ВВЕДЕНИЕ
Проблема корпоративной культуры относительно нова и мало изучена в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследования этой проблемы начались только в 1980-х и 1990-х годах, а в России даже позже. Серьезное изучение деятельности организации с точки зрения корпоративной культуры – это современная задача, связанная с совершенствованием реструктуризации теории и практики управления персоналом. Об интересе к данной проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов. Именно это обусловило выбор темы и актуальность исследования. Ключевой проблемой данного исследования является формирование корпоративной культуры средствами хореографического арт-проекта.
Цель исследования: охарактеризовать формирование корпоративной культуры средствами хореографического арт-проекта. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить понятийный аппарат в контексте предметно-объектного поля.
2. Определить методологию и методы исследования.
3. Выделить ключевые характеристики понятий «арт-проект» и «корпоративная культура».
Объект исследования: корпоративная культура – как совокупность моделей поведения, а предмет – формирование корпоративной культуры средствами хореографического арт-проекта.
Степень изученности тематики исследования. Понятийный аппарат в контексте предметно-объектного поля находился в центре внимания А.А. Клименко, В.Л. Михельсон-Ткач, Н.Н. Могутновой, В.А. Спивака. Методология и методы исследования представлены в научных трудах Е.П. Гринько, Г.И. Рузавиной, С.Л. Суворовой. Ключевые характеристики понятий «арт-проект» и «корпоративная культура» приводятся в исследованиях О.В. Аристова, М.Б. Глотова, Т. В. Гудковой, Е.Ф. Командышко, В.А. Макеева, Н.В. Максимовой, В.Р. Мосиной и др.
Методология исследования строилась на подходах (системный, концептуальный, аспектный, прагматический, научный), принципах (взаимодействие, объективность, конкретность, развитие, системность, единство) и методах (контекстный и сравнительный).
Структура работы подчинена решению поставленной цели и задач и состоит из введения (аргументируется актуальность, приводятся цель, задачи, объект и предмет, степень изученности тематики), трех глав (выявлен понятийный аппарат в контексте предметно-объектного поля, определена методология и методы исследования, выделены ключевые характеристики понятий «арт-проект» и «корпоративная культура»), заключения (подведены итоги исследования), списка использованных источников (20 позиций).
РАЗДЕЛ I ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТНО-ОБЪЕКТНОГО ПОЛЯ
В XXI веке в условиях многогранного развития общественных отношений влияние культуры на процессы, происходящие в социуме, становится всё более актуальным. Культура по своей природе обладает объединяющим свойством, которое в проблемные или переломные моменты может спасти ситуацию. Она помогает сохранить нравственность в поведении людей и поэтому включается во все сферы человеческого бытия.
Понятие «корпоративная культура» начинает появляться в литературе в конце XX века и чаще всего употребляется наряду с понятием «организационная культура». В некоторых случаях корпоративная культура так же рассматривается как «производственная или управленческая культура» или даже как «корпоративная этика», понимаемая как этические принципы, которых должны придерживаться руководители и сотрудники организации во взаимодействии между собой, а также с клиентами и партнерами [6, с. 174].
Наиболее часто взаимозаменяемыми понятиями являются «корпоративная и организационная культуры», что делает рассмотрение интересующей нас проблемы несколько затруднительным. Отечественные авторы в большинстве случаев чётко не разделяют между собой эти понятия, что не скажешь о зарубежных деятелях науки.
Проанализировав научную литературу можно выделить четыре основных подхода к соотношению понятий «корпоративная культура» и «организационная культура».
Некоторые исследователи придерживаются мнения о тождественности «организационной культуры» и «корпоративной культуры». Организационная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет сознанием людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения» так же говорит о близости данных понятий [11, с. 34].
Авторы описывают отчасти феномен корпоративной культуры, так как именно она может характеризоваться как внутреннее сознание организации, поскольку в её основе лежит осознание членов организации себя частью общего целого, а именно корпорации.
РАЗДЕЛ II МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.
Основой методологии исследования является системный, концептуальный, аспектный, прагматический, научный подходы, а также принципы взаимодействия, объективности, конкретности, развития, системности, единства.
Приступим к определению понятия подход и подробной характеристике основных подходов, используемых в данном исследовании.
Подход – это фундаментальная, опорная точка зрения, система взглядов, принципов, формирующих основные направления восприятия, понимания явления, события, объекта и определяющих выбор обоснований для понимания, классификации, оценки и методов познания [4].
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).
Основные принципы системного подхода:
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
РАЗДЕЛ III КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЙ «АРТ-ПРОЕКТ» И «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
Арт-проект – актуальная направленность выставочной деятельности в настоящее время – взаимодействие и интеграция в области культуры, искусства, архитектуры, дизайна и визуального творчества. Креативная платформа для поиска, обмена опытом и взаимодействия в различных областях искусства с целью объединения художников, дизайнеров, архитекторов, представителей других творческих профессий для активизации, продвижения и популяризации своей деятельности. Как правило, работа над арт-проектом включает в себя обобщенное символическое понятие и объединяет такие понятия, как гармония и контраст, красота и разрушение, интеллект и цель творческой личности. С точки зрения организаторов, арт-проект - это создание качественно нового дизайнерского и художественного процесса, отвечающего самым высоким требованиям современности, с элементами интерактивного взаимодействия художника, библиотекаря и читателя. Интеграция представителей творческих сил разных направлений искусства в мировой художественный процесс [7, с. 16-17].
В современном обществе «управление стало неотъемлемой частью деятельности социокультурных институтов». Дополнительному образованию в области художественного творчества и управления арт-проектами отводится сложная, но важная роль в образовании и воспитании современной молодежи. Потребность в этом учреждении определяется научным пониманием художественных, эстетических, социокультурных и организационных аспектов, что отражает потребность общества в подготовке профессионалов, специалистов в области социально-культурной деятельности и арт-менеджмента и, следовательно, в разработке дополнительных образование. Профессор Мосина В.Р. В методической работе «Художественное воспитание» отмечается, что «изучение социокультурной реальности, способов отражения действительности в процессе ее познания, анализ отличительных особенностей этих способов отражения социокультурной реальности являются объектами научных и художественно-творческих исследований мастеров». В этой связи изучение и отражение социокультурной реальности будет основано на следующих «блоках-компонентах», определенных доктором социологических наук М.Б. Глотовым для системы социальных институтов: художественное производство, художественная коммуникация, художественное знание и художественное потребление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Понятие «корпоративная культура» начинает появляться в литературе в конце XX века. Некоторые исследователи придерживаются мнения о тождественности «организационной культуры» и «корпоративной культуры». В.А. Спивак полагает, что корпоративная культура и организационная культура соотносятся между собой как универсальное, общее, всеобъемлющее (организационная культура) и развитое частное, наиболее ярко представленное (корпоративная культура). Менее распространённой точкой зрения является представление корпоративной культуры, как части организационной. По мнению Т.О. Соломанидиной понятие «организационная культура» шире, чем «корпоративная культура». Ж.Т. Тощенко и Н.Н. Могутнова предлагают свой подход, который рассматривает «корпоративную» и «организационную культуры» как самостоятельные феномены. В.Л. Михельсон-Ткач и Е.Н. Скляр разводят рассматриваемые понятия и считают их не тождественными.
2. Основой методологии исследования является системный, концептуальный, аспектный, прагматический, научный подходы, а также принципы взаимодействия, объективности, конкретности, развития, системности, единства. Исследование формирования корпоративной культуры через хореографический арт-проект проводилось с учетом контекстного и сравнительного методов.
3. Арт-проект – актуальная направленность выставочной деятельности в настоящее время – взаимодействие и интеграция в области культуры, искусства, архитектуры, дизайна и визуального творчества. Работа над арт-проектом включает в себя обобщенное символическое понятие и объединяет такие понятия, как гармония и контраст, красота и разрушение, интеллект и цель творческой личности. Корпоративная культура - это набор моделей поведения, которые приобретаются организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Составляющими корпоративной культуры являются: принятая система лидерства, стили разрешения конфликтов, существующая система связи, положение человека в организации, особенности гендерных и межнациональных отношений, принимаемые символы: слоганы, организационные табу, ритуалы.
1. Аристов, О.В. Проектный менеджмент: учебник для студентов вузов / О. В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 239 с.
2. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: art-studia.by.
3. Глотов, М.Б. Менеджмент в художественной культуре. Социология культуры / М.Б. Глотов // Социологические исследования. – 2000. – № 9. – С. 64-73.
4. Гринько, Е. П. Методика и техника научного исследования / Е. П. Гринько, В. А. Плетюхов, Ю. А. Иванов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brsu.by/sites/default/files/metodmath/ump_metodika_i_tehnika_nauchnogo_issledovaniya.pdf.
5. Гудкова, Т. В. Особенности корпоративной культуры российских компаний / Т. В. Гудкова. – М.: Проспект, 2016. – 167 с.
6. Клименко, А.А. Организационная и корпоративная культура: концептуальные различия / А.А. Клименко // Молодой ученый. – 2010. – №11. – С. 173-179.
7. Командышко, Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социокультурной деятельности / Е.Ф. Командышко // Вестник Военного университета. – 2011. – №2. – С. 15-22.
8. Макеев, В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В. А. Макеев. – М.: Ленанд, 2017. – 243 с.
9. Максимова Н.В., Мосина В. Р. Арт-проект как механизм отражения социокультурной деятельности / Н.В. Максимова, В.Р. Мосина // Концепт. – 2014. – С. 1001-1005.
10. Методология межкультурного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-mezhkulturnogo-obucheniya/viewer.
11. Михельсон-Ткач В.Л. Процесс согласования ценностей: проблемы оценка / В.Л. Ткач-Михельсон, Е.Н. Скляр // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №1. – С.73.
12. Могутнова, Н.Н. Первые шаги. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н.Н. Могутнова // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 130-136.
13. Пайпе, С. Проектный менеджмент: ускоренный курс: перевод с немецкого / С. Пайпе. – М.: Дело и сервис, 2005. – 191 с.
14. Патутина, Н.А. Корпоративные технологии XXI века: социально-педагогический потенциал организационной культуры / Н. А. Патутина. – М.: Памятники исторической мысли, 2016. – 462 с.
15. Рузавин, Г. И. Методы научного исследования / Г. И. Рузавин. – М.: Наука, 1974. – 364 с.
16. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
17. Суворова, С.Л. Методология межкультурного обучения / С. Л. Суворова, Т. А. Колосовская // Вестник ЮУрГУ. – 2006. – №16. – С. 50-60.
18. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н.Суминова. – М.: Академический проект, 2020. – 480 с.
19. Тощенко, Ж.Т. Новый взгляд на понятие «корпоративная культура» / Ж.Т. Тощенко, Н.Н. Могутнова // Социс. – 2005. – №4. – С.130-136.
20. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2009. – 528 с.