Введение
1 Теоретические аспекты исследования инвестиций в человеческий капитал
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»
1.2 Структура инвестиций в человеческий капитал
1.3 Факторы развития человеческого капитала и показатели его оценки в условиях инновационного развития экономики
2 Особенности и проблемы формирования и накопления человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Основные направления инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь
2.2 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
2.3 Человеческий капитал и его роль в инновационном развитии экономики
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий и венчурного бизнеса. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Изменение роли человеческого капитала, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития, привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве
Одним из факторов, способных придать процессу развития человеческого капитала более эффективный характер, является фактор инновационного развития, который предполагает взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и социальной деятельности в условиях новой среды. Сегодня существует достаточно четкое определение инновации, под которой понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, а также усовершенствованного технологического или организационного процесса, используемого в практической деятельности. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т.д.
Инвестиции в человеческий капитал вкладываются в носителей этого капитала (людей) с целью повышения эффективности деятельности организации за счет эффективного использования сформированного потенциала ее персонала.
Цель работы – дать оценку инвестициям в человеческий капитал в Республике Беларусь¬¬¬ и определить перспективы развития человеческого капитала.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и содержание категории «человеческий капитал»;
- изучить структуру инвестиций в человеческий капитал;
- привести факторы развития человеческого капитала и показатели его оценки в условиях инновационного развития экономики;
- привести основные направления инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь;
- изучить источники, формы и детерминанты формирования и накопления человеческого капитала.
1 Теоретические аспекты исследования инвестиций в человеческий капитал
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»
Основоположниками современной теории человеческого капитала являются лауреаты Нобелевской премии 1979 и 1992 гг. соответственно Т. Шульц и Г. Беккер – американские ученые-экономисты. Первое определение человеческого капитала принадлежит Т. Шульцу. Концепция человеческого капитала Т. Шульца сводится к нескольким ключевым моментам.
1. «Человеческий капитал» – это дополнительный источник дохода, который создается с помощью знаний, навыков, способностей человека.
2. Образование является одной из форм капитала, важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост и одновременно обособившимся источником роста – вне институтов, субъектов институциональной среды.
3. Капитал образования – это человеческий капитал вследствие того, что он неотделим от человека.
4. Образование как капитал является источником будущих удовлетворений и (или) заработков.
5. Для улучшения качественных характеристик рабочей силы необходимы дополнительные вложения средств (инвестиции) в образование.
6. Инвестирование образования является одним из вложений средств в факторы производства, создающие прибавочный продукт [5, c. 116].
Г. Беккер развил теорию человеческого капитала. Он внес самый большой вклад в данное научное направление и поэтому считается общепризнанным создателем научной школы в рамках концепции человеческого капитала. В книге «Инвестиции в человеческий капитал», изданной в 1962 году, Гарри Беккер писал, что человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека. К основным направлениям инвестирования он считал обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию, поиски информации о ценах и доходах. По его мнению, эти расходы разными способами воздействия способствуют развитию производительной силы, интеллектуального и культурного потенциала человека.
Понятие «человеческий капитал» в науке весьма неоднозначно. Так, лауреат нобелевской премии по экономике Г.С. Беккер человеческий капитал рассматривал неразрывно с его обладателем – работником. Под человеческим капиталом он понимал запас знаний работника, в процессе трудовой деятельности которого формируется прирост дохода. Из этого вытекает, что процесс производственного потребления человеческого капитала неотделим от его обладателя. Условием получения дохода с человеческого капитала является трудовое усилие работника.
2 Особенности и проблемы формирования и накопления человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Основные направления инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь
В социально ориентированной экономике рыночного типа производительные силы человека реализуются в виде интеллектуального капитала, который представляет собой определенный запас культуры и здоровья, научных и образовательных знаний и мотиваций, сформированных в форме инвестиций и накопленных человеком, которое целесообразно использовать в определенной сфере общественного воспроизводства, способствует росту продуктивности и качества работы и тем самым приводит к повышению личного и социального благополучия. Основные формы инвестиций в человека (расходы на здравоохранение, науку и образование) соответствуют активам человеческого капитала, выражаемым через среднюю продолжительность жизни населения, его уровень образования и реальный валовой внутренний продукт на душу населения (ВВП). Эти показатели, объединенные в Индекс человеческого развития (ИЧР), используются Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком для сравнения уровня развития разных стран и деления их на четыре категории: очень высокий, высокий, средний и низкий ИЧР.
Динамика ИЧР и некоторых его составляющих в нашей стране представлена в таблице 2.1.
Из таблицы видно, что в 2014 г. наибольшее значение имеет ВВП на душу населения по ППС в долларах США, в этом же году Республика Беларусь заняла 50-е место в рейтинге стран по ИЧР, что является лучшим для рассматриваемый период. Это указывает на прямую связь между этими показателями. Это подтверждается тем, что при падении в 1995 г. ВВП на душу населения по ППС произошло снижение индекса человеческого развития с 0,806 до 0,783, а также понижение рейтинга на 6 позиций. Такую отрицательную динамику в том году можно объяснить также снижением продолжительности жизни на 0,3 года.
Таблица также показывает, что увеличение ИЧР не всегда связано с улучшением позиции в рейтинге ИРЧП, что связано с разным количеством стран, участвующих в оценке. Таким образом, довольно высокое 40-е место в 1992 г. объясняется тем, что оценка ИЧР проводилась только для 173 стран, а принадлежность к странам с высоким уровнем человеческого развития начиналась с ИЧР, равного 0,8. Однако следует отметить, что в этом году Российская Федерация заняла 34-е место с ИЧР 0,858, что свидетельствует о более высоком социально-экономическом развитии России в то время. При этом Украина заняла 45-е место с ИЧР - 0,823. Из этого следует, что среди стран СНГ Беларусь заняла среднюю позицию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человеческий капитал – раздел современной экономической науки, изучающий процессы накопления и использования качественных характеристик людских ресурсов; в более узком смысле – экономическая теория образования и подготовки специалистов и рабочих. Под человеческим капиталом понимается запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, т.к. могут служить источником будущих доходов и выгод (как материальных, так и психологических).
Между человеческим потенциалом и человеческим капиталом существует определенная взаимосвязь. Так, от рождения человек обладает определенным человеческим потенциалом. Однако на современном этапе развития науки само понятие «человеческий потенциал» достаточно размыто. До сих пор не изучены состав и структура входящих в него элементов, их взаимосвязь. При этом не вызывает сомнения, что в процессе развития человек увеличивает свой потенциал за счет капитала.
В зависимости от направления инвестирования в человеческий капитал выделяют следующие виды расходов: расходы на образование: в первую очередь затраты на получение высшего образования, повышение уровня квалификации, переподготовку, обучение на рабочем месте; расходы на сохранение и поддержание здоровья: включают совокупность расходов, оказывающих влияние на длительность жизни, уровень здоровья (затраты на медицинское обслуживание, страхование здоровья, профилактику заболеваний, улучшение жилищных условий); расходы на мобильность, связанные с миграцией людей в поисках лучшего места работы.
Факторами развития человеческого капитала являются: качественно новое всестороннее образование; привитие персоналу корпоративной культуры; стимулирование творческой активности и способности принятия нестандартных решений; развитие способности персонала адаптироваться к изменяющимся условиям и взаимодействовать с окружающими на принципах доброжелательности, доверия и уважения; воспитание корпоративного и национального патриотизма; демократическая система управления, способствующая участию работников в стратегическом планировании, выработке управленческих решений, долевому участию в собственности.
Индекс человеческого развития отображает долгосрочные тенденции, а не ежегодные изменения, хочу обратить внимание на абсолютное значение индекса для Беларуси. Республика Беларусь сможет войти в группу стран с высоким уровнем человеческого развития в этом году. Республика Беларусь сохранила лидерство среди стран СНГ в области образования и здравоохранения. По ряду показателей в этих областях, она опережает многие развитые страны.
1. Алавердов, А. Р. Внедрение профессиональных стандартов в практику HR-менеджмента как резерв повышения качества человеческого капитала современного банка и его общей конкурентоспособности / А.Р. Алавердов. - М.: Синергия, 2015. – 642 с.
2. Антикризис. Человеческий капитал. Новые возможности компании. Выпуск 3 - М.: Юрайт, 2017. – 376 c.
3. Баранова, И. А. Инвестиции в человеческий капитал – революция в финансировании образования / И.А. Баранова. - М.: Синергия, 2016. – 913 с.
4. Бездудная, А. Методы формирования человеческого капитала / А. Бездудная. - М.: Интер-Пресс, 2018. – 100 c.
5. Бирюков, Валерий Детерминанты развития человеческого капитала Республики Казахстан / Валерий Бирюков. - М. : Инфрма-М, 2017.- 556 с.
6. Бондарь, А.В. Человеческий капитал: содержание, методология исследования и условия развития / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Белорус. экон. журн. – 2008. – № 3. – С. 89–102.
7. Бреслав, Л. Кадровый потенциал и пути его повышения / Л. Бреслав // Человек и труд. – 2013. – №4. – с. 48–53.
8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг ; пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. – СПб., 2013. – 383 с.
9. Доклад о человеческом развитии 2019 / Пер. с англ.; Программа развития ООН. – М.: Весь Мир, 2020. – 40 с.
10. Корнеевец, И.В. Человеческий капитал: проблемы формирования, накопления и использования : моногр. / И.В. Корнеевец; под общ. науч. ред. проф. А.В. Бондаря. – Минск : БГЭУ, 2008. – 223 с.
11. Корнеевец, И.В. Человеческое развитие: основные тенденции и факторы динамики / И.В. Корнеевец, Т.Г. Корнеевец // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. – Минск : БГЭУ, 2017. – Вып. 10. – С.229–235.
12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2020. – 202 с.
13. Программа социально-экономического развития на 2016-2020 гг Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – Минск 2020. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/press_office/massmedia/ soobschenija-smi-po-itogam-zasedanija-prezidiuma-soveta-ministrov-10032015g_i_0000003259.html.
14. Сорвивова, Л.В. Качество человеческого капитала как условие развития инновационного потенциала страны/ Л.В. Сорвивова// Актуальные вопросы формирования и развития региона [редколлегия: О. М. Демиденко и др.] – 2014. – С.99-100.
15. Статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Минск 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
16. Тугускина, Г. Факторы, влияющие на стоимость человеческого капитала / Г. Тугускина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – № 3. – С.18-29.
17. Устинова, К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст]: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. – 195 с.
18. Худякова Е.Г. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности предприятия / Е. Г. Худякова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №6 (37) Часть 3. — С. 124-126.
19. Человеческий капитал: понятие и особенности / Ю.Г. Кобзистая // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 2 – С. 118-122.
20. Человеческий капитал: сущность и роль в повышении эффективности организации / Е.А. Ярушкина, А.А. Кобелева // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2018. – №1. – С. 30-34.
21. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 844 с.
22. Электронный ресурс: Беларусь: Международные рейтинги [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/upload/123/january%202018.pdf.
23. Роков, А. И. Инвестиции в человеческий капитал как фактор успешного развития организаций и общества в эпоху цифровой экономики / А. И. Роков // Стратегии бизнеса. – 2020. – №. 1. – С. 12-19.
24. Матюнина, М. В. Роль и место человеческого капитала в развитии инноваций цифровой экономики / М. В. Матюнина // Современная научная мысль. – 2019. – №. 3. – С. 235-240.
25. Батагов, Г. Э. Роль человеческого капитала в цифровой экономике / Г. Э. Батагов // От «Капитала» к цифровой экономике. – 2019. – №5. – С. 291-297.
26. Коростелкина, И. А. Оценка факторов, формирующих человеческий капитал: инвестиции цифровой экономики / И. А. Коростелкина // Управленческий учет. – 2019. – №. 11. – С. 43-55.