Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда является одной из важнейших задач социальной политики любого государства. Для разумного и рационального управления охраной труда требуется соответствующим образом обеспечить правильную расстановку приоритетов и обосновать последовательность шагов в этой сфере в длительной перспективе. Практически все государства мира в качестве ориентира используют обновленную редакцию «Глобальной стратегии по охране труда» (Global Strategy on Occupational Safety and Health), принятую Международной конференцией по труду в 2003 г. [1]. Глобальная стратегия Международной организации труда базируется на двух основных положениях.
Во-первых, это необходимость распространения культуры охраны труда. При сформировавшейся культуре охраны труда право на безопасные и здоровые условия труда соблюдается всеми: правительством, работодателями, работниками. От всех основных участников требуется совместная работа по активной поддержке культуры охраны труда путем реализации соответствующих прав, обязанностей и ответственности, основанной на взаимосогласованной позиции на всех уровнях.
Во-вторых, это необходимость при решении проблем обеспечения охраны труда использовать «системный подход». Ключевым элементом такого подхода к управлению вопросами охраны на национальном уровне являются разработка и формулирование национальных программ по улучшению условий и охраны труда.
Цель данного исследования заключается в определении приоритетов, формировании и обосновании концептуальных подходов и перспективных направлений по совершенствованию государственного управления охраной труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие социальной защиты и социального партнерства, их основные направления в сфере труда;
– описать профсоюз как социальный институт и механизм социальной защиты работника;
– изучить систему государственного управления охраной труда в Республике Беларусь;
– представить формирование стратегических направлений деятельности в области обеспечения охраны труда за рубежом;
– выявить проблемы современного периода государственного управления охраной труда;
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕСТА И РОЛИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.
Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в. и в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.
В имеющихся отечественных публикациях встречается множество трактовок понятия социальной защиты и обозначаемой им реальности. Сама система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования [2, с. 27]:
– трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
– социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В этой и других трактовках есть элементы, которые отражают разные стороны сущности социальной защиты и опираясь на которые можно в полной мере раскрыть содержание понятия в узком смысле. Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Система социально-трудовых отношений на региональном уровне имеет свои особенности. В частности, в отличие от уровня предприятия или отрасли, где основное внимание социальных партнеров уделяется проблемам материального и производственного характера (зарплата, охрана труда, продолжительность рабочего времени и т.п.), на региональном уровне круг вопросов, обсуждаемых в рамках социального партнерства, значительно расширяется, поскольку в него включаются многообразные факторы, определяющие качество жизни (жилищные условия, коммунальные услуги, обеспечение учреждениями здравоохранения, образования, спорта, рекреации и т.п.).
В Республике Беларусь постоянно проводится работа по выработке мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда, которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных отношений. До настоящего время в стране реализовывалась Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 982.
Уже сегодня очевидно, что, несмотря на определенные достижения в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда, существует ряд проблем, связанных с:
– совершенствованием законодательства в области охраны труда;
– внедрением систем управления охраной труда (СУ ОТ);
– техническим переоснащением и модернизацией производства;
– совершенствованием обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
– внедрением современных технологий информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда;
– совершенствованием механизма экономической заинтересованности субъектов правоотношений в улучшении условий и повышении безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой – институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства
Социальное партнерство – это эффективный способ формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия
Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать.
Основной целью социального партнерства в республике является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.
Право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы (профсоюз), прямо закреплено в ст. 41 Конституции Республики Беларусь. Специальное упоминание профсоюзов в нормативном правовом акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества
Профсоюзы – исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Эти задачи охватывают все сферы жизнедеятельности граждан Республики Беларусь.
Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Статьей 41 Конституции республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда. На реализацию данного права граждан на здоровые и безопасные условия труда и
1 Global strategy on occupational safety and health: Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003 / International Labour Organization [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ilo.org/ safework/info/policy-documents/WCMS_107535/lang-en/index.htm. – Дата доступа: 12.04.2017.
2 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в первом полугодии 2016 года : доклад подготовлен сотрудниками НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь с использованием данных Национального статистического комитета / Я. М. Александрович [и др.] // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2016. – № 8. – С. 4-76.
3 Марков, В. А. Социальное партнерство в коллективных трудовых отношениях / В. А. Марков // Кадровая служба. – 2012. – № 6. – С. 30-34.
4 Мильяненко, В. В. Социально-трудовые отношения: юридические и бухгалтерские аспекты / В. В. Мильяненко // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – 2016. – № 6. – С. 41-47.
5 Андронов, А. Правовые основы социального партнерства и их использование в договорном регулировании / А. Андронов // Человек и труд. – 2013. – № 7. – С. 61-63.
6 Щеткина, М. А. Развитие социально-трудовой сферы: новые подходы, итоги и задачи / М. А. Щеткина // Охрана труда и социальная защита. – 2013. – № 3. – С. 4-13.
7 Наумович, Н. К. База для социального партнерства / Н. К. Наумович // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 36-38.
8 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – Ц188.11/6032.
9 Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 5 янв. 2013 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10 Солянкина, Н. Профсоюз / Н. Солянкина // Кадровик. Управление персоналом. – 2013. – № 9. – С.30-34.
11 О профессиональных союзах : Закон Респ. Беларусь, 22 апр. 1992 г., №1605-XII: в ред. Закона от 14 янв. 2000 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12 Гарчичко, С. А. Создаем профсоюз в организации: алгоритм действий / С. А. Гарчичко // Отдел кадров. – 2016. – № 10. – С. 44-59.
13 В приоритете – обеспечение законных прав и интересов работников и соблюдение законодательства об охране труда // Гермес. – 2015. – № 11. – С. 57-59.
14 Орда, М. С. Единство профсоюзов – единство нации / М. С. Орда // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 4-5.
15 Костина, Н. И. Профсоюзы: о функциях и гарантиях / Н. И. Костина // Человек и труд. – 2013. – № 5/6. – С. 62-64.
16 О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2015 г. №674// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17 Решетько, В. С. Роль профсоюзов в формировании конкурентоспособного предприятия / В. С. Решетько, Н. В. Немогай // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2015. – № 3. – С. 8-12.
18 Об утверждении Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011 - 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 982// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19 Об охране труда: Закон Респ. Беларусь, 23 июня 2008 г. № 356-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20 Государственный стандарт СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и Система управления охраной труда (СУОТ) в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 «Базовыеэлементы системы» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21 Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ред. постановлений Совмина от 13.09.2013 №813): Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.07.2006 №959 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22 Колезнева, Н. А. Государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства об охране труда / Н. А. Колезнева // Кадровая служба. – 2013. – № 5. – С. 96-101.
23 Об утверждении Типового положения о службе охраны труда местного исполнительного и распорядительного органа: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 173// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
24 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://osha.europa.eu/ cn/publications/corporate/ strategy2009-2013. – Дата доступа: 19.04.2017.
25 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://osha.europa.eu/en /tcaser/health-aml-safety-at-work-strategic-frauiework-sets-out-eu-objectives-for-2014-2020. – Дата доступа: 02.05.2017.
26 EU OSHA information about occupational health and safety across EU countries – Information. / European Agency for Safety & Health at Work [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://osha.europa.eu/bg/tools-and-publications/oira. – Дата доступа: 02.05.2017.
27 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://otpfo.ru/strategiya-oxrany-truda-v-ssha.html. – Дата доступа: 30.04.2017.
28 Конституции зарубежных государств; Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб.пособие / [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков]. – 8-е изд., исправл. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.
29 Вашкевич, А. Основы конституционного права Республики Польша: пособие для студентов вузов / А. Вашкевич. – Минск : Тесей, 2007. – 488 С.
30 Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д-ра юрид. наук, проф. .Ю. И. Лейбо и д-ра юрид. наук, проф. Л. М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2006. – 1056 с.
31 Конституции зарубежных государств / авт.-сост.: В. Г. Тихиня, В. П. Серебренников. – Минск: Право и экономика, 2007. – 474 с.
32 Кляуззе, В. П. Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда в 2016-2020 гг. / В. П. Кляуззе, Л. К. Сечко // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 1. – С. 86-96.