ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность арт-менеджмента
1.2 Рекламная коммуникация в структуре арт-менеджмента
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ПОЛНОМЕТРАЖНОГО КИНО
2.1 Характеристика деятельности ООО «MediaCube Production»
2.2 Особенности организации арт-менеджмента ООО «MediaCube Production»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основы рыночной экономики распространяются на нематериальные сферы деятельности человека, в том числе и сферу культуры. Это обеспечивает рыночный подход к функционированию и деятельности культурных учреждений, в рамках которого деятельность культурных организаций рассматривается с позиции рентабельности и подчинения приоритету материальных благ. Таким образом, наблюдается своеобразный синтез функций учреждения культуры. С одной стороны его деятельность направлена на воспитание нравственного и духовно развитого общества, с другой стороны, учреждение культуры должно быть не просто рентабельным, но и приносить прибыль. Такой подход предъявляет определенные новые требования к учреждениям культуры, как объектам взаимодействия в рамках рыночных отношений.
Исследование роли и значения арт-менеджмента особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства постепенно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных образовательных услуг. В этой связи главной задачей арт-менеджмента как вида управленческой деятельности является повышение теоретической значимости и практической применимости технологий и методов, предоставляющих возможность решения многочисленных проблем функционирования и развития образовательных учреждений социокультурного и художественного профиля.
На сегодняшний день категории и приемы коммуникаций проникли в сферу культуры и широко используются. Арт-менеджмент – это управление и руководство организациями и учреждениями культуры, а также планирование, программирование и подготовка коммерческих и некоммерческих проектов в сфере культуры. Другими словами, менеджмент в культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
В настоящее время необходимо выстроить организационно-управленческую деятельность учреждения культуры в систему и сделать ее эффективной. Грамотно и эффективно организованная кампания по продвижению услуг организации позволяет резко повысить социальную значимость и эффективность арт-проектов, доступ к их результатам различных социальных групп.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области менеджмента социально-культурной сферы, маркетинга – Г.Л. Тульчинского, С.Н. Андреева, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуева, О.И. Генисаретского, М.Вудкока, Д.Френсиса, М.Альберта, В.С. Кабанова, М.М. Лебедевой, В.Р.Веснина, С.Ф. Макарова, Н.И. Аксютика, О.И. Беляковой, М.И. Веренич, В.В. Жолобовой, А.В. Калашниковой, И.А. Кузнецова, Е.А.Макаровой и других.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность арт-менеджмента
Понятие «менеджмент» (англ. management) американского происхождения, которое переводится на русский язык как «управление». Однако такое узкое понятие не раскрывает всей сути менеджмента, как процесса управления. В практической деятельности менеджмент представляет собой преимущественно процессы руководства и управления деятельностью в организационных системах.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий - театры, библиотеки, клубы, музеи.
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Менеджмент в социально-культурной сфере представляет в настоящее время особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, «что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности» [5, с. 164].
Менеджмент в сфере культуры – это «инструмент для разработки и реализации арт-проектов и универсальная технология эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах» [13, с. 378]. Технологии менеджмента направлены на решение крупных научных, производственных и социальных задач. В странах, где экономика является рыночно ориентированной, менеджмент перестал быть просто средством выполнения последовательных процессов и соблюдения сроков для достижения результата. «Он стал выразителем современной культуры развития всех областей человеческой деятельности, основываясь на морально-этических принципах и разумности формируемых задач» [11, с. 13].
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ПОЛНОМЕТРАЖНОГО КИНО
2.1 Характеристика деятельности ООО «MediaCube Production»
MediaCube Production – белорусская группа компаний, включающая в себя студию видеопроизводства, партнерскую сеть YouTube, агентство по работе с блогерами и подразделение по разработке программного обеспечения. MediaCube была основана в 2013 году. Компания производит телепрограммы, рекламные ролики, музыкальные клипы, коммерческие фильмы, сотрудничает с телеканалами, ритейлерами и рекламными агентствами.
MediaCube Production включает в себя несколько подразделений. Подразделение MediaCube Rental отвечает за техническую сторону производства, занимается онлайн-трансляцией, съемкой и постпродакшном концертов, фестивалей, музыкальных и спортивных мероприятий.
В 2015 году начала работу дочерняя компания MediaCube Production – многоканальная сеть YouTube MediaCube Network. Партнерская сеть занимается монетизацией видеоблогеров, защитой авторских прав, дистрибуцией контента на разных цифровых платформах, поддержкой и развитием каналов. По количеству просмотров входит в топ-40 лучших партнерских сетей мира. Изначально многоканальная сеть в числе партнеров насчитывала 60 белорусских блогеров, а к концу 2018 года – 747 авторов по всему миру.
В 2015 году MediaCube Network стал организатором собственного фестиваля видеоблогеров «Видак», который в 2017 году получил статус международного.
В 2018 году была образована дочерняя компания MCN Global, которая приступила к поиску собственных софтверных решений для управления продуктами интеллектуальной собственности. С октября 2018 года MCN Global является резидентом Парка высоких технологий, как разработчик собственного программного обеспечения.
В 2018 году MediaCube Production осуществлял съемки музыкального YouTube-проекта Альфа-Банка под названием «Смелее».
Среди музыкальных клипов производства MediaCube Production можно отметить следующие:
- Макс Корж – «Слово пацана» (2016), «Малый повзрослел» (2017);
- NaviBand – «Гісторыя майго жыцця» (2016), «А дзе жывеш ты?» (2017);
- Юлианна Караулова – «Просто так» (2017);
- Пицца – «Назад» (2017);
- IOWA – «Молчишь на меня» (2018);
- Слава – «Твой поцелуй» (2018);
- Катя Адушкина – «Beauty Bomb», «НГ» (2018);
- Без билета и Анна Шакурова – «Свобода – это рай» (2018);
- Тима Белорусских – «Мокрые кроссы и Незабудка» (2018).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было рассмотрено понятие арт-менеджмента, который представляет собой инструмент для разработки и реализации арт-проектов и универсальную технологию эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем в сфере культуры.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что в современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Однако в отечественном арт-менеджменте нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается как в сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или отрицания теории менеджмента как науки, с произвольным его толкованием при применении отдельных технологий арт-менеджмента.
В отечественной науке, обращенной непосредственно к функционированию искусства и культуры в современном обществе, также отмечается активизация исследовательской деятельности по систематизации и расширению теоретических знаний о закономерностях развития менеджмента как специализированной области научного знания. Весьма продуктивно осуществляются исследования относительно технологических аспектов функционирования арт-менеджмента как самостоятельного вида профессиональной деятельности специалистов.
Технологии менеджмента, в том числе и рекламных коммуникаций, в сфере культуры стали исследоваться сравнительно недавно и, на сегодняшний день, еще не нашли такого широкого распространения и применения, в сравнении с производственной сферой деятельности человека. Несмотря на то, что сфера культуры направлена на производство и накопление нематериальных ценностей, то применение технологий менеджмента имеет здесь свои отличительные особенности. Однако на сегодняшний день уже не вызывает сомнений необходимость и правильность внедрения и популяризации данных технологий в нематериальной сфере деятельности людей.
В ходе работы была проанализирована деятельность MediaCube Production, которая представляет собой белорусскую группу компаний, включающую в себя студию видеопроизводства, партнерскую сеть YouTube, агентство по работе с блогерами и подразделение по разработке программного обеспечения. MediaCube Production включает в себя несколько подразделений: MediaCube Agency, MediaCube Production, MediaCube Rental, MediaCube Network. Каждая структура специализируется на определенном виде деятельности. Компания предоставляет широкий спектр услуг по производству рекламных роликов, изготовлению музыкальных клипов. MediaCube работает с правообладателями для разработки, производства, управления и распространения видеоматериалов на разных площадках. Локализует, рекламирует и монетизирует контент в социальных сетях. А также предоставляет услуги аренды оборудования.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 240 с.
2. Аксютик, Н.И. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учеб. пособ. / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Мн., 2008. – 147 с.
3. Алешин, Л.И. Мультимедиа и реклама: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – М.: Литера, 2012. – 376 с.
4. Бориснев, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособ. для вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270.
5. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с.
6. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М.: НАМ-ИЗ ДАТ, 2001. – 128 с.
7. Глаголев, Н.И. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры / Н. И Глаголев, Р. М. Писконтина. – М., 1987. – 208 с.
8. Данилов, Е.А. Новые форматы интернет-рекламы – раздражитель для посетителей сайта или эффективный инструмент продвижения? / Е.А. Данилов // Интернет-маркетинг. – 2008. – №6. С. – 382-387.
9. Дроздова, А.В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект / А.В. Дроздова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2011. – № 4. – С. 58-65.
10. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособ. / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
11. Ивасенко, А.Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с.
12. Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар // Арт-менеджер. Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО «Холдинговая Компания Блиц-Информ», – 2002. – № 3. – С.3-7.
13. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с.
14. Кутлалиев, А. Эффективность рекламы / А. Кутлалиев, А. Попов. – М. Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
15. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с.
16. Новаторов, В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры / В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
17. Новикова, Г.Н. Технология арт-менеджмента: учеб. пособ. / Г.Н. Новикова. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2006. – 178с.
18. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 160с.
19. Песоцкий, Е. Современная реклама: теория и практика. / Е. Песоцкий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 134 с.
20. Платонов М.Ю. Арт-менеджмент: предмет и границы дисциплины / М.Ю. Платонов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – № 6 (96). – С. 61-68.
21. Полуэхтова, И. Медиасреда и медиабизнес в цифровую эпоху / И. Полуэхтова. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. – 420 с.
22. Столяров, И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства / И.А. Столяров. – М.: Экономика, 1983. – 208 с.
23. Тульчинский, Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры / Т.Л. Тульчинский. – СПб., Культура, 2000. – 265с.
24. Фирсова, Т.Ю. Тенденции развития digital-рекламы в мире / Т.Ю. Фирсова // Теория и практика медиарекламных исследований. – 2012. – Вып. 2. – С. 21-27.
25. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособ. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382.
26. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с.