Введение
Глава 1 Теоретические аспекты маркетинговых рисков
1.1 Понятие и виды рисков в маркетинговой деятельности
1.2 Риски в туристической индустрии и методы управления ими
Глава 2 Анализ маркетинговой деятельности туристической организации на примере «Tez Tour»
2.1 Характеристика исследуемой туристической организации
2.2 Особенности маркетинговой деятельности туристической организации на примере «Tez Tour»
2.3 Оценка маркетинговых рисков туристической организации на примере «Tez Tour»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день сфера туристических услуг это один из самых развивающихся и многообещающих сегментов мировой экономики. Благодаря развитию туризма и, следовательно, рынка туристических услуг в экономике различных стран наблюдается: развитие и улучшение туристической отрасли, появление новых рабочих мест и как следствие понижение уровня безработицы, повышение качества предоставляемых услуг и повышение уровня заработной платы, в особенности, если это сезонный туризм.
Успешная деятельность туристической организации невозможна без эффективного управления в условиях непрерывно изменяющейся рыночной ситуации. Однако повышение интенсивности конкуренции приводят к нестабильности маркетинговой среды и, как следствие, повышению степени неопределенности в деятельности организации.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что неотъемлемой частью ведения любой предпринимательской деятельности, в том числе и туристической, является постоянное наличие рисков, так как любая деятельность связана с ними. В основном на возникновение почти всех рисков влияет социально-экономическое положение экономики страны. Так как риски присущи всей деятельности компании, поэтому объективно говорить о рисках маркетинговой деятельности. В настоящее время недостаточно внимания уделяется маркетинговым рискам, хоть и именно от данной части предпринимательской деятельности во многом зависит успешная реализация услуг и получение прибыли. Говоря, о деятельности туристических организаций одни риски вызывают отклонения от планов, и как следствие рост расходов или снижение доходов. Другие подразумевают под собой риски, которым подвержены туристы при планировании или осуществлении туров.
Цель курсовой работы – изучить возможные маркетинговых рисков в туристической организации на примере «Tez Tour».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты маркетинговых рисков в туризме
2. Исследовать и оценить особенности маркетинговых рисков в туристической организации «Tez Tour».
Объект исследования – деятельность туристической организации «Tez Tour».
Предмет исследования – возможные маркетинговые риски туристической организации «Tez Tour»
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ РИСКОВ
1.1 Понятие и виды рисков в маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей.
При проведении маркетинговой деятельности нужно проводить анализ рисков. Со стороны руководства фирмы требуется принятие мер, направленных на недопущение их возникновения или же снижение их негативных последствий.
Под риском понимается возможная опасность утраты, вытекающая из деталей определенных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория. Как историческая категория, риск представляет собой возможную сознательную опасность для человека. Это указывает на то, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Развитие общества прошло три эпохи: дикость; варварство; цивилизации. Каждый из которых, в свою очередь, состоит из трех этапов: самый низкий; средний; самый высокий. По мере развития цивилизации возникают товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией. Как экономическая категория, риск – это событие, которое может произойти или не произойти [1].
В случае такого события возможны экономические результаты: отрицательный (потеря, ущерб, потеря); положительный (прибыль). Риск может контролироваться, то есть различные меры могут использоваться для прогнозирования возникновения события риска в определенной степени и для принятия мер по снижению степени риска. Проблема управления рисками, преодоления неопределенностей, существует в каждой отрасли экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Каждый хозяйствующий субъект на каждом уровне неизбежно сталкивается с исключительными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, с которыми необходимо обращаться соответствующим образом, чтобы не понести потерь.
Стоит понимать, что основные риски, которые могут возникнуть практически в каждой компании, можно разделить на основные группы:
- временные риски;
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «TEZ TOUR»
2.1 Характеристика исследуемой туристической организации
Международный туристический оператор «Tez Tour» был основан в 1994 году. За 25 лет своего существования компания добилась не малых успехов. На сегодняшний день туроператор имеет свои представительства во многих городах России, странах СНГ и Восточной Европы [16].
Профиль туроператора – высококачественное обслуживание клиентов на самых популярных направлениях зарубежного туризма. «Tez Tour» специализируется на оказании туристических услуг, представленных в разных сегментах рынка: массовый туризм, корпоративные поездки и групповые выездные мероприятия, бронирование отелей и авиабилетов, детский отдых, а также VIP–туры.
Большое внимание компания уделяет массовому туризму, так как именно он пользуется спросом у туристов.
Портфель компании насчитывает более 30 стран, сегодня в ее ассортименте следующие направления, как: Австрия, Андорра, Беларусь, Болгария, Венгрия, Греция, Грузия, Доминикана, Египет, Израиль, Индонезия, Испания, Италия, Китай, Кипр, Куба, Латвия, Литва, Маврикий, Мальдивы, Мексика, ОАЭ, Португалия, Россия, Сейшелы, Таиланд, Турция, Франция, Чехия, Шри–Ланка, Эстония [16].
Сотрудничество «Tez Tour» с более чем 20 международными и национальными компаниями, работающими на отправку и прием туристов, позволяет туроператору качественно предоставлять услуги туристам из России, Болгарии, Румынии, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии, Эстонии, Молдавии и Казахстана.
Пакетные предложения сформированы на базе чартерных и регулярных рейсов ведущих авиакомпаний мира с современным авиапарком. Среди них Aeroflot, iFly, S7 Airlines, Aegean Airlines, Ural Airways, Thai Airways, Emirates, Yakutia, Qatar Airways, Yamal, Air Baltic и другие.
В отельной сфере партнеры туроператора – ведущие гостиничные цепочки, среди них Marriott, Sheraton, Hilton, Jumeirah, Radisson, Aldemar, Grecotel, Le Meridien, Sol Melia, Princess, Hilton, Iberostar, Four Seasons, Ikosидр [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная деятельность каждой организации в настоящее время требует активного применения последним маркетинговых технологий, что также, увеличивает число и качество предоставляемых услуг, усиливает конкурентные позиции услуг и организации в целом. Поэтому одной из важных задач в системе управления каждой организацией является выбор результативных маркетинговых инструментов, правильная расстановка во времени, сбор и анализ информации о потребителях, создание предпочтений потребителей к услуге.
Сфера туристических услуг на сегодняшний день является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Маркетинговые технологии в сфере туризма играют особую роль в создании, функционировании и совершенствовании каждой туристической организации. Именно маркетинговые технологии предоставляют туристической организации сделать себя конкурентоспособной, а свой продукт востребованным на рынке. Таким образом, результативная рыночная деятельность, ведение целенаправленной конкурентной борьбы требует от туристических организаций владения технологиями осуществления маркетинговой деятельности.
Маркетинговой деятельности, как и любой деятельности организации, свойственны определенные специфические риски, связанные с неоднозначностью рынка. Маркетинговые риски имеют достаточную степень сложности и многоаспектный характер. Их идентификация и оценка имеет центральное значение для организации, так как способствует своевременному реагированию на неблагоприятные ситуации, которые появляются на рынке, предотвращая значимые потери и снижая степень неопределенности деятельности.
Оценка рисков маркетинговых стратегий является, несомненно, важным, но недостаточно разработанным и редко используемым на практике направлением деятельности маркетинговых отделов организаций.
Цель курсовой работы – изучить возможные маркетинговых рисков в туристической организации на примере «Tez Tour».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты маркетинговых рисков в туризме
2. Исследовать и оценить особенности маркетинговых рисков в туристической организации «Tez Tour».
1. Studopedia.su [Электронный ресурс] / Анализ маркетингового риска– Франция, 2014 – Режим доступа: https://studopedia.su/10_114259_analiz-marketingovih-riskov.html
2. Sci-article.ru [Электронный ресурс] / Игнатов Т.И. Обзор и анализ рисков компании «Apple» – СПб, 2019 – Режим доступа: http://sciarticle.ru/stat.php?i=1575749493
3. Financial.Helper.ru [Электронный ресурс] / Риск (Маркетинг) – Москва, 2017 – Режим доступа: https://financialhelper.ru/alphabetical_index_all/alphabetical_index_ru/r_ru/risk-marketing.html
4. Zdamsam.ru [Электронный ресурс] / Способы оценки маркетинговых и сбытовых стратегий– Москва, 2005 – Режим доступа: https://zdamsam.ru/b58408.html
5. Ступаков, В.С. Риск – менеджмент: учеб. пособие / В.С. Ступаков, Г.С. Токаренко. – М. : Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
6. Pandia.ru [Электронный ресурс] / Управление факторами риска в маркетинговой деятельности – Раменское, 2004 – Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/301/92605.php
7. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. / В.Г. Гуляев. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
8. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Киселева И.А. // Аудит и финансовый анализ. – 2002. – № 1. – С.118-124.
9. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Киселева И.А. // Финансовый менеджмент. – 2001. – № 1. – С. 13-26.
10. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/ В.Ф. Максимова [и др.] ; под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
11. Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике / С. Л. Смит [и др.] ; под общ. ред. С.Л. Смит. – М.: CEPRA, 2002. - 456с.
12. Чудновский А.Д. Туризм и туристическое хозяйство: учебник /под ред. А.Д. Чудновского – М.: Изд. ЭКМОС, 2000. – 400 с.
13. Киселева И.А. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / И.А. Киселева, А.М. Трамова // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – № 5. – С. 241-246.
14. Журнал «НоваИнфо» [Электронный ресурс] / Методы управления рисками в туристическом бизнесе – Москва, 2017– Режим доступа: https://novainfo.ru/article/10356
15. Studbooks.net [Электронный ресурс] / Риски в туризме и методы снижения рисков – Москва, 2007– Режим доступа: https://studbooks.net/741919/turizm/riski_turizme_metody_snizheniya_riskov
16. Тeztour.by [Электронный ресурс] / О компании – Минск, 2020– Режим доступа: https://www.teztour.by/ru/minsk/articles.html?categoryName=aboutCompany
17. Costper.ru [Электронный ресурс] / Концепция «Маркетинг-микс» — 4P, 5P, 7P – Москва, 2019– Режим доступа: https://costper.ru/marketing/marketing-miks
18. Blog.cognifit.com [Электронный ресурс] / Психология цвета – СПб, 2018– Режим доступа: https://blog.cognifit.com/ru/%D0%BF%D1%81%
19. Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс] / TEZ TOUR ответил на самые важные вопросы турагентов – Москва, 2020– Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51300.html
20. Ценообразование [Электронный ресурс] / Стратегии ценовой политики – Москва, 2010 – Режим доступа: http://pricinginfo.ru/publ/teorija/stategija_ cenoobrazovanija/strategii_cenovoj_politiki/21-1-0-#:~:text=%D0% &text=1.
21. Деловой мир [Электронный ресурс] / Методы определения рекламного бюджета – Москва, 2011– Режим доступа: https://delovoymir.biz/metody_opredeleniya_reklamnogo_byudzheta.html
22. Практика менеджмента [Электронный ресурс] / Управление рисками в сфере туристских услуг – Казань, 2014 – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/moluch_63_ch4.pdf