ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ САУНДТРЕКА
1.1. Что такое саундтрек
1.2. История кинематографа и саундтрека
1.3. История музыки в мультипликации
ГЛАВА 2 САУНДТРЕКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
2.1. Музыка в российском и советском кинематографе
2.2. Отличия саундтреков XX и XXI веков
2.3. Способы создания саундтрека
2.4. Ханс Циммер
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в развитии художественной культуры особый интерес для культурологического анализа представляют синтетические виды искусства, к которым в первую очередь относятся художественные жанры кинематографа.
Появление на рубеже XIX–XX вв. принципиально нового вида искусства – кино, развивавшегося на основе своеобразного слияния художественного творчества с новейшими достижениями науки и техники, стало крупным поворотным этапом в истории художественной культуры. Данное обстоятельство открыло новые возможности художественного осмысления мира, путь от «великого немого» до наиболее сложного в синтетическом отношении звукозрительного (широкоэкранного, широкоформатного, стереофонического, стереоскопического и, наконец, голографического) экранного искусства наших дней. В современном кинематографе в синтетическое целое объединяются относительно самостоятельные художественно-эстетические элементы: сценарно-драматургический, режиссерскопостановочный, изобразительно-декоративный, музыкально-звуковой и другие.
Звукозрительный кинообраз сегодняшнего фильма полифоничен по структуре, в нем по-новому в эстетическом отношении переосмысливаются такие выразительные средства, как звук (музыка, речь, шум), цвет и их соотношение с изобразительным рядом. Отдельные средства выразительности, в частности музыка, цвет, конкретность изображения, не выступают в кинематографическом образе как абсолютно самостоятельные художественные элементы.
Каждый из них приобретает новые качества, типичные для кинематографа. Происходит сложный процесс взаимного видоизменения совместно выступающих важных выразительных средств.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ САУНДТРЕКА
1.1. Что такое саундтрек
Прежде чем начать говорить о саундтреке, нужно сначала понять, что это такое. Саундтрек (англ. soundtrack, разг. звуковая дорожка) - музыкальное сопровождение какого-либо материала, например, фильма, мюзикла, телепередачи, компьютерной игры, книги. А также музыкальный альбом, содержащий композиции из данного музыкального сопровождения.
Изначально производителями киноиндустрии выпускали альбомы, содержащие песни, звучащие в фильме. Такие альбомы назывались как «музыка из оригинальной звуковой дорожки кинокартины». Позднее название таких альбомов сократилось до простого «саундтрек». Однако если музыка была специально написана композитором для данного фильма, такой саундтрек назывался Score (англ. партитура).
Как правило, это инструментальные композиции без голоса. С развитием технологий саундтреки стали создаваться не только для мультфильмов и кинокартин, но и для телевизионных шоу, компьютерных игр и даже для некоторых книг. Однако порядок именования саундтреков остался тот же. Мы будем рассматривать только вариант с музыкальным сопровождением именно к фильму и мультфильму.
В 1862 году родился Огюст Люмьер, а на 2 года позже появился на свет его младший брат Луи Жан Люмьер. Именно эти два брата, также изобретшие синематограф, по сути первый киносъемочный аппарат, являются родоначальниками кинематографа в мире. Шел 1895 год. Люмьеры в Лионе (город во Франции) решают запечатлеть на синематограф следующую ситуацию в саду: садовник поливает растения водой из шланга, но вдруг позади него появляется мальчишка, который наступает на часть шланга ногой, тем самым остановив поток воды в шланге.
ГЛАВА 2 САУНДТРЕКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
2.1. Музыка в российском и советском кинематографе
Но как появление кинематографа повлияло на культуру России и СССР? Стоит ли говорить о колоссальном успехе советских комедий Леонида Гайдая, когда практически каждый его фильм разобрали на сотни цитат, а музыка, написанная Александром Зацепиным к произведениям талантливого режиссера, легко узнается и даже кажется родной, настолько она запоминающаяся. Кстати, обычно из всех музыкальных композиций в кино больше всего запоминается главная тема фильма. Попросите любого спеть вам музыку из Пиратов Карибского Моря, и вы скорее всего услышите заглавную композицию. Итак, первым художественным фильмом, снятым в России (в Российской Империи если быть точным), был «Понизовая Вольница» или под другим названием «Стенька Разин» (то есть Степан Разин) 1908-ого года. Фильм является экранизацией одноименной пьесы, созданной в свою очередь по мотивам песни «Из-за острова на стрежень».
Длится кино всего 6 минут 8 секунд, за это время нам рассказывают историю о том, как Разин берет в плен девушку, которую любил. Но затем он получил поддельное письмо, из которого он узнал, что его барышня ему изменяет. В ярости Стенька бросил свою девушку в Волгу - это самый критический и запоминающийся момент в фильме и во всей истории, его также сфотографировал на афише художник Павел Асатулов. Музыкальное сопровождение Михаила Иполитова-Иванова было создано для этого творения, но его не было на записи, а на премьере его сыграли всего один раз.
Несмотря на слабую режиссерскую и сюжетную подвижность только с помощью субтитров (вставка текста между видеоклипами), фильм завоевал популярность и открыл дорогу отечественному кинопроизводству. Я хочу отметить, что датой премьеры «Стеньки Разина» является 28 октября 1908 года, что фактически является днем рождения китайского фильма, а датой выхода российского фильма считается 27 августа 1919 года, когда Народный комитет Совета Постановление о национализации советского российского кинопроизводства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По ходу всей работы в проекте мы составили следующий вывод: фильму нужен специально написанный саундтрек, но его следует разбавлять песнями популярных исполнителей. На современном этапе процесс взаимодействия кино и музыки характеризуется тем, что последняя выделена в самостоятельный голос, нуждающийся в понимании и истолковании. Музыка становится нередко ключом, разгадкой к пониманию фильма.
Во взаимодействии кинокомпонентов – всех выразительных средств – возникает своеобразная органика, определяемая строем произведения: сюжетом, ролью звучащего текста, особенностями пластического решения. Американский музыкант, композитор Чарльз Клоузер пишет саундтреки к фильмам и сериалам. Его первая и самая известная музыкальная работа в художественном фильме – хоррор «Пила» – целиком написана на компьютере, однако звучит она органично.
«Лучшая музыка сделана в музыкальной лаборатории сумасшедшими фриками, которые использовали всю дребедень, что попадалась под руку. Я рад, что это звучит по-настоящему, потому что, когда вы работаете с цифровыми инструментами, это всегда борьба. Это такой квазиорганический, квазиэлектронный суп полусумасшедшего повара».
Музыкальное решение – часть этого общего авторского замысла, способ реализации идей, эмоциональной настроенности, иногда даже философской направленности.
Становясь частью кинематографической структуры, музыка и сохраняет родовые свойства, и приспосабливается к новой роли.
Таким образом, активное взаимодействие кино и музыки позволяет им успешно дополнять друг друга: с одной стороны, создает в сочетании образы, отличающиеся особым динамизмом и интенсивностью развития; с другой – раскрывает образы или даже целые эпизоды и фильмы, для которых характерны внешняя сдержанность, малая подвижность, но которые насыщены внутренним напряжением, глубокими мыслями, тонким подтекстом.
1. Севастьянова С.С. Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Астрахань, 2004. 27 с.
2. Цит. по: Севастьянова С.С. Время и пространство в экранном музыкальном театре // Философия и культура. 2013. № 2. С. 197–209.
3. Хангельдиева И.Г. Музыка в синтетических видах искусства. М., 1987. 64 c.
4. Цит. по: Хангельдиева И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение. М., 1991. 164 c.
5. Ivashkin A. Alfred Schnittke. London, 1996.
6. Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1969. 246 с.
7. Интервью народного артиста Никиты Михалкова «Музыка эпизода» А. Буденному // Советская культура. 1984. № 126. С. 5.
8. Music, Sound and Filmmakers: Sonic Style in Cinema / ed. by J. Wierzbicki. N. Y., 2012.
9. Корганов Т., Фролов И. Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма. М., 1964. 352 c.
10. Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984. 287 с.
11. Нечай О.Ф. Основы киноискусства : учеб. пособие. М., 1989. 288 с.
12. Цит. по: Хангельдиева И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение. С. 150.
13. Хангельдиева И.Г. Музыка в синтетических видах искусства. С. 30. 14. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М., 1987. 496 c.
15. Таривердиев М.Л. Я просто живу. Впереди, мне казалось, меня ждет только радость. М., 1997. 317 с.
16. Sprague M. Interview: Jigsaw Composer Charlie Clouser [Электронный ресурс]. URL: https://www.dreadcentral.com/news/257633/interview-jigsaw-composer-charlie-clouser