Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты метода мозгового штурма
1.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма
1.2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма
Раздел 2. Применение метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский молочный завод №1»
2.2. Применение метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
Раздел 3. Рекомендации и направления улучшение применения метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
3.1. Достоинства и недостатки использования метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
3.2. Направления улучшения применения метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении десятилетий компьютеры были инструментом для принятия решений, с количественными данными и хорошо структурированными ситуациями.
Однако в последние годы управленческая практика все чаще сталкивается с нестандартными организациями, в которых доминирует человеческий фактор. В большинстве случаев эти ситуации связаны с психологическими переменными, и организационная среда меняется очень быстро; менеджеры все чаще имеют дело с неожиданными ситуациями. Управленческие решения предполагают принятие во внимание индивидуальных требований, ценностей, целей и представлений об опыте персонала.
Проблема разработки управленческих решений является фундаментальной для менеджмента. Менеджмент предусматривает целенаправленное воздействие системы менеджмента на деятельность предприятий и их подразделений. Для обеспечения оптимального функционирования и развития предприятия, создания нормальных условий труда работников, удовлетворения их материальных и духовных потребностей руководители должны принимать решения, исходя из интересов людей, вовлеченных в этот процесс.
Актуальность данной проблемы «мозговым штурмом» как творческим способом решения проблемы, стимулирующим активность людей и интуитивное мышление в процессе поиска идей и предложений. Данный метод позволяет интегрировать накопленную информацию и на этой основе существенно повысить эффективность принятия решений, что особенно важно в условиях высокой конкуренции, когда требуются инновационные стратегии, нестандартные идеи и действия, новые способы поведения.
Объектом данной работы является ОАО «Минский молочный завод №1».
Предмет курсовой работы – метод «мозгового штурма» в организации.
Раздел 1. Теоретические аспекты метода мозгового штурма
1.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году [1, с. 64].
Конструктивно метод очень прост. Это двухэтапная процедура решения задач: на первом этапе излагаются идеи, на втором этапе они конкретизируются и развиваются.
Метод мозгового штурма основан на психолого - педагогической модели коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых встречах, творческая деятельность руководителей и специалистов часто почему-то ограничена, одно из важных мест занимают различные препятствия: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические [2, с. 141].
В контексте мозгового штурма средством устранения так называемых барьеров является дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и позволяет людям активно искать решения проблем, участвуя в интерактивном общении.
Мозговой штурм - это фактически самая свободная форма обсуждения. Основная функция этой методики заключается в том, чтобы участники процесса генерирования идей не подвергались их критическому анализу и обсуждению.
Успех мозгового штурма зависит от следующих двух основных принципов. Одна из них лежит в области коллаборативной теории, которая заключается в следующем: когда проблемы обсуждаются коллективно, появляются более качественные идеи, чем когда один и тот же человек работает в одиночку.
Раздел 2. Применение метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский молочный завод №1»
ОАО «Минский молочный завод №1» введен в эксплуатацию в 1929 году. Именно с этого времени начинается история завода. К концу 1929 года была выпущена первая продукция: простокваша, кефир, молоко. В это время производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать свыше 800 тонн молока в сутки.
К 1940 году завод производил уже в год 11700 тонн цельномолочной продукции, 46 тонн масла, 280 тонн мороженного. На сегодняшний день ассортимент продукции насчитывает свыше 250 наименований продукции.
Предприятие производит не только традиционные молочные продукты – кефир, творог, молоко, сметану, масло – но и имеет большую линейку десертов (йогурты, желе, пудинги, пасты).
На предприятии работает отдельный цех по производству детских молочных продуктов, где выпускаются молоко и кефир для питания детей с восьми месяцев, а также йогурты для детей дошкольного и школьного возраста.
Особое место в ассортименте занимают, конечно же, глазированные сырки, изготовление которых впервые в Беларуси было начато именно на данном предприятии.
ОАО «Минский молочный завод №1» большое внимание уделяет доступности и широкой представленности своей продукции в розничной торговле. Продукция широко представлена на рынке Беларуси и России, налажены поставки в Грузию, Азербайджан, Молдову, Казахстан, Китай и другие страны.
Инвестиционная стратегия предприятия направлена на обновление оборудования, использование новых методов переработки сырья, ресурсосберегающих технологий и автоматизации управления технологическим процессом для повышения качества выпускаемой продукции.
Раздел 3. Рекомендации и направления улучшение применения метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
3.1. Достоинства и недостатки использования метода мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1»
Мозговой штурм, как и многие другие методы коллективного принятия решений, имеет определенные преимущества и недостатки. Так и в ОАО «Минский молочный завод №1» данный метод принятия решений имеет свои достоинства и недостатки.
Наиболее важным преимуществом мозгового штурма в ОАО «Минский молочный завод №1» является то, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление и генерируются идеи в комфортной творческой атмосфере.
Все участники увлечены генерированием идей и обсуждением своих процессов, и они чувствуют себя равными. Этот подход характеризуется раскованностью, интуицией, воображением, оригинальностью и выходит за рамки стандартного мышления.
Поскольку мозговой штурм поощряет генерацию любой идеи, даже фантастической, его участники часто оставляют эту задачу под рукой. В процессе различных предложений иногда бывает трудно найти правильную идею. Кроме того, метод не гарантирует тщательной разработки предложенных идей. Благодаря высокому уровню участия сотрудников, каждый несет ответственность за конечный результат, и если у каждого есть идеи, то время на их обсуждение увеличивается.
Если командная работа в коллективе ОАО «Минский молочный завод №1» слаба, участники могут быть недовольны эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут придерживаться идей, обсуждаемых их авторами, предпочитая быть лидерами в творческом процессе за счет тех, кто менее развит и подготовлен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод мозгового штурма основан на психолого - педагогической модели коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых встречах, творческая деятельность руководителей и специалистов часто почему-то ограничена, одно из важных мест занимают различные препятствия: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические.
Мозговой штурм - это фактически самая свободная форма обсуждения. Основная функция этой методики заключается в том, чтобы участники процесса генерирования идей не подвергались их критическому анализу и обсуждению.
ОАО «Минский молочный завод №1» введен в эксплуатацию в 1929 году. Именно с этого времени начинается история завода. К концу 1929 года была выпущена первая продукция: простокваша, кефир, молоко. В это время производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать свыше 800 тонн молока в сутки.
Показатель выручки в 2019 г. повысился на 46 045,7 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. Себестоимость реализованной продукции так же увеличилась к 2019 г. на 44 034,2 тыс. руб. и составила 1 676 60,6 тыс. руб., увеличение себестоимости является отрицательным фактором, нужно стремиться к снижению данного показателя.
Основные средства в 2019 г. составили 56 847,2 тыс. руб., что меньше на 1 021,9 тыс. руб. или 1,8 % значения в 2018 г.
Среднесписочная численность к 2019 г. снизилась на 38 человек. В связи с ростом заработной платы на 132,3 руб. увеличился и фонд заработной платы, который составил в 2019 г. 10 862,96 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции снизилась по сравнению с 2018 г. на 306,8 или 2,1 %, что так же повлекло за собой снижение показателя чистой прибыли на 1449,6 тыс. руб. в 2019 г.
1 Бережная, Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 c.
2 Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
3 Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
4 Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.
5 Голубков, Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 264 c.
6 Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2016. – 635 с.
7 Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н. Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
8 Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 477 с.
9 Золотова, Т.В. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / Т.В. Золотова. - М.: КноРус, 2018. - 381 c.
10 Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов: Феникс, 2016. – 452 с.
11 Логинов, В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. – М.: КноРус, 2018. – 309 c.
12 Методы принятия управленческих решений: количественный подход (для бакалавров) / Под ред. Кочкарова А. А. - М.: КноРус, 2017. - 368 c.
13 Н.В.Кузнецова Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / Н.В. Кузнецова . - М.: Инфра-М, 2018. - 349 c.
14 Орлов, А.И. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / А.И. Орлов. - М.: КноРус, 2018. - 317 c.
15 Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие для вузов / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
16 Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова, Ю.А. Вавилов, Л.И. Гончаренко. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 426 с.
17 Рубчинский, А.А. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Рубчинский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 526 c.
18 Черняк, В.З. Методы принятия управленческих решений: Учебник / В.З. Черняк. - М.: Academia, 2019. - 296 c.
19 Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2019. – 572 c.
20 Трофимова, Л. А. Методы принятия управленческих решений / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. – М.: Гостехиздат, 2018. – 336 c.