ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие правоспособности
1.2 Имя гражданина и место жительства
ГЛАВА 2 ДЕЕСПОСОБНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГРАЖДАНИНА
2.1 Понятие дееспособности, ее необходимость и значение
2.2 Виды дееспособности физических лиц
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физические лица выступают в качестве наиболее многочисленных субъектов правоотношений вообще, и гражданских правоотношений, в частности. Интерес к данной теме обусловлен тем, что в связи с развитие и большой дифференциацией социальных, экономических и политических отношений, изменяется и правовое положение физических лиц как участников этих отношений. И невозможно уяснить специфику всех правовых связей, возникающих в ходе подобных отношений, не изучив особенности правовых связей, возникающих в ходе подобных отношений, не изучив особенности правового положения их участников. Интерес к данной теме увеличивает область выбранных исследований: «Граждане Республики Беларусь как субъекты гражданского права». Именно в сфере гражданских правоотношений граждане наиболее полно могут удовлетворить свои интересы.
Правовая регламентация дееспособности и правоспособности граждан выступает одним из важнейших средств, направленных на упорядочение их правового статуса в общественных отношениях.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что в Конституции Республика Беларусь декларируется как социальное государство, и обусловлена тем значением, которое имеет категория «дееспособность» в гражданском обороте физических лиц. Именно она обеспечивает возможность активного и полноправного участия граждан в данном процессе, поскольку без обладания дееспособностью и правоспособностью это исключено.
Законодательное регламентирование дееспособности и правоспособности осуществляется, прежде всего, посредством Гражданского кодекса Республики Беларусь, а наиболее полная реализация прав и законных интересов ее граждан является приоритетной целью государства.
ГЛАВА 1 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие правоспособности
Граждане Республики Беларусь выступают субъектами гражданского права, носителями гражданских прав и обязанностей.
В гражданском праве для обозначения граждан как субъектов гражданского права используется термин «физические лица» [1, c. 97]. Под этим термином понимаются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Все они обладают определенными качествами. Для определения того, какими специфическими качествами должен обладать тот или иной субъект гражданского права, применяется термин правосубъектности. Например, новорожденный не может вступать в договорные отношения или выполнять какие-либо обязательства лично, но у него есть и другие качества, например, он является наследником оставшегося имущества, собственником завещанного. В этом случае он определяет способность гражданско-правового субъекта обладать правами и выполнять свои обязанности. Однако не все граждане могут одновременно приобретать и осуществлять гражданские права, так как могут создавать и выполнять для себя гражданские обязанности. Речь идет о зависимости субъекта от прав и обязанностей по уровню интеллектуального развития, то есть от недостаточно продуманных волевых действий граждан и людей, не обладающих соответствующим уровнем интеллектуального развития. В Гражданском кодексе для определения правового статуса каждого участника гражданского оборота определены категории-правоспособность и дееспособность.
Другими словами, граждане как субъекты гражданского права вступают в различные правоотношения, приобретают права и обязанности, и, чтобы лицо стало обладателем того или иного субъективного права или обязанности, необходимо наличие у него гражданской правоспособности.
ГЛАВА 2 ДЕЕСПОСОБНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГРАЖДАНИНА
2.1 Понятие дееспособности, ее необходимость и значение
Белорусское законодательство содержит специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой в соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их [2]. Такая способность в нашем законодательстве определена впервые.
Современное определение позволяет выделить отдельные составляющие дееспособности к категории гражданского права:
- способностей, своими действиями приобретать гражданине права;
- способность самостоятельно осуществлять гражданские права;
- способность подавать соответствующие гражданские обязанности;
- способность самостоятельно исполнять созданные обязанности;
- способность нести имущественную и иную ответственность за свои действия, включая гражданские правонарушения [13, с. 70].
Таким образом, дееспособность выступает как правовая возможность гражданина своими действиями формировать или изменять свои права и обязанности. Это отличается от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью его статуса. Дееспособность не может быть исследована как природная собственность человека, она предоставляется гражданам законом и считается правовой категорией (как правоспособность). В связи с этим закон определяет невозможность ограничения его дееспособности по воле гражданина и отчуждению.
Дееспособность отличается двумя важными особенностями, имеющими некоторые общие черты с дееспособностью, правоспособностью: дееспособность подразумевает способность гражданина понимать смысл своих действий, управлять этими действиями и прогнозировать их последствия (это не обязательно);
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, определенных законом (ст. 21) [2].
Начать дело о признании гражданина ограниченно дееспособным имеют право те общественные объединения, уставом которых предоставлено право возбуждать в суде вопрос об ограничении дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками, либо наркотическими средствами, либо психотропными веществами.
Изучение дел показало, что иногда заявителем является Комитет по делам молодежи областной администрации и административные органы. Например, решением Городского районного суда удовлетворено ходатайство Комитета по делам несовершеннолетних Городского районного исполнительного комитета об ограничении дееспособности С., имеющих четырех несовершеннолетних детей. Рассматривая дело, суд не учел, что комиссия по делам несовершеннолетних не выступала надлежащей стороной по делу, поскольку Положением о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 года № 1599, такое право не предусмотрено [22].
Практика также свидетельствует о том, что заявителями по делам об ограничении дееспособности часто выступают прокуроры. Так, прокурор Слонимского района обратился в суд в интересах Х. с заявлением о признании ограниченно дееспособным ее мужа – Х.В. Супруги проживают одной семьей, их взрослые дети проживают отдельно. Х.В. состоит на учете по поводу хронического алкоголизма, на приобретение спиртных напитков тратит всю свою заработную плату, чем ставит семью в тяжелое материальное положение. Х. имела право заявить такое требование, так как проживала с Х.В. совместно, вела общее хозяйство и, следовательно, являлась членом его семьи. Решением суда Слонимского района Х.В. обоснованно признан ограниченно дееспособным в части получения заработной платы, иных доходов, распоряжения ими и другим имуществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.
Гражданско-правовое регламентирование предполагает наличие конкретных качеств у субъектов правоотношений, поэтому в теории права имеется такая категория, как правосубъектность, которая выявляет, какими качествами должны быть наделены субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности. Представления о правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Понятие «правоспособность» означает способность обладать правами и нести обязанности, тогда как «дееспособность» означает способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.
Отчуждение правоспособности от дееспособности может происходить по отношению к гражданам, так как юридические лица обладают в их неотъемлемом единстве правоспособностью и дееспособностью, именно они обладают способностью развивать и постепенно приобретать определенные волевые и психические качества.
Граждане Республики Беларусь реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных нормативными правовыми актами. Иностранцы и лица без гражданства на территории Республики Беларусь по своему правовому положению приравниваются законодательством к гражданам Республики Беларусь. Вместе с тем, необходимо указать, что имеется объективное ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, которое, тем не менее, касается исключительно некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни.
Статья 30 Гражданского кодекса в качестве единственного основания для ограничения дееспособности гражданина выдвигает злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, в результате чего семья данного гражданина попадает в тяжелое материальное положение.
1 Чигир, В.Ф. Гражданское право: учебник в 3-х томах / В.Ф. Чигир. – Минск: УО «БГУ», 2007. – Т. 1. – 611 с.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
3 О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г., № 136-3: принят Палатой представителей 18 июня 2002 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2002 г.: в ред. от 20.07.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
4 Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Бондаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 144 с.
5 Богоненко, В.А. Гражданское право: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение». В 2 ч. / В.А. Богоненко. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – Ч. 1. – 312 с.
6 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г., № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
7 Чигир, В.Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права / В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2000. – 215 с.
8 Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г., № 262-З: принят Палатой представителей 27 апреля 2011 г.: одобрен Советом Республики 28 апреля 2011 г.: в ред. от 15 июля 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
9 О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение: постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г., № 1454 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
10 Нечаева, A.M. О правоспособности и дееспособности физических лиц / A.M. Нечаева // Государство и право. – 2001. – № 2. – С. 29-34.
11 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12 Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: утверждены постановлением Совета министров Республики Беларусь от 20 января 2006 г., № 73: в ред. от 2 июля 2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
13 Москалевич, Г.Н. Юридическая природа дееспособности граждан / Г.Н. Москалевич // «Право.by: научно-практический журнал /учредитель Нац. Центр правовой информации РБ, кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву. – 2012. – №6. – С.70-75.
14 Гонгало, Б.М. Гражданское право: учебник. В 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва: Статут, 2017. – Т. 1. – 511 с.
15 Трамбачева, Т.Д. Отмена решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным и ее правовые последствия / Т.Д. Трамбачева // Весник Магилеускага Дзяржаунага университета имя А.А. Куляшова. – 2012. – №1. – С. 89-94.
16 Подгруша, В.В. Эмансипация несовершеннолетних / В.В. Подгруша // Консультант предпринимателя: производственно-практический журнал: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам, Белорусский профессиональный союз работников налоговых и других финансовых органов. – 2011. – № 2. – С. 28-33.
17 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ: в ред. от 31.07.2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
18 Скобелев, В.П. Проблемные вопросы правовой регламентации гражданской процессуальной дееспособности / В.П. Скобелев // Право и демократия: сборник научных трудов/учредитель БГУ. – 2013. – Вып. 24. – С. 217-236.
19 Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование: учебно-практ. пособие / Л.Ю. Михеева. – Москва: Палеотип, 2002. – 247 с.
20 О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г., № 13: в ред. от 30 марта 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
21 Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г.: в ред. от 17 июля 2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
22 Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г., № 1599 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.