ВВЕДЕНИЕ
Криминальная среда в местах лишения свободы, как справедливо отмечает В.Б. Шабанов, «существенно отличается от таковой «на свободе» и имеет некоторые особенности, определяемые в основном спецификой условий исправительного учреждения (ИУ). Вместе с тем она проявляет себя как неотъемлемая часть всей преступности, существующей на территории государства.
Семилетний опыт практической работы диссертанта в Новополоцкой исправительной колонии для лиц, впервые отбывающих наказание в условиях общего и усиленного режимов, позволил применить метод включенного наблюдения и убедиться в правоте известных белорусских ученых: В.А. Ананича, А.В. Баркова, И.И. Горелика, П.А. Дубовца, С.А. Кадушкина, Е.В. Кичигиной, А.Н. Пастушени, В.М. Хомича, В.Б. Шабанова, А.В. Шаркова и В.Л. Шкурко, рассматривавших во многих своих публикациях вопросы классификации лиц, осужденных к лишению свободы, распределения их по исправительным учреждениям, дифференциации карательного и воспитательного воздействия в отношении различных категорий лишенных свободы осужденных.
Характерно, что наблюдения указанных авторов за криминогенной средой в местах лишения свободы на протяжении последних семнадцати лет актуальны и сегодня, несмотря на количественные и качественные изменения в современной преступности.
Установлением уголовно-исполнительным законодательством классификации осужденных, теоретические разработки этой проблемы не прекратились, поскольку ученые предлагают рекомендации по дифференциации осужденных прежде всего в целях совершенствования организации исправительного процесса и применения на их основе соответствующих мер поощрения.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПООЩРЕНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Применительно к предмету нашего исследования важное значение имеют следующие обобщенные положения:
1) эффективное достижение целей наказания возможно только путем точечного воздействия (карательного, профилактического, воспитательного) в отношении конкретных категорий осужденных, имеющих различные характеристики;
2) прежде чем вести речь об индивидуализации исправительного воздействия на лишенных свободы осужденных, необходимо свести в группы, классифицировать по определенным критериям (признакам) относительно однородные категории осужденных, нуждающихся в сравнительно одинаковом исправительно-воспитательном воздействии;
3) в каждой группе, сформированной по критериям характера и степени общественной опасности совершенного преступления, пола, возраста и других поддающихся обобщению данных, конкретные лица неизбежно будут отличаться друг от друга по многочисленным признакам, относящимся к совершенному преступлению и личности преступника;
4) правовая классификация лишенных свободы осужденных «основывается на предусмотренной уголовным законом классификации преступлений и преступников.
И та, и другая основаны на учете общественной опасности преступлений и личности преступников, подчинены обеспечению применения наказания» [5, с. 91];
5) в основном совпадая, они различаются по непосредственным целям, поскольку уголовно-правовая дифференциация преступлений и лиц, их совершивших, призвана обеспечить индивидуализацию наказания, а классификация лишенных свободы осужденных – то же самое применительно к исполнению наказания и применению мер исправительно-воспитательного воздействия;
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПООЩРЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Проблемы вживания в новую социальную среду нельзя считать в достаточной мере хорошо изученными. Приходится констатировать, что познание проблем таких переходов ориентировано в большей степени на исследование психофизиологических и возрастных аспектов учащихся и студентов к новому для них учебному труду. Но достаточно сложно найти фундаментальные исследования проблемы вживания в социальную среду мест лишения свободы.
На наш взгляд, это достаточно актуальный вопрос, так как он связан с резким изменением социального статуса индивидов. Адаптация к социальной среде исправительного учреждения (ИУ) всегда проблематична, поскольку преступнику приходится приспосабливаться к новым условиям жизни; к новой среде; к новому коллективу со своими специфическими структурно-психологическими особенностями; к новой модели сосуществования, и даже в этой связи доступ к новой системе приводит к рассогласованию между различными компонентами старой и новой системы, что затрудняет личностную адаптацию заключенного к тюрьме и нередко создает стрессовые ситуации [31].
Поэтому необходимо осваивать новые для преступников характеристики жизни, приспосабливаться к жестким требованиям режима, устранять чувство внутреннего дискомфорта и предотвращать возможные конфликты с окружающей средой. Складывается впечатление, что адаптация общества к новым условиям во многом зависит от личностных качеств сотрудников, их интуиции и умения создавать комфортную психологическую атмосферу. Эмпатия сотрудников помогает выстраивать дружеские отношения.
Речь идет о человеческом участии, взаимопонимании, не только умении понимать и учитывать обстоятельства, влияющие на человека, но и умении сопереживать им, делиться их радостями и горестями, заботиться об их проблемах.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПООЩРЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ
Современная уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика Республики Беларусь развивается в направлении гуманизации системы мер уголовно-правового воздействия на осужденных, разграничения применения средств исправительного воздействия к разным категориям осужденных с учетом тяжести совершенных преступлений и их личности.
Благополучное возвращение гражданина из исправительных учреждений в семью и общество во многом зависит от того, насколько результативно применялись к нему два важнейших инструмента исправления – поощрение правопослушного поведения и применение института дисциплинарных взысканий к лицам, которые нарушают установленные в процессе отбывания наказания правила поведения.
В пенитенциарной практике издавна в качестве мер воздействия на осужденных к лишению свободы применяется сочетание различных методов: устрашения, наказания, а также поощрения и др.
Поощрение как метод воздействия на осужденных необходимо рассматривать не только как одобрение правопослушного поведения и отношения конкретного лица к выполнению возложенных на него обязанностей, но и как действенный инструмент формирования здоровой среды осужденных [24].
Педагогической теорией и практикой давно сформирована система требований по применению метода поощрения: широкая гласность, конкретность, обоснованность, одобряемость.
Закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве система мер поощрения предусматривает возможность реагирования со стороны администрации исправительных учреждений на положительные изменения в поведении осужденных в зависимости от степени их исправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, конкретные обстоятельства, при которых назначаются поощрения и наказания заключенным, лишенным свободы, зависят от цели и характера наказания, конкретных обстоятельств контингента и особенностей отдельных групп и индивидов.
Для того чтобы сделать систему мотивации образовательных учреждений последовательной, мы полностью согласны с мнением Елеонского, который отметил, что одним из важнейших аспектов общественных и всесторонних исследований стимулирующих норм является вопрос классификации.
Для правонарушителей, твердо стоящих на пути исправления или доказавших свою исправительность, наибольшим стимулом может быть замена того, что не предусмотрено в наказании, более мягким наказанием или условно-досрочным освобождением соответственно. Совокупность педагогических и правовых элементов, включающих средства коррекционного воздействия, является одним из институтов стимулирующих мер.
В ходе исполнения наказания в виде лишения свободы в Республике Беларусь изучение судебной практики показывает, что с 2001 года должностные лица города ИУ в статье 331 предусмотрели, что в отношении осужденных не применялись никакие стимулирующие меры, за исключением ранее назначенного наказания в виде досрочного освобождения.
В этой связи мы считаем, что на законодательном уровне для лиц, перечисленных в пункте 331 ИУ, уместно только право на отмену ранее наложенных взысканий, что фактически отразит ситуацию в пенитенциарной системе Республики Беларусь.
Для этого необходимо изложить 331 пункт МЕ ПВР в следующей редакции: "331. Министр внутренних дел Республики Беларусь, министр Министерства, его заместитель, начальник министерства в Минске и Минской области вправе ходатайствовать о присуждении премии, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 110 Уголовного кодекса Республики Беларусь".
1. Александровский, Ю.В. Закон об условном досрочном освобождении / Ю.В. Александровский. – М., 1910. – 78 с.
2. Алфимова, О.А. Освобождение от наказания в связи с болезнью : уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты : дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / О.А. Алфимова. – Красноярск, 2006. – 215 с.
3. Антипина, Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп / Г.С. Антипина. – М., 1982. – 190 с.
4. Антонян, Ю.М. Исправление и перевоспитание осужденных, неадаптированных к условиям ИТК: учеб. пособие / Ю.М. Антонян [и др.]; под. ред. Ю.М. Антоняна; М-во внутр. дел СССР, Всесоюзн., науч.-исслед. ин-т МВД. – М., 1987. – 76 с.
5. Астемиров, З.А. Проблемы коллектива и личности осужденных в условиях ИТУ: учеб. пособие / З.А. Астемиров; М-во внутр. дел СССР, Высш. школа МВД. – Рязань, 1975. – 80 с.
6. Бобылева, И.Ю. Влияние длительных сроков лишения свободы на ресоциализацию осужденных / И.Ю. Бобылева // Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных: сб. науч. тр. / М-во внутр. дел СССР, Всесоюзн., науч.-исслед. ин-т МВД; редкол.: В.Б. Писарев (отв. ред.) [и др.]. – М., 1990. – № 122. – С. 41 – 48.
7. Бородулькина, Е.С. Членовредительство осужденного как основание для отказа в освобождении от наказания по заболеванию / Е.С. Бородулькина [Электронный ресурс] / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа :http://center.gov.by/nauchnaya-i-analiticheskaya-rabota/publikatsii-rabotnikov-tsentra/chlenovreditel-stvo-osuzhdennogo-kak/.
8. Бочков И.А. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: Учебно-методический комплекс. — Полоцк. — 2005.
9. Бочков, И.А. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь : учебно-методический комплекс для студентов юридического профиля дневной и заочной формы обучения / И.А. Бочков. – Новополоцк : УО «Полоцкий государственный университет», 2005. – 257 с.
10. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев – СПб.: Питер Ком, 1998. – 656 с.
11. Вениосов А. В. Организация и деятельность исправительно-трудовых учреждений в Беларуси (1917–1924 гг.) : учеб. пособие. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 1998. 31 c.
12. Елеонский, В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие / В.А. Елеонский. – М-во внутр. дел СССР, Высшая школа МВД. –– Хабаровск, 1984 – 108 с.
13. Исправительно-трудовое право: учеб. пособие / под ред. И. С. Тишкевича, В. А. Шкурко. Минск : Университетское, 2017. – 301 с.
14. Исправительно-трудовое право БССР: учеб. пособие / А.В. Барков [и др.]; под ред. И.С. Тишкевича, В.А. Шкурко. – Минск: Изд-во «Университетское», 1987. – 301 с.
15. Кийко Н. В. Законные интересы осужденных к лишению свободы: правовое регулирование и практика реализации (на примере Республики Беларусь) : дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 295 с.
16. Кононец, А.С. Актуальные вопросы пенитенциарного здравоохранения / А.С. Кононец, А.В. Бобрик. – М. : Акварель, 2011. – 120 с.
17. Конышев, Ф.В. Особенности негативного воздействия наказания в виде лишения свободы на личность осужденного / Ф.В. Конышев // Вест. Полоц. гос. ун-та. Сер. D. Экономические и юридические науки. – 2007. – № 4. – С. 217 – 220.
18. Красуцких, Л.В. Проблемы реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / Л.В. Красуцких, И.В. Русяев // Вестник ЮУрГУ. – 2008. – № 8. – 64–67.
19. Кузьмин С. И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917–1953 гг.). М. : Академия МВД СССР, 1991. 132 с.
20. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. — URL: https://helpiks.org/8–8083.html
21. Морозов, А.Ю. История становления института освобождения от наказания в российском уголовном праве до 1917 года // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. – 2007. – Вып. 17. – С. 20.
22. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка и др. ; под общ. ред. В. М. Хомича. Минск : ГИУСТ БГУ, 2018. – 882 с.
23. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.] ; под общ.ред. В.М. Хомича. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2019. – 696 с.
24. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации, 14 окт. 2010 года № 1772-р.
25. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : постановление МВД Респ. Беларусь от 20 октября 2000 г. № 174. Доступ из СПС «КонсультантПлюс. Беларусь»
26. Пастушеня, А.Н. Организация воспитательно-трудового процесса в производственных бригадах осужденных (психолого-педагогический аспект). Методическая разработка / А.Н. Пастушеня; М-во внутр. дел СССР, Акад. МВД. – М., 1987. – 52 с.
27. Решать проблемы сообща [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://mvd.gov.by/ru/mvd.gov.by/print.aspx?guid=262493.
28. Скаков, А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан: Монография / А.Б. Скаков. – Алматы, 2004. – 152 с.
29. Скиба, А.П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных : теоретико-прикладное исследование : дис. доктора юрид. наук : 12.00.08 / А.П. Скиба. – Рязань, 2013. – 459 с.
30. Тихонов, А.А. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным в исправительно-трудовых колониях / А.А. Тихонов; М-во внутр. дел УССР, РИО МВД. – Киев, 1980. – 139 с.
31. Уголовно-исполнительное право (Особенная часть) : учебник / под общ. ред. Г. А. Корниенко ; науч. ред.: А. Я. Гришко, В. Н. Чорный. 3-е изд., испр. и доп. Рязань : Академия ФСИН России, 2013.
32. Уголовно-исполнительное право : учебно-методический комплекс / Ю.Л. Сиваков, Д.В. Шаблинская. – Минск : изд-во МИУ, 2007. – 260 с.
33. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З ; принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г. ; одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс. Беларусь»
34. Уголовный кодекс Республики Беларусь : науч.-практ. коммент. / под ред. В. М. Хомича, А. В. Баркова, В. В. Марчука. Минск : Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2019. 1000 с.
35. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (социально-правовая природа, понятие, проблемы применения) [Электронный ресурс] / Государство и права. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://gosudarstvo-i-pravo.top/doc/kursovaya-rabota-uslovno-dosrochnoe-osvobozhdenie-ot-otbyvaniya-nakazaniya-socialno-pravovaya-priroda-ponyatie-problemy-primeneniya-590049.
36. Шабанов, В.Б. Организационные и правовые проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в исправительных учреждениях: моногр. / под ред. И.И. Басецкого; М-во внутр. дел Респ. Беларусь; Акад. МВД. – Минск, 2001. – 224 с.
37. Шабанов, В.Б. Организационно-правовые проблемы противодействия суицидальным и несуицидальным аутодеструктивным проявлениям осужденных в местах лишения свободы / В.Б. Шабанов, М.Ю. Кашинский // Вестник Воронежского института МВД России. – 2012. – № 3. – С. 17–24.
38. Шапошникова, Н.С. Актуальные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / Н.С. Шапошникова // Право России. – Екатеринбург. – 2016. – № 3. – С. 6.
39. Шарков А. В. Уголовно-исполнительная система Республики Беларусь: история и современность : монография. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2010. 323 с.
40. Щербакова, О.И. Социально-корпоративная лексика. Словарь жаргона преступников: учеб. пособие / О.И. Щербакова, Е.Т. Бруева. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1994. – 210 с.