ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Содержание и роль налогового контроля. Налоговое законодательство, как инструмент налогового контроля
1.2 Формы осуществления налогового контроля
1.3 Органы налогового контроля
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Основы планирования контрольной деятельности
2.2 Порядок проведения налоговых проверок и оформление результатов
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Среди методов, оказывающих косвенное влияние на экономику, важнейшую роль играет налогообложение, которое позволяет государству регулировать деятельность предприятий без ограничения экономической самостоятельности. Эффективное использование механизмов налогового менеджмента - одна из самых сложных задач, от правильного решения которой зависит экономический прогресс и социальное благополучие. Его разработка требует всестороннего обоснования, включающего исторические разработки, теоретические аспекты, определение основных понятий налоговой политики, а в конечном итоге и практических решений по формированию эффективной налоговой системы.
Постоянное финансирование бюджетной деятельности требует систематического пополнения финансовых ресурсов на национальном и местном уровнях. В основном это достигается за счет уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами. В соответствии с действующим налоговым законодательством и иными нормативными правовыми актами плательщик обязан уплатить указанные суммы в установленные сроки и в установленном размере.
Налоговое регулирование, оптимизирующее взаимоотношения государства и налогоплательщика, включает разумное сочетание фискальной и стимулирующей функций налога.
К основным недостаткам налогового законодательства можно отнести чрезмерную уплотненность, путаницу, наличие существенных льгот для налогоплательщиков всех видов, которые не стимулируют рост эффективности производства, ускорение научно - технического прогресса, внедрение передовых технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Малое предпринимательство оперативно реагирует на изменение коньюктуры рынка и придает экономике необходимую гибкость. Это приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг.
Малый бизнес мобилизует большое количество финансовых, производственных и интеллектуальных ресурсов населения (в том числе трудовых и сырьевых), которые не будут использоваться в его отсутствие. В Беларуси она осуществляется как в форме индивидуального предпринимательства, так и в форме малого бизнеса.
Социальная значимость индивидуального предпринимательства определяется широтой слоя мелких собственников, общая численность которых является одной из важнейших качественных характеристик любой страны с рыночной экономикой.
Поддержка предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Содержание и роль налогового контроля. Налоговое законодательство
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Налоговая система неразрывно связана с государством. Вместе они прошли долгий путь от древних времен до современного мира. Ученые выделяют три периода развития налоговой системы.
Первый период характеризовался налоговой неразвитостью и хаотичностью, охватившей народное хозяйство древнего мира и средних веков.
Второй период охватывает XVI–XVIII века. В это время общественная жизнь резко изменилась. В этот период в государственные бюджеты западноевропейских стран поступило большое количество новых (в основном косвенных) налогов. С конца XVIII века началась новая эра налогообложения. К этому времени были установлены налоговые правила и утверждена неизменность налога [1, c. 27].
Третий период (XIX в.) не отличается большим количеством налогов и их разнообразием. Форма налогообложения стала понятнее, административные правила более развиты, и при выборе приоритет отдается источнику, который обещает большие суммы дохода. Финансовая история рассматриваемого периода в большей степени отличается от предшествующей финансовой истории, так как показатели борьбы экономических институтов более сглажены, что отражается на финансовой политике страны.
Налоговая система - это взаимосвязанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально - политических, экономических и финансовых процессов. Налоговая система государства формируется в соответствии с его общественно - политическим устройством и конечными целями экономической политики [2, c. 70].
Анализируя структуру налоговых систем разных стран, можно сделать вывод, что независимо от их различий, они имеют сходные элементы. В структуру налоговой системы в общем виде входят следующие элементы:
– Различные налоги уже введены в действие законодательными органами территориальных образований;
– субъекты налога (налогоплательщики) - лица (физические либо юридические), которые выплачивают налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Основы планирования контрольной деятельности
В Республике Беларусь на этапе развития отношений в сфере налогообложения, постоянного совершенствования налогового регулирования необходимо развивать организационно–правовые механизмы, которые позволяют государству реализовывать свои интересы при осуществлении налоговых изъятий. Среди таких механизмов наиболее важным и значимым является налоговый контроль.
Необходимость налогового контроля объясняется наличием частых случаев уклонения от уплаты налогов налогоплательщиков. В результате государство не получает большой суммы налогов. Без эффективной деятельности налоговых органов в области контроля государство не может выполнять свои прямые функции.
До сих пор вопросы налогового контроля в Республике Беларусь регулируются главой 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь [15]. Налоговый контроль использует различные формы практической организации для выполнения наиболее эффективных задач, с которыми они сталкиваются.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая инспекция, поскольку она основана на рассмотрении объективных счетов, которые налогоплательщики не всегда предоставляют налоговым органам из - за их нежелания платить налоги, тем самым уменьшая финансовые выгоды. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если предприятие не развивается в виде закона, государство не в состоянии собирать налоги.
Налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и совершенствование налогового администрирования.
Ситуация в экономике Беларуси в 2015 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста. Снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к ухудшению баланса внешней торговли, снижению объема промышленного производства при одновременном увеличении запасов готовой продукции. Негативное влияние на устойчивость экономики оказало большую импортную способность, чрезмерное увеличение реальной заработной платы, полученной за счет повышения производительности труда, недостаточного уровня прямых иностранных инвестиций.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Анализ эффективности деятельности налоговых органов показывает, что в Республике Беларусь налоговый контроль полностью развит и его эффективность постоянно растет. Об этом свидетельствует тот факт, что число проверок, проведенных, постоянно уменьшается, а экономические сборы и санкции, взимаемые в результате проверок, растут.
По результатам работы налоговых органов могут быть определены следующие вопросы проведения и организации налогового контроля в Республике Беларусь:
– несовершенство и сложность налогового законодательства;
– преобладание последующего налогового контроля;
– большая нагрузка на инспекторов;
– контроль за применяемыми льготами у плательщиков;
– проблемы, возникающие при проверке малых предприятий;
– существуют также проблемы налогового контроля и на межнациональном уровне, такие как применение трансфертного ценообразования, отступления от принципа «страна назначения» при взимании НДС, а также несовершенные соглашения, принимаемые на межнациональном уровне [9, c. 52-56].
Можно предложить следующие пути совершенствования налогового контроля с целью повышения его эффективности в Республике Беларусь:
– создание специализированных централизованных баз данных, в которых налоговые инспекторы быстро и без каких–либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым им вопросам в разрезе специфики отраслей;
– совершенствование действующего программного обеспечения процедуры камеральных проверок;
– разработка критериев рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;
– проведение ежегодной аттестации работников налоговых служб всех уровней с привлечением в комиссии по аттестации независимых экспертов;
– введение системы балльных оценок работы инспекторов–контролеров;
– организация постоянно действующих курсов повышения квалификации работников налоговых органов;
– активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности;
– повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства;
– совершенствование проводимых совместно с органами Департамента финансовых расследований, а также перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия, обеспечит повышение эффективности контрольных мероприятий;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях важную роль играют системы финансового контроля, такие как налоговый контроль, который призван обеспечить соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах, а в конечном счете и в момент поступления налогов в государственный бюджет.
Большинство авторов при определении налогового контроля сходятся во мнении, что целью налогового контроля является обеспечение целостности и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства и применение мер ответственности за эти нарушения. Следует также отметить, что все авторы обращали внимание на правовые аспекты этой деятельности, подчеркивая, что она регулируется соответствующими правовыми нормами.
Необходимость налогового контроля обусловлена рядом причин, одна из которых заключается в том, что плательщик хочет каким-то образом избежать уплаты налогов. Теоретически существует четыре типа причин уклонения от уплаты налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако, какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате налогов за счет государства, роль налогового контроля в этом государстве огромна.
Налоговая политика - это комплекс государственных мер по созданию системы управления государственными финансовыми ресурсами, которые используются для решения социально - экономических проблем страны.
Основной целью налоговой политики является обеспечение устойчивого экономического роста, сглаживание волатильности экономического цикла, достижение высокого уровня занятости и снижение инфляции. Современная налоговая политика определяет основные направления использования государственных финансовых ресурсов, методы финансирования и основные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретных исторических условий отдельных стран эта политика имеет свои специфические обстоятельства. Однако был использован общий комплекс мер.
Государственные расходы, трансферты и налоги считаются ключевыми инструментами налоговой политики.
Политика государственных расходов требует, прежде всего, удовлетворения потребностей государственного сектора, то есть удовлетворения расходных потребностей необходимых государственных потребностей, отраженных в проекте бюджетных расходов. В то же время следует иметь в виду, что потребности многих стран растут и что поэтому они должны быть ограничены с точки зрения срочности и ценности других потребностей. Государственная налоговая политика основывается на существующих и потенциальных источниках поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом узкой возможности использования этих источников, где избыток может нарушить экономику и в конечном итоге привести к истощению доходных каналов.
1 Бойко, Т. С. Финансовое право: учеб. пособие / Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. – Минск: Книжный дом, 2006. – 320 с.
2 Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие / Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2004. – 235 с.
3 Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 25 отктября 2000 г., № 411-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: Одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г.: с изм. и доп. от 29 октября 2018 №133-З. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4 Вишневский А. А. Финансовое право: курс лекций / А. А. Вишневский, И. В. Сауркин, С. М. Тихоненок; под общ. ред. А. А. Вишневского; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2012 – 267 с.
5 Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. / А.Ф. Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Тесей, 2002. – 34с.
6 Воробей, Г.А. Финансовое право: учеб. пособие / Г.А. Воробей. - Минск: Амалфея, 2006. -434 с.
7 Заяц Н., Киреева Е., Заяц А. Современное налогообложение и его развитие // Финансы. Учет. Аудит. - 2000. - № 10. - С. 51-53.
8 Кийко, Д. Пути совершенствования налоговой системы / Д. Кийко // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
9 Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы Республики Беларусь // Финансы. Учет. Аудит. - 2001. - №9. - С. 52-56.
10 Киреева, Е. Ф. Налоговый контроль: учеб. пособие / Е. Ф. Киреева, Т. А. Верезубова, С. Ф. Зубарева [и др.]; под ред. Е. Ф. Киреевой, И. А. Лукьяновой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 219 с.
11 Козловская, Н. А. Роль и место малого и среднего бизнеса в формировании доходной части бюджета / Н. А. Козловская // Налоги Беларуси. – 2013 - № 28 – С.16-18.
12 Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республики Беларусь: учеб. / Крамник А.Н. Минск: Тесей, 2001. - 498с.
13 Круглов, В. А. Финансовое право: ответы на экзаменационные вопросы / В. А. Круглов, Е. И. Орлова. – Минск: ТетраСистемс, 2014 – 223 с.
14 Малис, Н. И. Налоговая политика ближайшего будущего / Н. И. Малис // Финансы. – 2015. – № 5. – С. 48–51.
15 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3: принят Палатой представителей 11.12.2009 г.: Одобр. Советом Респ. 18.12.2009 г.: с изм. и доп. от 28.12.2019 №277-З, Нац. Центр прав. информации. – Минск, 2020.
16 Пилипенко, А. А. Курс финансового права: учеб. пособие / А. А. Пилипенко. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
17 Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. - Минск: Книжный Дом, 2010 - 768 с.
18 Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» [Электронный ресурс]/Министерство налогов и сборов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/metody-i-sposoby-provedeniya-proverok/.
19 Сухаркова, А.И. Административное право Республики Беларусь: учеб. / Сухаркова, А.И. Минск: Право и экономика, 2007. - 478с.
20 Финансовое право: учеб. пособие / И.Ш. Килясханов [и др.]; под ред. И.Ш. Килясханова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 479 с.
21 Финансовое право: учебник / К.С. Вельский [и др.]; под ред. С.В. Запольского. - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006 - 640 с.
22 Французов Д.В. Организация налогового контроля в системе государственного регулирования: автореф. дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Д.В.Французов; Рос. эконом. академия им. Г.В.Плеханова. - М., 2008. - 21 с.