ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ ЗА СЧЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ
Раздел 2. Меморандум о конфиденциальности
Раздел 3. Резюме
Раздел 4. Цели проекта
Раздел 5. Анализ рынка в отрасли. Возможность выхода на внешние рынки
Раздел 6. Положение предприятия в отрасли
Раздел 7. Описание продукта
Раздел 8. Маркетинг план по сбыту продукции
Раздел 9. План производства
Раздел 10. Организационный план
Раздел 11. Финансовое планирование
Раздел 12. Анализ риска
Раздел 13. Бизнес-процессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение опыта зарубежных и отечественных предприятий позволяет отметить, что недооценка такого управленческого процесса, как планирование деятельности предприятия в условиях рынка, или сведение важности этого процесса к минимуму, его игнорирование или проведение на некомпетентном уровне приводят к ощутимым для предприятия (и порой – критичным) экономическим потерям.
На современных предприятиях, активно использующих современные достижения менеджмента, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту, что обуславливается целями и характером работы каждого конкретного предприятия. В разрабатываемых на предприятии календарных планах оперативного характера (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) с высокой степенью детализации конкретизируются цели и задачи, которые на стратегическом уровне прописаны в перспективном и среднесрочном планах.
В современных условиях функционирования, для которых характерна высокая степень динамичности внешней среды и конкурентного поведения всех участников рынка, предприятия должны широко использовать преимущества планирования, что способно обеспечить для них формирование дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. Это обуславливает необходимость наличия на предприятии хорошо продуманного и всесторонне обоснованного плана – то есть документа, который с одной стороны определял бы стратегию, а с другой – тактику ведения бизнеса предприятия, позволял бы определить обоснованный выбор цели и задач развития, используемых техники и технологий, подходов к организации производственного процесса и реализации производимых продукции, товаров, работ и услуг. Сегодня наличие на предприятии детально разработанного плана позволяет ему активно развивать и обеспечивать эффективное функционирование всех коммерческих и хозяйственных процессов, обеспечивать своевременное привлечение текущих и инвестиционных источников финансирования. План развития предприятия предоставляет, помимо прочего, такие возможности, как: максимальное использование конкурентных преимуществ, предотвращение возможных ошибок; отслеживание новых тенденций и использование их в текущей и стратегической работе предприятия; смягчение влияния слабых сторон на результаты деятельности; своевременное принятие защитных мер против возникающих бизнес-рисков; оценка результатов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Все вышесказанное обуславливает актуальность умения разработки бизнес-планов развития предприятий, содержание которых позволяет обеспечить существенное повышение эффективности инвестиционной и в целом хозяйственной деятельности предприятия.
Объект исследования – бизнес-план проекта выхода предприятия на внешние рынки.
Предмет исследования – бизнес-план инвестиционного проекта по выходу УП «Минская полиграфия» на внешние рынки за счет модернизации.
Цель курсовой работы – произвести проектирование и разработать бизнес-план инвестиционного проекта по модернизации печатного цеха УП «Минская полиграфия», обеспечивающей выход предприятия на внешние рынки.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты бизнес-планирования;
– разработать бизнес-план для УП «Минская полиграфия» бизнес-план выхода предприятия на внешние рынки за счет модернизации;
– проанализировать и обобщить полученные данные.
Курсовая работа составит из введения, теоретической, проектно-расчетной части, включающей резюме и основные разделы бизнес-плана предприятия, заключения и списка использованных источников.
При написании работы и составления бизнес-плана использовались следующие общенаучные методы исследования: наблюдения, сопоставления и сравнения, вертикального и горизонтального анализа, методы стратегической оценки (модель Портера, SWOT-анализ), методы планирования, прогнозирования и дисконтирования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование текущей и среднесрочных перспектив работы предприятия осуществляется в рамках реализуемого на предприятии процесса бизнес-планирования. Бизнес-планирование – процесс разработки бизнес-плана, представляющий собой упорядоченную организованную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решения с целью получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений.
В современных условиях бизнес-план на предприятии используется в двух случаях:
- с одной стороны, бизнес-план – это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса предприятия; он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании [11, c. 54];
- с другой стороны, бизнес-план на предприятии может выступать, как основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта [21, c. 130].
Главная особенность бизнес-плана – сводный системный характер документа, в нем сочетаются характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними сферами деятельности (от маркетинга и сбыта до технического обеспечения производства) [6, c. 53].
Бизнес план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
- организационно управленческая и финансово экономическая оценка состояния предприятия;
- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;
- формирование инвестиционных целей на планируемый период [5, c. 450].
В бизнес плане обосновываются:
- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
- выбор стратегии и тактики конкуренции;
- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия [11, c. 54].
Бизнес план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В бизнес плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ ЗА СЧЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ
Раздел 2. Меморандум о конфиденциальности
Бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию данного проекта. Данный бизнес-план не может быть использован для копирования или каких-либо иных целей, а также передаваться третьим лицам.
Принимая на рассмотрение этот бизнес-план, получатель берет на себя ответственность за сохранность информации и гарантирует возврат данной копии автору, если он не намерен инвестировать капитал в начало проекта.
Все данные, оценки, планы, предложения и выводы, приведенные по данному проекту, касающиеся его потенциальной прибыльности, объемов реализации, расходов, нормы прибыли и будущего ее уровня, основывается наилучшим образом согласованных мнениях всего коллектива участников разработки проекта.
Информация, содержащаяся в данном бизнес-плане, получена из источников, заслуживающих доверия.
Запрещается:
– копировать весь бизнес-план или отдельные его части;
– вносить изменения;
– передавать информацию третьим лицам.
Раздел 3. Резюме
Представленный бизнес-план инвестиционного проекта предусматривает реализацию стратегии УП «Минская типография», направленной на обеспечение устойчивого развития с постоянным экономическим ростом и расширение рыночной ниши предприятия за счет выхода на внешние рынки путем обновления и модернизации производственной базы и реализации возможности современной офсетной печати на заказ для постоянных иностранных заказчиков.
Для достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого бизнес-плана предполагается модернизация печатного цеха путем его дооснащения современным печатным оборудованием (для офсетной и лазерной печати).
Для реализации проекта необходимо осуществление инвестиций, общая потребность УП «Минская типография» в которых составит 154,0 тыс. руб., из которых 48,3 %, или 74,4 тыс. руб., будут направлены на создание оборотного капитала – расходы, необходимые для обеспечения роста объемов выпуска и обеспечения текущей потребности в оборотных активах.
Финансирование инвестиционных расходов планируется как за счет собственных средств УП «Минская типография», так и за счет привлечения кредитных ресурсов на финансирование приобретения части оборудования. Доля собственных средств в источниках финансирования проекта составляет 51,1 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бизнес-план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы. Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих компаний. Он описывает процесс функционирования предприятия и показывает, каким образом руководители стараются достичь выполнения своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает компании расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепцию производства новых товаров и услуг и выбрать рациональный способ их реализации. Бизнес-план является важным элементом, как для открытия нового бизнеса, так и для уже функционирующих компаний. Развитию бизнес-планирования способствуют не только теоретические исследования, но и широкомасштабные наработки практического плана, в том числе, мировой опыт бизнес практики.
В представленной работе был разработан и рассмотрен бизнес-план инвестиционного проекта для УП «Минская полиграфия», содержание которого направлено на описание и экономическую оценку эффективности инвестиционного проекта по модернизации печатного цеха предприятия, способной обеспечить для предприятия возможность выхода на внешние рынки.
Основным видом деятельности УП «Минская полиграфия» является полиграфическая и издательская деятельность. Предприятие выполняет и оказывает полиграфические работы и услуги, осуществляет издательскую деятельность, а также получает доходы от размещения рекламы в издаваемых журналах.
По данным за 2019 год УП «Минская типография» обеспечило опережающие темпы роста реализации продукции, работ и услуг и, соответственно, рост прибыли и рентабельности деятельности. При этом производительность труда работников предприятия снизилась в 2018 году на 0,7 % при росте заработной платы на 4,8 %, а в 2019 году увеличилась на 13,9 % при росте заработной платы работников на 9,4 %. То есть можно говорить о росте эффективности управления и использования трудовых ресурсов на предприятии за последние три года. Постоянное развитие производственной базы и перечня выполняемых работ и оказываемых услуг УП «Минская типография» обуславливало устойчивое увеличение среднегодовой стоимости основных средств – на 1,8 тыс. руб. и 1,7 тыс. руб., соответственно, в 2018-2019 гг. При этом фондоотдача на предприятии увеличилась в 2018 году на 0,4 %, а в 2019 году на 10,9 % – до 6,37 руб. На фоне роста производительности труда и фондоотдачи наблюдалась также положительная динамика коэффициента оборачиваемости совокупных активов УП «Минская типография» – с 4,37 оборота в 2017 году до 4,82 оборота в 2019 году, что свидетельствует о росте деловой активности предприятия в течение последних трех лет работы.
1. Безрукова, Е. Г. Понятие бизнес-плана и его значение / Е. Г. Безрукова // Будущее науки-2019: Сборник научный статей 7-й Международной молодежной НПК. – 2019. – С. 42-45.
2. Блинникова, Д. А. Принципы стратегического планирования на предприятии / Д. А. Блинникова // Научное сообщество студентов: Сборник материалов XVI Международной студенческой НПК. – 2017. – С. 159-161.
3. Бондаренко, А. А. Развитие системы учетного, контрольного, аналитического обеспечения управления тактикой и стратегией развития крупной компании холдингового типа / А. А. Бондаренко // Вопросы региональной экономики. – 2019. – № 3. – С. 164-169.
4. Буйневич, А. С. Совершенствование методики расчета срока окупаемости бизнес-планов / А. С. Буйневич // Символ науки. – 2019. – № 5. – С. 80-85.
5. Вильданов, Д. Р. Стратегическое и тактическое планирование на предприятии / Д. Р. Вильданов // Аллея науки. – 2017. – № 14. – С. 449-453.
6. Гладкин, М. О. Стандарты бизнес-планирования в Российской Федарации / М. О. Гладкин // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 7. – С. 53-65.
7. Горюнова, С. А. Разработка бизнес-плана по международному стандарту Unido / С. А. Горюнова // Студенческий форум. – 2019. – № 20. – С. 13-16.
8. Дюмина, Е. В. Особенности разработки и построения маркетингового плана / Е. В. Дюмина // Актуальные аспекты обеспечения конкурентоспособности организаций в условиях перехода к цифровой экономике: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 337-339.
9. Егоров, В. Г. Методы оценки бизнес-планов / В. Г. Егоров // Форум молодых ученых. – 2019. – № 6. – С. 467-470.
10. Здоров, Р. В. Маркетинговый план как составляющая бизнес-плана предприятия / Р. В. Здоров // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: Сборник научных трудов. – 2019. – С. 594-597.
11. Козлова, В. М. Бизнес-план как основа стратегии предприятия / В. М. Козлова // Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: Материалы XI Международной НПК. – 2019. – С. 54-57.
12. Николаева, А. В. Современные методики бизнес-планирования / А. В. Николаева // Финансовые аспекты структурных преобразования экономики. – 2019. – № 5. – С. 130-135.
13. О бизнес-планах инвестиционных проектов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2014 г. № 506 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28 мая 2014г. № 5/38908.
14. О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 № 873 Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 августа 2005 г. № 5/16375.
15. Об утверждении Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях системы Министерства промышленности Республики Беларусь: Приказ Министерства промышленности Республики Беларусь от 5 июня 2015 г. № 273.
16. Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 г. № 158 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актовРеспублики Беларусь 3 октября 2005 г. № 8/13184.
17. Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 г. № 186 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 3 октября 2005 г. № 8/2384.
18. Официальный сайт Битрикс24.CRM [Электронный ресурс] // ООО «Битрикс». – Режим доступа: https://www.bitrix24.by/. – Дата доступа: 25.11.2020.
19. Рогуленко, Т.М. Методы планирования и анализа доходов и расходов по отдельным видам деятельности компании железнодорожных перевозок / Т. М. Рогуленко // Управление. – 2020. – № 1. – С. 63-72.
20. Рукина, Е. В. Анализ зарубежных методик бизнес-планирования / Е. В. Рукина // Вектор экономики. – 2018. – № 6. – С. 70-75.
21. Цай, Е. В. Бизнес-план организации, цель разработки бизнес-плана / Е. В. Цай // European research: Сборник статей XVIII Международной НПК. – 2018. – С. 127-131.
22. Яковлева, Т. М. Анализ методик составления бизнес-плана / Т. М. Яковлева // News of Science and Education. – 2019. – № 1. – С. 3-6.