ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОСОВЕТСКОЙ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ
1.1 Конституционное развитие России до 1917 года
1.2 Советский период в конституционном развитии России
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
2.1 Конституции Российской Федерации 1993 года – необходимость принятия и особенности содержания
2.2 Отличие Конституции Российской Федерации 1993 года от Конституции РСФСР 1978 года
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Россия, будучи единым государством, имеет долгую, протяженностью более чем пятисот лет историю, в то время как понятие конституционализма кажется относительно новым для государственного устройства страны. Более того, невзирая на то, что первый конституционный институт начал формироваться только во время первой русской революции 1905-1907 годов, отечественные исследователя до сих пор говорят о том, что конституционное развитие России началось задолго до этого периода. В этом отношении под конституционализмом обычно подразумевается конкретное представление модели справедливого устройства государства и общества, которое с развитием каждого государства меняется и дополняется.
Отметим, что конституционное развитие России не окончилось с принятием действующей на данный момент Конституции от 12 декабря 1993 года. Этот вопрос актуален и на сегодняшний день. Всего несколько лет назад вопрос об изменении Конституции Российской Федерации широко обсуждался как на уровне федеральных государственных органов, так и на уровне общества, а число публикаций на данную тему в средствах массовой информации было довольно значительным. Необходимо помнить и о том, что относительно недавно, в 2008 году нынешняя Конституция претерпела изменения в части мандата отдельных высших органов государственной власти.
Изложенные выше обстоятельства дают возможность утверждать о том, что конституционное развитие страны длится и на данный момент. В то же время, этот процесс должен заключать в себе не только такие значимые события, как принятие конституционных актов, формирование новых конституционных институтов, однако и косвенный процесс формирования и укрепления ранее несуществующих социальных тенденций, которые, как правило, приводят к указанным событиям. Своевременный учет и оценка поздних изменений в общественном сознании позволят внутреннему законодателю принимать правильные решения и своевременно преодолевать негативные тенденции.
Значительная часть ученых полагает, что становление конституционализма в нынешней России осуществляется в условиях своевременного действия, борьбы и переплетения различных, в том числе и противоположных, тенденций в развитии государства. Невзирая на достойное активное развитие этого института в советский период и базовый подход к созданию новой Конституции, конституционализм продолжает быть для России относительно новым, не до конца исследованным феноменом, несущим на себе отпечаток исторического прошлого страны. Именно учет былого конституционного опыта России поможет ей переодеть сложившиеся отрицательные тенденции и перенаправить конституционное развитие в оптимальное русло.
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОСОВЕТСКОЙ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ
1.1 Конституционное развитие России до 1917 года
Исследователи расходятся в своих мнениях касательно начала е конституционного развития России.
Так, например, В.А. Лебедев отмечает, что первые конституционные идеи и проекты появились в России только в XVIII веке [1, c. 11]. Значительная часть исследователей олицетворяет первый опыт российского конституционализма к 1730 году, когда верховники пытались создать сложную конституцию, ограничивающую самодержавную власть через представительный орган и дающую дворянству сложные права, именно поэтому императрица Екатерина II даже созвала Уложенную комиссию.
Дворянское поместье в конце XVIII-начале XIX веков все больше начинает склоняться к идеям конституционной монархии, ограниченной парламентом, республиканским обустройством России, отменой крепостного права, развитием местного самоуправления и так далее.
Самым значимым проектом конституционного акта того времени, который утверждал идею республиканской формы правления на территории России, выступает «Русская правда» П.И. Пестела. Более того, проект Н.М. Муравьева, который утвердил федерацию как форму российского территориального устройства, также является значительным в данном отношении.
Начало XIX века было сопряжено с началом декабристского движения, многие участники которого также активно участвовали в разработке идей конституционализма и разрабатывали собственные проекты конституционных актов. Данные действия, как правило, проводились в соответствующих тайных обществах и практически не имели реального влияния ни на власть, ни на существенную часть русского народа. Более того, лидеры данного движения имели слабый взгляд на традиционные, глубокие основы российского общества, и радикальные революционные преобразования, чаще всего, рассматривались как основной способ достижения целей, которые они разработали.
Отметим, что официальная власть изначально также поддерживала идеи конституционной реформы. Отдельные законодательные акты того времени свидетельствуют о желании императора обеспечить конфиденциальность личности и частной собственности [2, c. 224].
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
2.1 Конституции Российской Федерации 1993 года – необходимость принятия и особенности содержания
Современный этап конституционного развития России сопряжен, в первую очередь, с нынешней Конституцией 1993 года [14]. Исследуем историю принятия данного неотъемлемого документа.
Необходимость принятия нового Основного закона, как было указано ранее, была провозглашена еще в декларации о государственном суверенитете РСФСР, а затем начала ощущаться реальная необходимость выполнения этого действия. Объявленный в декларации, принцип разделения властей не был сформулирован конституционными правилами, что, в свою очередь, привело к различиям, поскольку Советы продолжали поддерживать основную власть.
Невзирая на тот факт, что конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была образована еще 22 июня 1990 года, ее работа прогрессировала достаточно медленно, что привело к новой конституции, которая была принята более чем через три года. С иной стороны, на работу комиссии повлияли негативные тенденции в обществе и исторические события, которые произошли в то время. Более того, первичные проекты не получили поддержки в обществе. Отдельные социальные круги начали ориентироваться на свои собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым шаблонам.
Проект Конституции, разработанный комиссией, был одобрен Съездом народных депутатов только в апреле 1992 года, однако он никогда не был сопряжен с резкими противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Поскольку эти различия касались, в первую очередь, разделения полномочий данных двух ветвей власти, без их разрешения на принятие нового Основного закона было невозможно.
В мае 1993 года был опубликован проект Конституции Российской Федерации, утвержденный Верховным Советом. По сути, он исправил многие пороки старой конституции, содержащей демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали предыдущие подходы. На деле принцип разделения властей снова исследовался как сокращение полномочий президента, и та же советская форма власти все еще существовала.
С целью завершения проекта Конституции в соответствии с политикой президента России, 5 июня 1993 года было собрано Конституционное совещание, позиционирующееся первоначально как массовый форум, объединяющий представление всех высших органов государственной власти, а также общественности.
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА
На основании проведенного исследования осуществим сравнительный анализ Конституции РСФСР до распада СССР и Конституции Российской Федерации после распада СССР, а также проследим, как совершенствовалась Конституция Российской Федерации.
Изменения в правовой сфере нашего государства произошли и происходят довольно часто, в первую очередь из-за кодификации законодательства и изменения политико-правовой ориентации в обществе. В рамках преемственности правового развития главный нормативный кодекс выходит на первый план, который сохраняет свою роль в качестве основного закона государства – Конституции.
История нашей страны знает пять конституций, в первую очередь, это 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 годов. Их принятие было связано с существенными изменениями в жизни общества и государства.
Сравнительный анализ Конституции РСФСР 1918 и Конституции Российской Федерации 1993 годов является достаточно актуальным, поскольку как первая, так и вторая создавались во время становления государственности России, в моменты строгой необходимости, чтобы не столкнуться с тотальным распадом государства.
Общими чертами, присущими для обеих Конституций выступают:
– закон, имеющий высшую юридическую силу;
– предусмотрен порядок образования представительных органов власти через избирательную систему;
– государственным устройством РСФСР по Конституции 1918 года и России по конституции 1993 года выступала федерация;
– образована система органов государственной власти, установлены их полномочия;
– церковь отделяется от государства;
– гарантия свободы вероисповедания;
– свобода печати, собраний и митингов;
– закрепление избирательных и социально-экономических прав.
В свою очередь, отличительными чертами выступали:
– Конституция 1993 года предусматривает и разграничивает права человека и права гражданина;
– определился срок действия Конституции 1918 года – переходный период от капитализма к социализму;
– Конституция 1918 года носила ярко выраженный классовый характер;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и в соответствии с поставленными задачами, сделаем следующие выводы:
В России, начиная с конца XVIII века, были предприняты достаточно активные попытки некоторых конституционных преобразований, которые, в свою очередь, не привели к значительным изменениям в отечественном конституционном развитии.
Обобщая весь советский этап конституционного развития России, можно сделать вывод, что конституционализм в стране действительно процветал. Скорость такого прогресса оценивается исследователями по-разному: многие из них считают, что указанный процесс проводился слишком медленно по сравнению с конституционным развитием других развитых стран, обусловленным социалистическим урегулированием российского общества, периодом власти И.В. Сталина, недостаточным учет иностранного опыта в разработке конституционных актов. Приближенной к истине считается группа исследователей, которые оценивают указанный период как естественный и естественно обусловленный.
И правда, исследуя предыдущий, дореволюционный этап конституционного развития страны, невозможно не заметить, что степень правовой сознательности значительной части населения России не давала возможности нагнетать конституционное развитие быстрыми темпами, поскольку необходимость данного процесса не была бы осознана большей частью российского народа. В данной ситуации искусственно принятый конституционализм было бы неправильно именовать правовым.
Необходимо помнить, что правовая сознательность российского народа после 1917 года еще продолжительное время сохранялась на уровне дореволюционной России, следовательно, совершенствование конституционных институтов происходило так долго. Политика правящей партии и личности некоторых советских государственных вождей также имели довольно высокое значение, однако об отставании здесь разговор не ведется.
Конституционное развитие в советский период первоначально было сопряжено с радикально-революционными настроениями, господствующими как на уровне властных структур, так и в обществе в целом, затем определялось правящей ролью СССР и, в результате, пришло к естественной демократизации. Отметим, что последняя Конституция РФСР образовала предпосылки для усовершенствования модели социализма, а в последующем и существенного переустройства советского общества.
1 Лебедев, В.А. Конституционное развитие российского государства / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2001. – № 2. – С. 10-23.
2 Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. Пособие / И.А. Исаев. – Москва: Юрист, 1993. – 272 с.
3 Гребенкин, А.Н. Предыстория российского конституционализма: проекты XVII – начала XX века / А.Н. Гребенкин // Юридическая наука. – 2014. – № 1. – С. 37-40.
4 Давтян, В.Р. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова: предпосылки и последствия / В.Р. Давтян // Legal Concept. – 2016. – № 2 (31). – С. 101-105.
5 Тищенко, Е.В. Конституционное развитие России в XIX веке / Е.В. Тищенко // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 144-152.
6 Наумов, С.Ю. Российский конституционный процесс: история и современность / С.Ю. Наумов // Власть. – 2013. – № 10. – С. 4-10
7 Конституции РСФСР 1918 года: принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8 Авакьян, С.А. Основные вехи конституционного развития России // С.А. Авакьян. – Москва: Издательство «Сашко», 2010. – 512 с.
9 Портнов, В.П. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России 1917-1920 гг. / В.П. Портнов, М.М. Славин; отв. ред.: Б.Н. Топорнин. – Москва: Наука, 1987. – 253 c.
10 Об утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР: утверждена Постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 года // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11 Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР: утверждена Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12 Конституция РСФСР 1978 года от 12 апреля 1978 года // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – № 15. – Ст. 407.
13 Сланова, Э.И. Конституционное развитие советской России / Э.И. Сланова // Актуальные проблемы права. Сборник научных статей магистрантов. Владикавказ, 2019. – C. 311-316.
14 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 Беджанова, Т.Е. Конституция РФ 1993 года: заимствования, особенности содержпния, некоторые проблемы реализации / Беджанова, Т.Е. // Юридический вестник ДГУ. – 2018. –Т. 28. – № 4. – С. 60-66.
16 Умнова-Конюхова, И.А. Конституция Российской Федерации 1993 года: оценка конституционного идеала и его реализации сквозь призму мирового опыта // И.А. Умнова-Конюхова // Lex Russica. – 2018. – № 11(144). –C. 23-39.
17 Скидан, П.Ю. Сравнительный анализ Конституции РСФСР 1978 года и Конституции Российской Федерации 1993 года / П.Ю. Скидан // Конституция Российской Федерации: первые 25 лет. Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и Международному дню прав человека. – 2019. – С. 370-375.
18 Сорокун, П.В. Историко-правовое сравнение советской и Российской конституций / П.В. Сорокун // Эпоха науки. – 2016. – № 8. – C. 85-88.
19 Колесняк, А.Н. Сравнительный анализ конституции РСФСР 1918 года и конституции российской Федерации 1993 года / А.Н. Колесняк // Science Time. – 2015. – C. 73-73.