ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика типов отклонения в социальном поведении детей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений деятельности педагога-психолога по оптимизации социализации детей с девиантным поведением
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.
Девиация подростков является результатом неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе. Девиантное поведение подростков может быть последствием отсутствия внимания со стороны семьи и школы. Возникновению отклонений в поведении у подростков способствует все чаще выбираемый взрослыми попустительский стиль воспитания, который способствует появлению безответственного поведения, сопротивлению подростков требованиям социума, нарушению взаимосвязи и преемственности между такими звеньями системы воспитания как семья и школа.
Семья, будучи важнейшим институтом социализации, обладает огромными ресурсами в предупреждении девиантного поведения. Но современная семья практически утратила свое влияние на формирующуюся личность и поведение детей и подростков. Родители много времени уделяют работе и мало – детям, которые все чаще являются предоставленными сами себе.
Подростковый возраст является наиболее сложным этапом развития ребенка. Своеобразие развития подростка заключается в том, что он включается в новую систему отношений с окружающими людьми, определяя среди них свое место. Подростки отличаются повышенной агрессивностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, неадекватной самооценкой. Они склонны легко усваивать негативные формы поведения, проявляющие в группе сверстников: стремление к рискованному поведению, агрессивное поведение, употребление психоактивных веществ, хулиганство и другое.
Проблемой изучения девиантного поведения занимались такие исследователи как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Т.Г. Визель, A.JI. Гройсман и др. В отечественной психологии (С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, И.А. Фурманов) показано, что девиантное поведение может быть обусловлено социально-психологическими причинами, особенностями микросреды, недостатками воспитания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе
Понимание девиантного поведения западными и отечественными учеными Отклоняющееся, или же девиантное поведение определяется биологическими, социологическими и психологическими факторами и предпосылками, которые рассматриваются с точки зрения биологического, социологического и психологического подходов. Поведение человека может сигнализировать о успехе его социализации. Социализация включает в себя процесс вступления человека в разные сообщества людей. В процессе социализации вырабатываются представления о правилах поведения, которые либо соответствуют нормам общества, либо нет [11, с. 44].
Оценка поведения включает в себя сравнение с определенной нормой. По результатам сравнения с нормой определяются нормальное (соответствие нормам) и отклоняющееся девиантное поведение личности. Обоснование проблемы антиобщественности и отклонений в поведении человека формировалось в социологических, криминологических и научных трудах, среди которых работы заслуживают пристального внимания таких авторов, как Ч. Беккариа, М. Вебера, Л. Выготского, Н. Смелзера, и др. Из современных ученых следует назвать А.А. Александрова, Н.В. Абдюкова, Б.С. Малышок, Я.И. Зелинського, А.А. Габиани, И.М. Гоян, В.П. Кащенко, А.Б. Коваленко, В.Н. Кудрявцева, и др.
Отклоняющееся (девиантное) поведение было предметом исследования во многих науках. Каждая теория имеет свое понимание девиантного поведения. К примеру, с точки зрения философии девиантное поведение рассматривается сквозь призму системного подхода и анализа социальных явлений с точки зрения принципов системности, историзма и детерминации (О. Дробницкий, И. Кант, М. Каган, А. Скрипник) [17, с. 231].
Считается, что биологические и медицинские теории означают поведение личности, наблюдаемое через призму биомедицинских факторов, поведенческих и психологических расстройств в соответствии с медицинскими критериями и классификацией заболеваний.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1 Организация и методы исследования
Объект исследования: социально-психологическая адаптация подростков.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации подростков с девиантным поведением.
Методы исследования: в ходе решения задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психоло-гопедагогической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (тестирование, анкетирование).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 124 города Минска». Всего в исследовании приняли участие 10 учащихся 6-8 классов в возрасте 12-13 лет.
Для исследования особенностей социально-психологической адаптации подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики:
- методика «Склонность к отклоняющемуся поведению», разработанная А.Н. Орлом
- анкета социально-психологической адаптации, разработанная Е.Г. Трошихиной.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла [25].
Методика представляет собой стандартизированный тест-опросник, цель которого заключается в измерении склонности подростков к реализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска.
Опросник состоит из 98 вопросов, на которые необходимо дать конкретный ответ: «да» или «нет», позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить: установку на социальную желательность; склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию; волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к девиантному поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Девиантное поведение представляет собой устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение в зависимости от направленности негативного воздействия может носить деструктивный или аутодеструктивный характер. Причины девиантного поведения могут быть: возрастно-психологическими, социально-психологическими, медико-биологическими. Исходным и единственным фактором социально-психологической адаптации подростков девиантного поведения остается внешняя необходимость, выраженная в предъявлении требований и принуждении со стороны общества в лице семьи, школы и других социальных институтов к поведению и выполнению предписаний и норм. Большая роль в решении подростковых проблем отводится социальной профилактике и социальной реабилитации отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Решение этих задач позволит создать условия для успешной социально-психологической адаптации подростков в современном обществе.
Для девиантного поведения характерна сложная природа. Оно также обусловлено разнообразными воздействующими факторами: экономическими, социальными, демографическими, культурологическими и другими. В психолого-педагогической литературе выделяют больное количество классификаций девиантного поведения. Типичными видами девиантного поведения являются: социализированное расстройство, агрессивное и антисоциальное поведение по отношению к родственникам, делинквентное нарушение, несоциализированное расстройство поведения, ранняя алкоголизация и наркотизация, смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства, отклонения сексуального поведения. Формы девиантного поведения подростка имеют характерные для его возраста особенности.
Обобщая полученные результаты эмпирического исследования, можно отметить, что подростки не склонны скрывать свои собственные нормы и ценности и адаптировать свою реакцию к социальной желательности. Подростки склонны к следующим формам девиантного поведения: преодоление норм и правил; аддиктивное поведение; самоповреждение и саморазрушающее поведение; поведение правонарушителя (деликвентное поведение).
1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения современной психологии Б.Г. Ананьев // Советская педагогика – 2004. – №8. – С.30-35.
3. Блонский, П.П. Адаптация: Кн. Преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. – 568 с.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Академия, 2006. – 285 с.
5. Воронова, Т.Ф. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т.Ф. Воронова. – СПб: ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдовой. – М.: Академия, 2011. – 567 с.
7. Гилинский, Я.Н. Девиантность и социальный контроль в России (XIX–XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я.Н. Гилинский. – СПб.: Мир, 2010. – 312 с.
8. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – 2011. – № 1. – С. 305–317.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н / Д., 2017. – 266 с.
10. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
11. Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия / Д.И. Донской. – Мн.: Книга, 2013. – 369 с.
12. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
13. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии / С.И. Консторум. – М.: Академия, 2009. – 581 с.
14. Круженин, А.Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / И.М. Крохина. – Ростов н / Д., 2005. – 472 с.
15. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций / И. Изард. – М.: Академия, 2012. – 585 с.
16. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2007. – 387 с.
17. Маркова А.К. Психология труда / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 438 с.
18. Никитина, В.А. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2016. – 247 с.
19. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6. – С. 195–198.
20. Попов, В.А. Социально–педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В.А. Попов, Н.П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410–412.
21. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 385 с.
22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2009. – 587 с.
23. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2005. – 445 с.
24. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2011. – № 5. – С. 26–30.
25. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшидт. – М.: Мир, 2014. – 320 с.
26. Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста / Е.А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С. 30–32.
27. Столин, В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин. – М.: Академия, 2013. – 533 с.
28. Фарапонова, Э.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением / Э.А. Фарапонова // Психологический журнал. – 2013. – № 6. – С. 46–54.
29. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск: Асвета, 2011. – 192 с.
30. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие / И.А. Фурманов. – СПб: Речь, 2012. – 479 с.
31. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. / Н.И. Шевандрин. – М.: Академия, 2005. – 538 с.
32. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2010. – 336 с.