Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения и их роль в международной инвестиционной деятельности
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения и их роль в международной инвестиционной деятельности»
по дисциплине: «Международная инвестиционная деятельность»
2021
45.00 BYN
Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения и их роль в международной инвестиционной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международная инвестиционная деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
1 Международное двойное налогообложение: общая характеристика
2 Этапы устранения международного двойного налогообложения
3 Проблемы двойного налогообложения в Республике Беларусь и пути решения
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение её конкурентоспособности на мировой арене невозможно без проведения эффективной государственной инвестиционной политики, направленной на повышение уровня инвестиционной привлекательности самой страны, экономических видов деятельности, регионов и отдельных организаций. Существующие различия в уровне социально-экономического развития белорусских областей и городов диктуют необходимость проведения теоретических и практических исследований в этой области с целью формирования эффективной государственной инвестиционной политики.
Иностранные инвестиции играют роль сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса в стране. Инвесторы охотнее будут вкладывать свой капитал в экономику того государства, где минимальны риски инвестирования и сложился достаточно высокий инвестиционный потенциал. Принимая во внимание этот факт, необходимо исследовать процесс формирования и оценки инвестиционного климата, что возможно при эффективном управлении инвестиционным процессом.
Несмотря на повышенный интерес к вопросам формирования эффективного инвестиционного климата, существуют проблемы, которые требуют тщательного изучения. В силу быстрого, постоянного мирового экономического развития необходимо создание и совершенствование методик оценки инвестиционной привлекательности регионов Республики Беларусь. К малоизученным вопросам формирования инвестиционного климата можно отнести следующие: отсутствие действующей методики оценки и обоснования выбора факторов, определяющих инвестиционную привлекательность.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы работы, которая заключается в формировании модели оценки инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. Работа выполнялась на основе результатов предшествующих исследований отечественных и зарубежных ученых в этой области.
Объектом работы является международный договор.
Предмет исследования – особенности регулирования двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения.
Целью исследования является изучение двусторонних договоры об избежании двойного налогообложения и их роль в международной инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить общую характеристику международного двойного налогообложения;
– рассмотреть этапы устранения международного двойного налогообложения;
– изучить проблемы двойного налогообложения в Республике Беларусь и пути решения.
Методологическую основу исследования составили методы экономического, экономико-математического, комплексного, системного и статистического анализа, группировок, синтеза полученных данных. Применение данных методов позволило обеспечить достоверность исследования и обоснованность теоретических выводов и предложений.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых.
Информационную основу исследования составили также статистические, информационные данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь.
1 Международное двойное налогообложение: общая характеристика
Осуществление хозяйственной (коммерческой) деятельности юридических лиц и граждан зачастую связано с их потребностями в проведении различных видов внешнеэкономической деятельности. Это может быть выполнение различных договоров (купля-продажа, финансовый лизинг (лизинг), виды договоров, договоры перевозки грузов, договоры комиссии и др.), Расчетные операции (например, по аккредитиву), операции с ценными бумагами и др.
Отношения, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, всегда осложняются внешними факторами. Это определяет содержание и характер правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Как правило, внешнеэкономическая деятельность выражается в виде внешнеэкономических операций. Внешнеэкономические операции являются одним из важнейших институтов международного частного права. Внешнеэкономическая деятельность имеет большое значение для удовлетворения ключевых требований внешней и внутренней политики страны.
Внешнеэкономические связи любой страны способствуют решению двух принципиально важных задач: обеспечению национальных интересов и содействию социально-экономическому развитию. Национальные интересы носят более стратегический характер, поэтому их политическое и правовое обеспечение обеспечивается в основном конституцией страны и важнейшими политическими документами. Интересы социально-экономического развития носят текущий или среднесрочный характер и регулируются обычными законодательными и правительственными решениями.
1 источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности образуют несколько групп:
a) национальное законодательство;
б) международные соглашения (конвенции); в) международные таможни. В соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает их соответствие гражданскому законодательству. Гражданский кодекс, содержащийся в международных договорах, вступивших в силу в Республике Беларусь (в первую очередь, направленных на регулирование имущественных и экономических отношений), является частью гражданского кодекса, действующего на территории Республики Беларусь, и может применяться немедленно, за исключением международных статей, в которых выражается согласие Республики Беларусь на обязательность соответствующих международных договоров.
Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, которые еще не вступили в силу, могут быть временно применены Республикой Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь О международных договорах. В соответствии с пунктом 1 статьи 1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь применимое право в отношении иностранных граждан или иностранных юридических лиц, осложненных иными иностранными факторами, определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом, иным законодательством, международными договорами Республики Беларусь и международной практикой, не противоречащей законодательству Республики Беларусь. Внешнеэкономическая деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в том числе [8]:
а) кодифицированные акты (кодексы), в частности Гражданский кодекс, Таможенный кодекс, Инвестиционный кодекс, Налоговый кодекс;
б) специальные законы, такие как «закон О валютном контроле и валютном контроле») указы и указы Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. «О совершенствовании процедур ведения внешнеторговой деятельности и контроля».
2 Этапы устранения международного двойного налогообложения
Между Республикой Беларусь и Великобританией действуют следующие международные договоры:
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения, подписанное 17 февраля 1975 г.в г.Москве (вступило в силу для Республики Беларусь в порядке правопреемства с даты подписания).
Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения и прирост стоимости имущества, подписанная 31 июля 1985 г. в г.Лондоне (применяется до вступления в силу Конвенции от 7 марта 1995 г.).
Соглашение об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, заключенное путем обмена нотами 27 января 1992 г. (вступило в силу с даты заключения).
Совместная декларация Республики Беларусь и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, подписанная 12 октября 1993 г. в г.Лондоне (вступила в силу с даты подписания).
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о содействии осуществлению и защите инвестиций, подписанное 1 марта 1994 г. в г.Лондоне (вступило в силу 28 декабря 1994 г.).
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве, подписанное 1 марта 1994 г. в г.Лондоне (вступило в силу 1 марта 1994 г.).
Меморандум о взаимопонимании о контактах и сотрудничестве в области обороны между Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством обороны Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, подписанный 15 ноября 1994 г. в г.Лондоне (вступил в силу с даты подписания).
Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью и международным терроризмом, подписанный 13 марта 1995 г. в г.Лондоне (вступил в силу с даты подписания).
3 Проблемы двойного налогообложения в Республике Беларусь и пути решения
Все исследователи, говоря о двойственной природе источников международного частного права, опираются на тот факт, что многие нормы, входящие в его систему, создаются в форме международного договора, реже – обычаев. Международный договор играет большую роль в создании норм международного частного права, однако данное обстоятельство не может служить самодостаточным доказательством того, что договор является источником международного частного права.
Исходным положением при решении данного вопроса является тот факт, что международное право и национальное право представляют собой две относительно самостоятельные правовые системы, не подчиненные одна другой, но находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии. Международное право не способно регулировать внутригосударственные отношения так же, как механизм действия национального права не пригоден для регулирования межгосударственных отношений. Для того чтобы нормы международного права приобрели способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, они должны войти в правовую систему страны, приобрести юридическую силу национального права. Юридический механизм данного процесса предусматривается внутренним правом государства и обычно именуется трансформацией международно-правовых норм в национально-правовые.
Национально-правовые механизмы подобного восприятия, существующие в различных государствах, отличаются друг от друга, но между ними много общего.
С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:
- договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;
- договоры о правовой помощи;
- договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;
- договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;
- договоры по вопросам права собственности;
- договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;
- договоры о международных расчетах;
- соглашения об избежании двойного налогообложения;
- договоры в области интеллектуальной собственности;
- договоры в области семейного и наследственного права;
- договоры о социальном обеспечении;
- консульские конвенции;
- договоры в сфере международного гражданского процесса;
- договоры по вопросам международного коммерческого арбитража и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышается значимость международных договоров, которые содержат унифицированные материальные нормы. Международные договоры являются основным средством развития сотрудничества между государствами, с помощью которого и достигаются результаты процесса унификации. В связи с этим возникает необходимость расширения международных связей между государствами для достижения положительных результатов унификации, а именно создания одинаковых правовых норм в правовых системах всех государств.
Республика Беларусь является активным участником реализации концепции создания Экономического пояса Шелкового пути в Евразийском регионе, важнейшей узловой платформой по реализации инвестиционных проектов Пояса в Евразийском регионе, ее важным транспортно-логистическим, информационно-коммуникационным звеном.
По итогам 2020 года поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь составило 8 680,2 млн. долларов США, из них 6 006,0 млн. долларов США или 69,20% – прямые иностранные инвестиции, 4,8 млн. долларов США или 0,06% – портфельные, 2 669,4 млн. долларов США или 30,74% – прочие.
Российско-белорусская интеграция основана на политической воле, на сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран.
За 20 лет Союзное государство Беларуси и России стало беспрецедентным интеграционным проектом, не имеющим аналогов в мире. Уникальность этого объединения в том, что интеграция происходит во всех ключевых сферах: экономической, военной, социальной, культурной, научной, внешнеполитической и др. Опыт, апробированный в рамках двусторонних отношений, применяется при формировании и развитии других интеграционных проектов на постсоветском пространстве, в том числе, ОДКБ, Таможенного союза, ЕАЭС. Однако всесторонняя интеграция интенсивно развивается только в рамках двустороннего союза Беларуси и России.
Одной из основ российско-белорусской обороноспособности является Договор о коллективной безопасности, где Беларусь и Россия играют ведущие роли. Весьма важным в рамках этого договора является создание западной группировки войск Союзного государства. Она нацелена на предотвращение военной угрозы со стороны Запада и в этом случае предусматривает оказание постоянной поддержки войск Калининградской области. Взаимное обеспечение льготами и предоставления площадок для реализации оборонного потенциала стран приводит как к углублению, так и к расширению российско-белорусского военного сотрудничества, а также способствует использованию этого сотрудничества на выгодных условиях для Республики Беларусь и Российской Федерации. За 30 лет с момента дезинтеграции Советского Союза отношения между РФ и РБ развивались планомерно и всесторонне. За период существования Союзного государства фактически создано единое миграционное пространство и возможность совершать поездки по внутренним паспортам. Унифицировано трудовое законодательство: граждане обоих государств имеют равные трудовые права, возможность пребывать на территории второго государства без регистрации в течение 90 дней, получать бесплатное образование и медицинские услуги.
1. Бочаров, В. В. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие / В.В. Бочаров. – СПб: Питер, 2015. – 310 с.
2. Бусыгин, Ю.Н. Финансирование и кредитование инвестиций / Ю.Н. Бусыгин. – Минск: Изд-во МИУ, 2016. – 184 с.
3. Вишневский, А. Ф. Международный гражданский процесс / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. А. Ф. Вишневского. Минск, 2012. – 676 с.
4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] // Инвестиции и инвестиционный процесс / nedvigovka.ru: все о недвижимости. – Режим доступа: http://nedvigovka.ru/biblioteka/is8/4_5.htm.
5. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др.. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012. – 496 с.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» – Режим доступа: https://etalonline.by.
7. Инвестиции, вопросы и ответы / UFADENGI.RU. Уфимская аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ufadengi.ru/ru/economics/123-invest.html.
8. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 22 июня 2001 г., № 37–3: Принят Палатой представителей Респ. Беларусь 30 мая 2001 г.: Одобр. Советом Респ. Беларусь 8 июня2001 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://etalonline.by.
9. Ковалева, Л. В. Инвестиционная региональная политика : учебное пособие для вузов / Л. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 317 с.
10. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в г. Сеуле 11 октября 1985 г.; вступила в силу для Республики Беларусь 3 декабря 1992 г.) – ред. от 30 июля 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://etalonline.by.
11. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (заключена в г. Гааге 18 марта 1970 года) / Международные конвенции о взаимодействии судов и судебно-правовом сотрудничестве по гражданским и коммерческим делам. Библиотечка журнала «Вестник ВАС РФ». Специальное приложение к № 10, октябрь 2000 года. М.: ЮРИТ-Вестник, 2000. С. 18–28.
12. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. / / Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1997. Т. 3. С. 60–89.
13. Конвенция по вопросам гражданского процесса (заключена в г. Гааге 01 марта 1954 года) / Собрание постановлений Правительства СССР. 1967. № 20. Ст. 145.
14. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05 октября 1961 года) // Бюллетень международных договоров, № 6, 1993.
15. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
16. Корбут, Н.П. Бюджетная политика: преемственность сохраняется. / Н.П. Корбут // Экономика Беларуси. – 2015. - № 1. – с. 15-18
17. Кунцман, М.В. Макроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2015. – 104 с.
18. Мальцева, Ю.Н. Инвестиции: конспект лекций / Ю.Н. Мальцева - Москва: Инфра-М, 2015. - 219 с.
19. Микроэкономика : учебник для академического бакалавриата / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
20. Международное публичное право: учебник / под ред. К. А. Бякишева. М., 2013. – 630 с.
21. Международное частное право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Г. К. Дмитриева. М.: Проспект. 2013. – 589 c.
22. Международное частное право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. И. А. Иванов. М.: Проспект. 2013. – С. 563.
23. Международное частное право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Г. К. Дмитриева. М.: Проспект. 2013. – С. 101.
24. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З (ред. от 30.12. 2014 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://etalonline.by.
25. Направления инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] / Информационно-образовательный портал Ханадеевой Е.А. – Режим доступа: http://www.hanadeeva.ru/interesno/napravlenia_invest_deat/index.html.
26. Национальный банк Республики Беларусь. Платежный баланс. Статистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by /publications/BalPay/BalPay2015_3.pdf.
27. Официальный сайт министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.statistika.by
28. Официальный сайт министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by
29. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/investitsii-i-stroitelstvo.
30. Теплова, Т. В. Инвестиции в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Т. В. Теплова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
31. Doing Business 2019. Going Beyond Efficiency // World Bank Group / Doing Business. Measuring Business Regulations [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015.
32. Investment statistics and trends [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/topic/investment/investment-statistics-and-trends
33. Schwarzenberger, G. Foreign Investment and International law / G. Schwarzenberger. — London, 1969.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты