ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы разработки и реализации стратегии организации
1.1 Сущность стратегии организации
1.2 Особенности этапа реализации стратегии на рынке
2 Оценка стратегического положения ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
2.2 Анализ реализации стратегии ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
3 Направления совершенствования стратегического положения ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
3.1 Мероприятия, направленные на улучшение позиции предприятия на рынке
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах законов стоимости, спроса и предложения. Основная цель товаропроизводителя – это получение максимально возможной прибыли от бизнес-деятельности, которая напрямую зависит от уровня эффективности производства.
В условиях социально-экономического кризиса в Республике Беларусь значительные финансовые трудности испытывает подавляющее большинство отечественных предприятий. Низкий уровень платежеспособности, растущая задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные социальные фонды, задержки выплат заработной платы работникам – эти и другие отрицательные явления нашей экономической жизни являются следствием воздействия ряда внешних для предприятий факторов, которые требуют серьезных мер. На предприятия оказывают не менее существенное влияние и многие другие факторы: неподготовленность менеджмента к работе в рыночных условиях, неспособность хозяйственных руководителей приспособить производство к требованиям рынка, низкий уровень бизнес-планирования, пренебрежительное отношение к организации маркетинга и всестороннему обоснованию принимаемых решений. Для того чтобы предприятие получило максимальную прибыль и было достаточно успешным, предприятию необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности своей деятельности
В современном мире ключевым залогом успеха организации на рынке является ее стратегия. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегии организации
Слово «стратегия» имеет греческое происхождение и означает «искусство развертывания войск в бою». Но в течение последних 30 лет оно широко вошло в обиход специалистов в области управления, теорию и практику менеджмента, стало общепризнанным понятием. Под стратегией, как правило, понимают набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений [4, с. 17].
Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей организации.
Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.
На практике, говоря о стратегии, руководители компаний часто имеют в виду деятельность, направленную на изменение конкурентоспособности выпускаемой продукции и/или модификацию бизнес-целей, которым следует управленческий персонал компании. Однако такое понимание стратегии ориентировано на оперативную деятельность, связанную с временным улучшением рыночной позиции компании.
В более широком понимании, стратегия – это долгосрочные управленческие «правила игры», направленные на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше остальных конкурентов; укрепить позицию компании в выбранном рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать по ассортименту и качеству, ценам и сервису в своей отрасли; добиться хорошего исполнения бизнес-функций.
Задача стратегического планирования заключается в том, чтобы продумать такой вариант организации деятельности, при которой она могла успешно реализовать оптимальные конкурентные стратегии во всех стратегических хозяйственных единицах. Однако иногда требования рынка приводят к тому, что конкурентные стратегии, оптимальные для своих стратегических хозяйственных единиц в отдельности, оказываются внутренне противоречивыми. Если это своевременно не осознано высшим руководством, можно ожидать, что такая компания будет разрываться между противоречивыми требованиями рынка, не в силах обеспечить большего, чем относительно посредственный, уровень обслуживания.
2 ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЗАВОД ЛИТЬЯ И НОРМАЛЕЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод литья и нормалей» зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 24.03.2000 года №167 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400051772.
Устав утвержден в новой редакции для перерегистрации предприятия в связи с присоединением Республиканского дочернего ремонтно-строительного унитарного предприятия «Модуль», зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 31.07.2000 года № 167 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400058090.
Предприятие является правопреемником Республиканского дочернего ремонтно-строительного унитарного предприятия «Модуль» в соответствии с передаточным актом, действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 марта 1999 г. (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 22 от 16 ноября 2000 г.) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования», иными законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Уставом.
Предприятие основано на государственной форме собственности, входит в состав производственного объединении «Гомсельмаш» и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Предприятие является коммерческой организацией, самостоятельным хозяйствующим субъектом; является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием.
Предприятие создано для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в кормоуборочной технике, других машинах и оборудовании, запасных частей, товарах народного потребления, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличения вклада в ускорение социально-экономического развития республики, объединения и обеспечения на этой основе роста благосостояния трудового коллектива.
Организационная структура ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является функциональной (Приложение А). Это объясняется наличием разделения управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет определенную задачу в управлении, т.е. выполняет определенную функцию.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЗАВОД ЛИТЬЯ И НОРМАЛЕЙ»
3.1 Мероприятия, направленные на улучшение позиции предприятия на рынке
Как показывает построенная SWOT-матрица и проведенная оценка сильных и слабых сторон, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» в целях разработки стратегии реструктуризации должно особое внимание уделить своим слабым сторонам. В частности, используя возможности внешней среды и существующий опыт в управлении ресурсами предприятий, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» должно особое внимание уделить следующим аспектам своей деятельности:
повышение эффективности использования оборотных средств – в частности, дебиторской задолженности в части управления ею;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов, как одного из видов ресурсов, в наибольшей степени обуславливающих рост затрат на предприятии и снижение финансовых результатов при сокращении объемов производства и реализации продукции.
Поэтому для ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» может быть рекомендована стратегия частичной реструктуризации, направленная на реструктуризацию систем управления выделенными видами ресурсов предприятия. Такую стратегию можно отнести к финансовому типу реструктуризации, так как речь идет об изменении в подходе к управлению отдельными финансовыми ресурсами предприятия. Кроме того, в целях снижения расходов на персонал можно провести частичную организационную реструктуризацию, касающуюся отдельных финансовых подразделений предприятия.
На рисунке 3.1 представим схему и механизм реализации стратегии возможной частичной реструктуризации управления отдельными финансовыми ресурсами. Таким образом, для ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» стратегия частичной реструктуризации будет направлена на постепенное изменение систем управления дебиторской задолженностью и оплатой труда на предприятии, а также реструктуризацию управления отдельными бизнес-процессами на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится организация в своей деятельности. Стратегия определяет назначение организации, ее цели, планы действий и распределение ресурсов. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши.
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей организации, разработка планов его развития, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей – все это составляет содержание процесса планирования.
Эффективность деятельности организации в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их прибыльное использование.
Стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:
– эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;
– взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.
Главная задача в стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
В основе формирования стратегии организации лежат принципы новой управленческой парадигмы – системы стратегического управления.
Открытое акционерное общество «Гомельский завод литья и нормалей» находится в г. Гомеле, ул. Могилевская, 13. Организация является одним из крупнейших производителей в СНГ надежной, высокопроизводительной сельскохозяйственной зерно- и кормоуборочной техники.
В 2014 году в организации было проведено акционирование и на данный момент оно является открытым акционерным обществом.
В настоящее время ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является ведущей организацией Республики Беларусь, освоившей массовое производство метизных изделий западноевропейским стандартам.
В настоящее время ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является ведущей организацией Республики Беларусь, освоившей массовое производство метизных изделий западноевропейским стандартам. Организация обладает достаточно высоким потенциалом, имеет сложное оборудование и квалифицированные кадры.
Одной из основных слабых сторон в деятельности ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является недостаточная загрузка производственных мощностей.
Анализируя взаимосвязи отделов завода, необходимо отметить, что важно соблюсти принцип равной нагрузки на работников, а так как большинство связей обусловлены протекающими в структуре управления бизнес–процессами. Это будет характеризовать стабильность их реализации.
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 208 с.
2 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития предприятия / А.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 19-24.
3 Артюшина, Е.В. Роль контактного персонала в осуществлении инновационной деятельности диверсифицированных компаний / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 134-140.
4 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
5 Астафьева, Л. И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления / Л.И. Астафьева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 59-62.
6 Галица, И. А. Стратегический конкурентный ресурс в виртуально-интеллектуальном мире / И. А. Галица // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 5. – С. 15-18.
7 Герасимова, В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и Экономика, 2009. – 514 с.
8 Гончар, А. Время стратегических решений / А. Гончар // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 6-8.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5. – С. 62-75.
10 Долженко, Р. А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга / Руслан Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 125-129.
11 Дыбская, В. В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании клиентов / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2014. – № 5. – С. 5-17.
12 Ковалев, А. И. Прогнозирование как инструмент инновационного развития / А. Ковалев // Маркетинг. – 2014. – № 4. – С. 28-39.
13 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90-94.
14 Кондратьев, Э. В. Применение эталонных стратегий развития в деятельности современных организаций малого бизнеса в Российской Федерации / Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
15 Королев, В. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия / В. Королев // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 4. – С. 112-118.
16 Крум, Э. В. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010 г. – 192 с.
17 Логацкая, А. Маркетинговая стратегия как инструмент борьбы с экономическим спадом / А. Логацкая // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 10-13.
18 Михайлова-Станюта, И.А. Общемировая стратегия развития инновационности экономики поддержана в Беларуси? / И.А. Михайлова-Станюта // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 54-59.
19 Назаренко, В. В. Стратегия опережающего развития : сегодня нельзя работать как вчера, поскольку неминуемо будешь обречен на отставание / В. В. Назаренко // Экономика Беларуси. – 2015. – № 4. – С. 10-17.
20 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
21 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 383 с.
22 Овешникова, Л.В. Развитие стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе / Л.В. Овешникова, Е. Сибирская // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 2. – С. 30-37.
23 Олехнович, Г.И. Конкурентная стратегия на мировых рынках / Г.И. Олехнович. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2009. – 256 с.
24 Рагель, Д. М. Продуктовый менеджмент – важный инструмент в деятельности компании / Д.М. Рагель // Наука и инновации. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
25 Реутенок, Т. А. Ключевые показатели экоориентированной производственной стратегии предприятия / Т. А. Реутёнок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 6. – С. 71-77.
26 Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев [и др]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 506 с.
27 Трачук, А. В. Инновационная стратегия компании / А. В. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 75-83.
28 Экономика организаций (организаций) / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 431 с.
29 Экономика организации: учеб. для вузов / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.
30 Яскевич, Я. С. Инструменты стратегического лидерства : к управлению на основе ценностей / Я.С. Яскевич // Беларуская думка. – 2014. – № 1. – С. 72-76.