Введение
1 Теоретические аспекты профилактики проблемного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие и признаки проблемного поведения в младшем школьном возрасте
1.2 Социально-психологические причины возникновения проблемного поведения в младшем школьном возрасте
1.3 Специфика профилактики проблемного поведения детей младшего школьного возраста
2 Эмпирическое исследование проблемного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.2.1 Анализ результатов выявления признаков проблемного поведения детей младшего школьного возраста (анкетирование учителей)
2.2.3 Анализ результатов изучения склонности к отклоняющемуся поведению у детей младшего школьного возраста
2.2.4 Анализ результатов выявления признаков проблемного поведения детей младшего школьного возраста (проективная методика «Несуществующее животное»)
2.3 Рекомендации по организации профилактики проблемного поведения детей младшего школьного возраста в учреждении образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Неоднозначная социальная и экономическая обстановка сложившаяся в настоящее время в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном и психическом развитии подрастающего поведения. Особую тревогу вызывает проявление негативных явлений в среде младших школьников, что сказывается на процессах их адаптации и социализации. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста – это процесс, который характеризует созревание и усложнение психических функций и качеств личности, который процесс происходит под влиянием многих факторов, как социальных, так и биологических.
Анализ работ таких исследователей как А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, А.М. Прихожан и других, подтверждает, что, в силу активного эмоционального развития, период младшего школьного возраста считается периодом повышенного риска возникновения отклонений в психическом развитии, которое проявляется в формировании негативных проявлений личности ребенка, а также характеризуется случаями возникновения проблемного поведения детей. Это повышает значимость исследования проблемного поведения именно в младш школьном возрасте.
Многие известные психологи, в числе которых Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, исследовали закономерности и особенности психического развития детей младшего школьного возраста и подчеркивали, что в данный период у ребенка появляются новые социальные потребности, черты характера приобретают устойчивость, определяются особенности коммуникативной сферы. Одной из главных целей деятельности педагогов-психологов является профессиональная забота о психологическом здоровье детей млдшего школьного возраста.
Проблема возникновения проблемного поведения в младшем школьном возрасте в последние годы называется одной из наиболее значимых социально-педагогических проблем. Деятельность специалистов по профилактике проблемного поведения младших школьников является видом социально-педагогической деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта, осуществляется в тесной связи с работой по предупреждению проявлений отклоняющегося и дезадаптивного поведения.
Вопросы формирования социального поведения детей рассматривали М.И. Буянов, А.И. Захаров, Ю.А. Клейберг, А.И. Кочетов, А.В. Мудрик и многие другие. Такими авторами, как В.Г. Бочарова, Н.Г. Милованова, Т.В. Ничишина, Л.Я. Олифиренко, А.В. Романова, Л.М. Шипицина оценивалось влияние различных факторов на формирование проблемного поведения, разрабатывалось содержание и структура профилактической деятельности с младшими школьниками с проблемным поведением.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и признаки проблемного поведения в младшем школьном возрасте
В современном понимании поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, который опосредуется индивидуальными особенностями личности, уровнем ее внутренней активности. Поведение человека всегда имеет форму внешних действий (движений, действий, высказываний) и поступков [24, с. 5]. Выделяют четыре сферы (формы) поведения личности в социуме: нормативное поведение, социально-психологическая адаптация, отклоняющееся (девиантное) поведение и противоправное поведение.
В.А. Пятунин связывает возникновение отклоняющегося поведения с особенностями адаптации личности, то есть с теми устойчивыми социально-психологическими характеристиками личности, которые в своей структурно-организационной совокупности обеспечивают реализацию жизненно важных потребностей [24, с. 6].
Н.И. Бобылева причиной проблемного поведения личности считает преобладание такого варианта социальной адаптации личности, как девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы). Если гармоничная адаптация характеризует самореализацию личности в социуме посредством ориентации на социальные требования, то девиантная адаптация ориентирует личность на нарушение социальных норм [2].
Нормальный уровень поведения оценивается каждым человеком по-своему, а нормальное поведение всегда имеет свои границы, определяя то, что находится за ними – как не соответствующее норме, отклоняющееся от нормы поведение. В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества [23, с. 5].
С понятием проблемного (отклоняющегося, девиантного) поведения связывают понятие социально-психологической дезадаптации, под которой понимают неспособность личности адекватно отвечать на предъявляемые ей социальные требования [26]. По данным исследований личности людей, которые совершали общественно-опасные действия, у них обнаруживается стойкая социальная дезадаптация.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить признаки проблемного поведения у младших школьников.
2. Изучить характеристики эмоционально-личностной сферы младших школьников, способствующие возникновению проблемного поведения детей.
3. На основе полученных эмпирических данных разработать рекомендации по организации социально-педагогической профилактики проблемного поведения младших школьников.
Решение первой задачи эмпирического исследования происходило с помощью опроса педагогов начальных классов (классных руководителей).
Цель: выявление признаков проявления проблемного поведения младших школьников в процессе взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Методы исследования:
1. Анкетирование педагогов «Критерии оценки проявления отклоняющегося поведения ребенка».
Методика представлена в виде утверждений, оценивая которые, педагог характеризует наличие признаков проблемного поведения у детей [17, с. 213-214].
Текст опросника, состоящий из 18 утверждений, представлен в Приложении А.
Инструкция педагогу: «Вам предлагается 18 утверждений, касающихся поведения учеников. Оценивая конкретного учащегося, отметьте номер утверждения, если оно соответствует особенностям поведения данного ученика».
Оценка результатов. Каждый положительный ответ на предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Интерпретация результатов.
13-18 баллов – высокий уровень проявления проблемного поведения.
6-12 баллов – средний уровень проявления проблемного поведения.
1-5 баллов – низкий уровень проявления проблемного поведения.
2. Анкетирование родителей «Ребенок глазами взрослого» (автор А.Прихожан).
Анкета позволяет выявить дисциплинарные и эмоциональные проблемы младших школьников. Родителям предлагается оценить по 5-балльной шкале степень выраженность каждой проблемы. При обработке данных подсчитывается среднее значение по каждой проблеме по группе детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что понятие «проблемное поведение младших школьников» включает в себя социально-нормативный и индивидуально-психологический критерии, которые определяют степень и причину отклонений от нормы. Проблемное поведение выражается в нарушении социальных и культурных норм, связанных с особенностями личности ребенка младшего школьного возраста. Все разнообразие форм проблемного поведения в младшем школьном возрасте почти всегда характеризуется конфликтными отношениями со сверстниками, проявлениями агрессивности, демонстративным поведением, разрушительными действиями, тревожностью.
Основным социально-психологическими фактором, влияющим на возникновение проблемного поведения в младшем школьном возрасте, являются ситуация семейного неблагополучия, в которой находится ребенок, а также воздействие факторов учебной обстановки, к которой ребенок 7-8 лет начинает адаптироваться.
Содержание социально-педагогической профилактики проблемного поведения младших школьников включает в себя диагностическое, социально-адаптационное, посредническое направления. Эффективность данной деятельности обеспечивается посредством психолого-педагогического сопровождения процесса социализации учащегося. Модель деятельности социального педагога в сотрудничестве с учителем начальных классов основана на личностно-ориентированном подходе к ребенку и формировании положительного социокультурного опыта. Конечный результат социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста – формирование социально направленной, адаптивной личности, выявление собственных возможностей детей, проявление детьми социально значимых свойств, становление самосознания, самореализация индивидуальных особенностей.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что основными признаками проблемного поведения детей младшего школьного возраста являются: уверенность в том, что любое задание они выполнят лучше всех; восприятие младших школьников себя как самостоятельных и решительных; стремление в ответ на обычные распоряжения сделать все наоборот, приступы мрачной раздражительности. Большинство младших школьников демонстрируют низкий уровень дисциплинарных и эмоциональных проблем проблемного поведения.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. А. Аверин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 1998. – 459 с.
2. Бобылева, Н. И. Социальная дезадаптация и девиация: нарушения поведения детей и молодежи : Учебно-практическое пособие / Н. И. Бобылева, Е. В.Рыбак, Н. В.Цихончик ; Отв.ред. Н. В. Цихончик. – Архангельск : ООО «Типография Пресс-Принт», 2011. – 194 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Московский социально-психологический институт, 2001. – 235 с.
4. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь – М. : Просвещение, 2012. – 301 с.
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Карабанова [и др.]. – М. : МПСИ, 2006. – 416 с.
6. Вульфов, Б. З. Интересы и потребности детей и подростков / Б. З. Вульфов [и др.]. – М. : Сфера, 2011. – 144 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 267 с.
8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. – 100 с.
9. Горшкова, Е. А. Помощь «трудным» детям / Е. А. Горшкова – СПб. : Речь, 2013. – 47 с.
10. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
11. Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск : БГПУ, 2009 – 196 с.
12. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2005. – 412 с.
13. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских – СПб. : Питер, 2013 – 224 с.
14. Костяк, Т. В Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления у дошкольников и младших школьников: дайджест / Т. В. Костяк // Психология обучения. - 2005. – № 10. –С. 39-40.
15. Клейберг, Ю. А Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов. / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
16. Левитес, Д. Г. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М. : Ин-т практич. психологии, 1997. – 288 с.
17. Майерс, Д. Социальная психология: Интенсивный курс / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2019. – 800 с.
18. Методика и технология работы социального педагога / под ред. Н.И. Никитиной. – М., 2006. – 159 с.
19. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста : автореф. дис ... канд. психол. наук – 19.00.13 / Ю. М. Миланич. – СПб., 1998. – 41 с.
20. Милованова, Н. Г. Теория и практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми : монография / Н. Г. Милованова. – Тюмень : Вестник ТОГИРРО, 2009. – 292 с.
21. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов / Т. В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования. – 2018. – 248 с.
22. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
23. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. – М. : Сфера, 2006. – 192 с.
24. Пятунин, В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В. А. Пятунин. – М. : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282 с.
25. Романова, А. В. Модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников / А. В. Романова. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4. – С. 260-262.
26. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая профилактика преддевиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. П. Фетискин. – Режим доступа : http://psysta.ru/category/avtor/np-fetiskin.
27. Филиппова, В.П . Педагогические условия предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников : автореф. дисс….. канд. пед.наук / В. П. Филиппова. – Чебоксары, 2010. – 23 с.
28. Филиппова, Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка к проблеме определения понятия / Г. Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. – 2004. – № 3. – С. 1-22.
29. Шарапановская, Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков / Е. В. Шарапановская. – М. : Сфера, 2005. – 150 с.
30. Шепелева, С. В. Социально-психологическая профилактика преддевиантного поведения у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. психол. наук / С. В. Шепелева. – Ярославль, 2003. – 42 с.
31. Шилова, Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие / Т. А.Шилова – М. : Айрис-Пресс, 2014. – 176 с.