республикой статуса современной независимой государственности система налогообложения доходов физических лиц была полностью реформирована. С декабря 1991 года вступил в силу закон «О подоходном налоге с населения» и начался новый этап формирования государственной системы налогообложения доходов физических лиц.
Согласно статье 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. В свою очередь государственная пошлина – это «разновидность» налогов, взимаемых государством с целью покрыть издержки государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам.
1 Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово–экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика): [учебное пособие] / С. И. Адаменкова, Л. Я. Абрамчик – 3–е изд., доп. и перераб. – Минск: Элайда, 2005. – 567 с.
2 Барсегян, Л. М. Налоги и налогообложение / С. И. Барсегян. – 2–е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2019. – 191 с.
3 Березин, А.С. Вопросы вины в налоговом законодательстве / Березин, А.С. // Государство и право. – 2019. – 329 с.
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (по состоянию на 4 мая 2019 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020 – № 2.
5 Грушецкий, Ю. К. Декларирование денежных средств физическими лицами / В. А. Грушецкий. – Минск: Дикта, 2004. – 160 с.
6 Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) [Электронный ресурс] : Закон Респ Казахстан от 10 декабря 2008 г., № 99-IV : в ред. ЗаконаРесп. Казахстан от 27.02.17 г. // Информационная система «Параграф». – http://www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=30366217.
7 Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. 5-е изд., стер. Минск :Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. 64 с.
8 Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс] : принята на респ. референдуме 30 авг. 1995 г. : с изм. от 2 фев. 2011 г. // Информационная система «Параграф». – http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029#pos=1;-173.
9 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм. и доп. от 21 июля 2014 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». М., 2020.
10 Кустова, М. В. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / М.В. Кустова, О.А.Ногина, Н.А.Шевелева. – М.: Юристъ, 2017. – 490 с.
11 Кушнеров, Д. Н. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах : учебно–методическое пособие / Д. Н. Кушнеров; Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель: БелГУТ, 2018. – 94 с.
12 Лукаш, Ю.А. Права налогоплательщика / Ю.А. Лукаш. – Минск: Книжный мир, 2001. – 406 с.
13 Налоговое право стран Восточной Европы. Общая часть: Беларусь, Польша, Россия, Словакия, Украина, Чехия / отв. ред. М. В. Карасева (Сенцова), Д. М. Щекин. – М.: Волтерс-Клувер, 2015. – 336 с.
14 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс]: 19 декабря 2002 г., № 166-З: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. СоветомРесп. 2 декабря 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : 31 июля 1998 г.,№ 146-ФЗ : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. :одобр. Советом Федерации 17 июля. 1998 г. : в ред. Федер. закона от 28.12.2016 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2020.
16 Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2016. – 381 с.
17 Пепеляев, С.Г. Налоговое право: учеб. пособие / С.Г. Пепеляев. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2013. – 591 с.
18 Петрова, Г.В. Общая теория налогового права / Г.В. Петрова. – М.: ФБК-пресс, 2014. – 219 с.
19 Разгильдяева, М.Б. Налоговая ответственность в системе юридической ответственности / М.Б. Разгильдяева // Правоведение. – 2002. – № 5. – С. 128-133.
20 Шевченко, Е.Е. Обособленные структурные подразделения в налоговых правоотношениях: законодательство государств Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] / Е. Е. Шевченко // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2020.