ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТАТУС ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО (ТРЕТЕЙСКОГО) СУДА
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО (ТРЕТЕЙСКОГО) СУДА
ГЛАВА 3 ОРГАНЫ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО (ТРЕТЕЙСКОГО) СУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Научные исследования деятельности МАС в разные периоды проводились многими учеными-правоведами. Отдельные институты МКА изучали В.Н. Ануров, А.А. Григоров, А.Н. Жильцов, Дж.М. Кордеро, И.Н. Поляков. Общие правовые проблемы МКА – А.Н. Попков, М.А. Попов, Е.М. Цыганова и др. В Беларуси отдельные институты МКА исследованы А.С. Данилевичем, И.В. Перервой, О.Н. Толочко, Н.А. Шелкопляс, Н.Г. Юркевичем и др.
Как в гражданском, так и в хозяйственном процессе основной вид судебного постановления МКА – решение. В соответствии с п. 17 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее ГПК) решением признается содержащее ответ на заявленные требования судебное постановление суда первой инстанции, рассмотревшего дело по существу.
Норма части второй ст. 9 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее ХПК) определяет решение суда, рассматривающего экономические дела, как судебное постановление, принятое судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу.
В правовой доктрине квалификация судебного решения как юридического факта не всегда была однозначной. В частности, такие авторы, как А.А. Добровольский и С.А. Иванова не признавали судебное решение в качестве юридического факта, а в свою очередь такой ученый, как О.А. Красавчиков, наоборот, признавал. На наш взгляд, решение МАС также можно охарактеризовать как юридический факт, поскольку арбитражным решением устанавливаются права и обязанности сторон по результатам разрешения конкретного спора.
Цель курсовой работы – изучение статуса постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда и порядок его создания.
ГЛАВА 1 СТАТУС ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО (ТРЕТЕЙСКОГО) СУДА
Постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе.
Согласно абзацу пятому ст. 1 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» (далее Закон о МАС) решением признается разрешающее спор по существу арбитражное постановление состава МАС.
Несмотря на схожесть данных понятий, их правовая регламентация различна. Это проявляется в особом процессуальном порядке принятия решений, вступления в законную силу, признания и исполнения на территории Республики Беларусь. Из содержания п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей основания возникновения гражданских прав и обязанностей, следует, что судебное решение представляет собой юридический факт, который порождает определенные юридические последствия [4].
Поэтому вполне закономерно, что вопрос об определении места решений третейских судов и иных постоянных арбитражных органов в системе юридических фактов, порождающих гражданские права и обязанности, должен решаться аналогично. В связи с указанным предлагаем дополнить подп. 3 части второй статьи 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь после слов «из судебного решения» словами «решения международного арбитражного (третейского) суда, решения третейского суда, иного постоянного арбитражного органа» [4].
Сущность и значение арбитражного решения опосредованы набором неотъемлемых характеристик, требований и свойств.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО (ТРЕТЕЙСКОГО) СУДА
Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Формирование состава арбитров является одним из основных первоначальных этапов создания постоянно действующего арбитражного учреждения (далее – ПДАУ) [11].
Избрание или назначение арбитров в рамках третейского разбирательства – сложный и многосоставный процесс. Законодатель не только кардинально изменил качественные требования к арбитрам, но и существенно увеличил количественный состав арбитров каждого ПДАУ.
В связи с этим насущной потребностью правоприменительной практики выступает пересмотр требований к составу ПДАУ для того, чтобы большее количество организаций получило право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
Из множества достойных кандидатов в арбитры «барьер» Минюста удается преодолеть далеко не всем, в том числе, по причине наличия ученой степени по иной, чем включенная в рекомендованный список, специальности, а также изза недостаточного опыта разрешения гражданскоправовых споров.
Кроме того, без должного внимания остались лица, которым присвоена ученая степень доктора юридических наук и чьи заслуги признаны мировым научным сообществом; их привлечение могло бы значительно повысить репутацию ПДАУ. Требовать от указанных лиц наличия специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, не имеет смысла, так как доктор наук – специалист в области права высочайшей квалификации.
ГЛАВА 3 ОРГАНЫ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО (ТРЕТЕЙСКОГО) СУДА
Органами постоянно действующего международного арбитражного суда являются его председатель и президиум.
Президиум постоянно действующего международного арбитражного суда состоит из председателя данного суда, его заместителей и иных членов президиума, назначаемых из числа арбитров.
Председатель постоянно действующего международного арбитражного суда назначается учредителем данного суда, а заместители председателя и члены президиума – учредителем данного суда по представлению председателя постоянно действующего международного арбитражного суда.
Председатель, его заместители и члены президиума постоянно действующего международного арбитражного суда назначаются сроком на пять лет.
Вопрос о наличии у решения арбитражного (третейского) суда свойства преюдициальности в доктрине МКА не разрешен. Так, Н. Громов отмечает, что решения третейских судов имеют преюдициальное значение для государственных судов [11, с. 39].
По мнению М. Попова, у арбитражного решения отсутствует такое свойство [12, с. 38].
Решение МАС может использоваться только как письменное доказательство. Действующее законодательство не содержит положений, закрепляющих преюдициальность фактов, установленных решением МАС. На наш взгляд, свойство преюдициальности – следствие признания за решением МАС общеобязательного характера. Думается, что это будет способствовать востребованности МКА как способа защиты прав и законных интересов субъектов права [18, c. 5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вступившее в законную силу арбитражное решение обладает также свойством исключительности и преюдициальности. Первое свойство нормативно закреплено в действующем законодательстве Республики Беларусь и означает невозможность повторного обращения в МАС и экономический суд Республики Беларусь при наличии вступившего в законную силу решения МАС по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Однако если экономический суд отказал в признании и приведении в исполнение решения МАС (ст. 149 ХПК), у сторон спора есть возможность обратиться с тождественным иском в государственный суд.
Наконец, важной составляющей успеха отправления арбитражного правосудия является взаимодействие арбитражных судов с органами исполнительной власти. Разумеется, обращение сторон спора в арбитражные суды содержит большие гарантии добровольного исполнения принятых решений. Но факт возможности принудительного исполнения дисциплинирует стороны спора. Более того, исполнение приравнивает решения арбитражных судов к соответствующему авторитетному государственному правосудию. Это не означает, что судьи должны давать указания сторонам спора усложнять, а не разрешать конфликт. Но при неявном понимании правоохранительных органов арбитр должен дисциплинировать стороны спора.
Выявленные проблемы арбитража в Республике Беларусь являются частью большой проблемы, с которой сталкиваются участники этого процесса реформирования в контексте формирования новой системы отправления правосудия. Пока эти проблемы не носят системного характера, так как сама система арбитражного правосудия в нашей стране не сложилась. Этапы начала формирования новой системы требуют разработки целой системы комплексных мер по реализации данных форм правосудия.
1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 94-З) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 19-З) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. О международном арбитражном (третейском) суде: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 № 174-З) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Регламент Международного арбитражного (третейского) суду при БелТПП: постановление Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 17 марта 2011 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Регламент Международной палаты арбитров: утвержден протоколом центрального совета Союза юристов от 12 июня 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Валдайцев, Д.С. Требования, предъявляемые к решению хозяйственного суда / Д.С. Валдайцев, Ю.И. Лутченко // Вестн. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. – 2001. – № 3. – С. 117–127.
8. Муранов, А.И. Еще раз об обязательности по российскому праву решений международного коммерческого арбитража и внутринациональных третейских решений / А.И. Муранов // Моск. журнал между-нар. права. – 2002. – № 1. – С. 162–182.
9. Данилевич, А.С. Законность и обоснованность решения международного арбитражного суда / А.С. Данилевич // Промышленно-торговое ПРАВО. – 2002. – № 5–6. – С. 175–188.
10. О международном коммерческом арбитраже: Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-1 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Громов, Н. Применение преюдициальных актов при рассмотрении судами гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам / Н. Громов // Законность. – 1998. – № 2. – С. 35–40.
12. Попов, М. Проблема преюдиции решений и тождественности исков применительно к третейским судам / М. Попов // Третейский суд. – 2001. – № 2. – С. 36–44.
13. Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 301-З (ред. от 05.01.2016) «О третейских судах».
14. Егоров, А. В. Третейские суды в Республике Беларусь: понятие, виды и источники регулирования / А. В. Егоров // Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. – 2012 . – N8 . – С. 77 82.
15. Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 N 279-З (ред. от 01.07.2014) «О международном арбитражном (третейском) суде» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2012 N 52 «Об утверждении Типового регламента постоянно действующего третейского суда» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Хвалей, В.В. Третейский и государственный суд: за и против / В.В. Хвалей // Третейский суд. - 2008. - № 3. - С. 127- 130.
18. Холоденко, Ю.В. О некоторых проблемах в практике третейского разбирательства / Ю.В. Холоденко // Третейский суд. - 2008. - № 2. - С. 102-107.
19. Янович, З.Н. Взаимодействие судьи и посредника при проведении процедуры посредничества. Подготовка процедуры посредничества / З.Н. Янович // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2009. - № 11. - С. 41-42.
20. Янович, З.Н. Примирительная (посредническая) процедура может и должна стать перспективным правовым институтом в хозяйственном судопроизводстве / З.Н. Янович // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2009. - № 5. - С. 129-132.