ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Организация в системе национальной экономики Республики Беларусь
1.1 Сущность, задачи, принципы деятельности организации
1.2 Классификация организаций и характеристика организационно-правовых форм
1.3 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование организации
Глава 2 Организация как субъект хозяйствования
2.1 Характеристика организации
2.2 Оценка деятельности и структура организации
Глава 3 Пути улучшения деятельности организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Организации занимают важнейшее место в социально-хозяйственной системе и оказывают огромное влияние на нашу жизнь, на экономическое и социальное благосостояние общества в целом.
Организации имеют прямое и непосредственное влияние на каждого из нас. Большинство из нас работает в организациях. Вознаграждения, которые мы получаем за работу в них – главный источник средств нашего существования. В других организациях мы проводим огромную часть своей жизни: учась, лечась, платя за квартиру, добывая справки и т.д. У подавляющего большинства современных людей и сама-то жизнь начинается в организации (родильном доме), да и в последний путь нас тоже, видимо, проводит организация (служба ритуальных услуг).
Для организации, чтобы функционировать успешно, нужно, чтобы все ее члены координировали усилия и направляли их к достижению общих целей. Если каждый отдел и каждый работник, прежде всего, обеспокоен достижением собственных индивидуальных целей, организация будет неэффективной и неконкурентоспособной.
Воздействие организаций на ценности общества проявляется и по-другому. Они могут влиять на политические процессы, лоббируя политические решения и финансируя политических деятелей. Они могут менять стандарты образования, задавая требования к преподавателям и органам управления образованием. Они, таким образом, задают тон на рынке труда. В общем, многое из того, что мы выполняем и получаем в жизни – результат взаимодействия с организациями. Огромная доля нашего материального и психического благосостояния зависит от них. И чем больше мы знаем о том, как они работают, тем больше выигрываем мы и общество в целом.
Создавая богатство, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, повышают качество трудовой жизни и веру людей в сои силы и возможности. В будущем роль организации станет еще более ощутимой во всех сферах жизни. Следовательно, тема курсовой работы «Организация как субъект управления» является актуальной.
Цель курсовой работы – изучение места организации в системе национальной экономики, проанализировать деятельность ОАО «Слуцкий мясокомбинат» и предложить направления по ее улучшению.
Задачи:
– изучить сущность организаций, их виды;
– провести анализ деятельности ОАО «Слуцкий мясокомбинат»;
– предложить возможное направление совершенствования деятельности ОАО «Слуцкий мясокомбинат».
Объект исследования – ОАО «Слуцкий мясокомбинат».
Глава 1 Организация в системе национальной экономики Республики Беларусь
1.1 Сущность, задачи, принципы деятельности организации
Организация – составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников.
Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижение своих целей, т.е. объект менеджмента [26, с. 117].
Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
– наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
– наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
– наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели [6, с. 31].
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организационный характеристике.
Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Ресурсы.
Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Процесс преобразование ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все виды этих ресурсов [6, с. 33].
Глава 2 Организация как субъект хозяйствования
2.1 Характеристика организации
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» относится к числу старейших предприятий мясоперерабатывающей отрасли республики. Предприятие представляет собой обособленный автономный хозяйственный комплекс, находящийся на отдельной промышленной площадке, расположенной в промышленной зоне южной части г. Слуцка, Минской области.
В состав ОАО «Слуцкий мясокомбинат» входят три сельскохозяйственных филиала: ПСХ «ОАО «Слуцкий мясокомбинат» (с 25.02.2008 года), ПСХ «Греск» (с 16.04.2009 года), ПСХ «Наша Нива» (с 16.04.2009 года, 26.07.2016г реорганизация путем присоединения ОАО «Рассвет Леньки»).
Для создания собственной сырьевой базы в 2000 году к предприятию был присоединен свиноводческий комплекс по выращиванию и откорму свиней в д. Кухты, Слуцкого района. Мощность комплекса составляет 24 тысячи голов.
В декабре 2015 года завершен инвестиционный проект «Строительство «под ключ» свинокомплекса с замкнутым циклом мощностью 24 тысячи голов откорма свиней в год, завод по приготовлению комбикормов производительностью 40 тонн в смену» д. Греск, Слуцкого района.
Основной задачей работы сельскохозяйственных филиалов является увеличение производства товарной продукции, снижение ее себестоимости, получение максимальной прибыли.
Основные стратегические задачи ОАО «Слуцкий мясокомбинат на 2019-2020 годы:
- увеличение объемов производства и реализации продукции;
- повышение качественных характеристик продукции;
- снижение трудоемкости продукции;
- снижение энергозатрат.
Годовой ассортимент выпускаемой на предприятии продукции составляет около 200 наименований. Ежедневный ассортимент продукции: до 130 видов колбасных изделий, до 35 видов полуфабрикатов, до 10 видов пельменей. Ежемесячно ассортимент обновляется на 40-60%.
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» поставляет свою продукцию, как на белорусский рынок, так и на зарубежный, в основном – это Российская Федерация.
Конкурентами ОАО «Слуцкий мясокомбинат» на внутреннем рынке являются предприятия занимающиеся переработкой мяса в Минской области, а так же ряд предприятий поставляющих импортную продукцию в регион.
Глава 3 Пути улучшения деятельности организации
Как показал проведенный анализ, для дальнейшего развития предприятия необходимо принимать меры по увеличению объемов продаж производимой продукции, а также использовать резервы снижения затрат на предприятии.
Поэтому основными направлениями повышения эффективности финансово-экономической деятельности ОАО «Слуцкий мясокомбинат» на будущий период должны стать:
- расширение ассортимента продукции и усиление использование маркетинговых инструментов, что позволит увеличить объемы реализации за счет продаж товаров-новинок и наращивания предложения;
- использование «эффекта масштаба», то есть наращивание объемов выпуска и продаж продукции за счет, например, производства продукции под заказ крупных торговых сетей, ритейлеров;
- использование резервов снижения расходов на реализацию и текущих расходов, что сегодня достигается в первую очередь за счет передачи на аутсорсинг отдельных управленческих функций предприятия;
- использование внутренних резервов стимулирования продаж производимой продукции за счет оптимизации системы управления персоналом, ответственным за финансовые результаты работы предприятия – например, пересмотр системы стимулирования работы сотрудников отдела сбыта предприятия.
Годовой ассортимент выпускаемой на предприятии продукции составляет около 200 наименований. Ежедневный ассортимент продукции: до 150 видов колбасных изделий, до 70 видов полуфабрикатов, до 12 видов пельменей и равиоли.
Ежегодно ассортимент обновляется до 30%.
С целью увеличения выработки и реализации готовой продукции в течение 2019 г. постоянно происходило обновление и расширение ассортимента с учетом покупательского спроса. За 2019 год ассортимент по колбасным изделиям изменен на 28,9%, по полуфабрикатам на 21,8%.
Расширен ассортимент копченостей с использованием добавок и обсыпок, что придает продукту своеобразный вкус, аромат, значительно улучшается внешний вид (продукт из свинины с/к «Ласунак», карбонад Ароматный к/в, хлебец «Фантазия», солонина «Селянская» др.), введена в производство линейка сырокопченых колбас с новыми наборами специй Сховская новая с/к салями 1с, Белорусочка с/к, а также варенокопченые колбасы Гурман в/к 1с, Степная в/к б/с. Сервелат Княжеский салями в/с и Сервелат Афинский салями в/с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» относится к числу старейших предприятий мясоперерабатывающей отрасли республики. Предприятие представляет собой обособленный автономный хозяйственный комплекс, находящийся на отдельной промышленной площадке, расположенной в промышленной зоне южной части г. Слуцка, Минской области.
Основной задачей работы сельскохозяйственных филиалов является увеличение производства товарной продукции, снижение ее себестоимости, получение максимальной прибыли.
Годовой ассортимент выпускаемой на предприятии продукции составляет около 200 наименований. Ежедневный ассортимент продукции: до 130 видов колбасных изделий, до 35 видов полуфабрикатов, до 10 видов пельменей. Ежемесячно ассортимент обновляется на 40-60%.
В целом работа предприятия имеет негативную тенденцию, так как по основным показателям деятельности отмечены отрицательные значения, а именно: отмечено снижение показателя выручки от реализации продукции, производительности труда вследствие снижения среднесписочной численности работников, падение показателя фондоотдачи, а также прибыли от реализации.
В ходе анализа показателя прибыли, можно отметить следующее: доля прибыли от реализации ОАО «Слуцкий мясокомбинат» в выручке – снизилась с 7,6 % в 2017 г., до 7,1 % в 2019 г. Также в 2017 г. предприятие получило убыток до налогообложения в размере 6 026 тыс. руб., однако начиная с 2018 г. предприятие начало получать прибыль, в 2019 г. она составила 118 тыс. руб., что меньше предыдущего года на 213 тыс. руб.
Так же было выявлено, что предприятие погашало ранее взятые кредиты, что привело к получению убытков. А в качестве основной проблемы предприятия можно назвать его закредитованность.
Говоря о показателе рентабельности можно выделить, что рентабельность продаж снизилась с 2018 г. до уровня 7,2 %, и оставалась такой же в 2019 г. Рентабельность продаж показывает, что 7,2 % прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции, снижение данного показателя является негативным фактором для предприятия.
Рентабельность продукции в ОАО «Слуцкий мясокомбинат» так же имела тенденцию к снижению в 2018-2019 гг., данный коэффициент составил 8,8 % , что меньше на 0.3 % чем в 2017 г. Такая тенденция говорит о необходимости пересмотра цен или усилении контроля за себестоимостью продукции.
Рентабельность затрат на сырье и материалы за анализируемый период выросла с 11,1 % в 2017 г. до 11,4 % в 2019 г.
1. Баженов, Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. – М : Дашков и к, 2008. – 168 с.
2. Бир, С. Наука управления / С. Бир; пер. с англ. - 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2009. – 120 с.
3. Боссиди, Л. Искусство результативного управления / Л. Боссиди, Р. Чаран. – М : Добрая книга, 2004. – 288 с.
4. Грейсон, Д. Американский менеджмент на пороге XXI века / Д. Грейсон, К. О'Делл. – М.: Экономика, 2011. – 198 с.
5. Демидова, А.В. Исследование систем управления: конспект лекций / А. В. Демидова. – М : Приор-издат, 2015. – 96 с.
6. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. – М.: Альпина, 2010. – 400 с.
7. Изотова, Т. Г. Разработка методического подхода к выбору показателей оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта при принятии управленческих решений / Т. Г. Изотова. – М.: Экономист, 2009. – 51 с.
8. Информационные ресурсы для принятия решений: учеб. пособие для вузов / Веревченко А.П. [и др.]. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 560 с.
9. Кибанов, А. Я. Организация управления персоналом / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. – М.: ГАУ. 2014. – 456 с.
10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учебно-практическое пособие для студентов заочного обучения / А. Я. Кибанов, Я. В.Федорова. – М.: Финстатинформ. 2010. – 520 с.
11. Климович, Л. К. Основы менеджмента: учебное пособие для учащихся ССУЗов. / Л. К. Климович. – Мн.: Дизайн ПРО, 2005. – 144 с.
12. Нога, В. В. Менеджмент: учебное пособие / В. В. Нога. – Калининград: Изд-во ин-та КВШУ, 2014. – 172 с.
13. Основы менеджмента: учеб. для вузов / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кислякова и др. // Под ред. Д.Д. Вачугова. -2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Высш шк., 2015. – 376 с.
14. Райченко, А.В. Менеджмент: учеб. пособие для сред. профес. образования / А. В. Райченко, И. В. Хохлова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
15. Райченко, А. В. Общий менеджмент: учебник для вузов / А. В. Райченко. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 384 с.
16. Сорина, Г. В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. – М.: Экономист, 2010. – 192 с.
17. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2013. – 458 с.
18. Семенов, А. К. Этика менеджмента: учеб. пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. – М.: Дашков и К, 2006. – 272 с.
19. Семенова, И. И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2010. – 368 с.
20. Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М.: Экономист, 2013. – 716 с.
21. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: практ. пособие / Ю. Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2008. – 252 с.
22. Фатхутдинов, Р. А. Организация производства: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 544 с.
23. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 342 с.
24. Цыпкин, Ю. А. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2012. – 439 с.
25. Управление персоналом организации: учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – 3 е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА М, 2007. – 638 с.
26. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 320 с.
27. Экономика организаций (предприятий): учебник для средних профессиональных учебных заведений / Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 431 с.
28. Экономика предприятия: учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 520 с.