ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Предмет исследования: история возникновения и изучения, основные определения
1.2 Классификации и структура предмета исследования. Оценка эффективности применения предмета исследования для решения маркетинговых проблем компаний
1.3 Отечественный и зарубежный опыт использования предмета исследования для решения маркетинговых проблем компаний
2 РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика компании. Оценка результатов ее производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния
2.2 Анализ результатов маркетинговой деятельности компании на целевом рынке ее продукции
2.3 Маркетинговая проблема компании и оценка привлекательности рынка, на котором она будет решена
3 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ (КОНСТРУКТИВНЫЙ) РАЗДЕЛ
3.1 Замысел (идея) проекта мероприятий, направленного на решение маркетинговой проблемы компании
3.2 График и календарный план реализации предлагаемого проекта мероприятий
3.3 Оценка жизнеспособности, финансовой реализуемости и экономической эффективности предлагаемого проекта мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема конкурентоспособности является актуальной для Республики Беларусь, поскольку в условиях соперничества лидером становиться лишь тот субъект хозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям внешней среды.
На современном этапе развития ведущих отраслей экономики ключевым фактором стала научно-техническая революция, под воздействием которой обновляется база производства и потребления, совершенствуется производимая продукция, и разрабатываются новые виды продукции.
Модернизация экономики Беларуси, развитие и укрепление ее позиций на мировом рынке, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий невозможны без активизации инновационной деятельности и формирования конкурентоспособных преимуществ, которые должны охватывать все стадии производства, начиная с проектирования и заканчивая реализацией продукции. Как показывает практика между конкурентоспособностью и инновациями существует прямая связь.
Каждое предприятие развивается и функционирует на рынке для производства товаров и оказания услуг, стремиться добиться основной цели – максимизации прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства конкурентоспособной продукции, которая востребована и полностью удовлетворяет потребности конечного потребления.
В данной работе была проведена оценка конкурентоспособности карьерного самосвала БЕЛАЗ с различных методов. По результатам оценки были разработаны конкретные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности на мировом рынке.
ОАО «БЕЛАЗ» является одним из ведущих производителей большегрузных самосвалов. Основными потребителями продукции ОАО «БЕЛАЗ» являются горнодобывающие предприятия СНГ, прежде всего, России, Украины и Казахстана, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения карьерной техники.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности ОАО «БЕЛАЗ» на российском рынке и разработка экономически эффективного проекта мероприятий, направленного на ее повышение.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности.
2. Оценить результаты производственно-хозяйственной деятельности ОАО «БЕЛАЗ» за 2016-2018 гг., его финансовое состояние и маркетинговую деятельность на целевом рынке.
3. Определить маркетинговую проблему, стоящую перед ОАО «БЕЛАЗ» на рынке Российской Федерации.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Предмет исследования: история возникновения и изучения, основные определения
Термин «конкурентоспособность» произошел от латинского слова «petere», означающего искать, атаковать, цель, желание и «con», означающий вместе. В настоящее время он часто используется в разных контекстах. Фраза «конкурентоспособность продукции» была придумана в 1970-х годах XX в. американскими экономистами под описание серьезного торгового сражения между американскими и японскими компаниями. В соответствии с другими источниками, потеря сравнительного преимущества некоторыми отраслями в развитых странах из-за нефтяного кризиса 1960 гг. вызвала внимание в этой экономической категории. Однако несмотря на то, что конкурентоспособность является повсеместным явлением, все еще есть проблемы с пониманием ее значения, а также с измерением. Обычно понятие конкурентоспособности продукции связано с потребителем и определяется как уровень привлекательности определенного продукта для реального потребителя, поэтому требования, предъявляемые с его стороны к продукту, являются ключевыми. Кроме того, конкурентоспособность часто связана с такими понятия как качество, стоимость, уровень технической и функциональной стоимости. Качество и технический уровень продукта в определенной степени связаны с его специфическими функциональными характеристиками и уровнем научно-технического развития отдельного сегмента рынка. Показатель конкурентоспособности продукта может значительно отличаться в зависимости от коммерциализации продукта, деятельности конкурентов, их маркетинговых стратегий [1].
Понятие «конкурентоспособность» впервые сформировалось еще в древние времена. Первое упоминание данного термина было обнаружено в древнеегипетском «Речении Ипусера».
В работах экономистов советского периода термин «конкурентоспособность» применяли лишь для характеристики экономических отношений, возникавших в ходе осуществления экспортно-импортных операций. Это отражало специфику советской хозяйственной системы, когда понятие товарных отношений в условиях социализма ставилось под сомнение. Хотя в то время вопросы конкуренции и конкурентоспособности не рассматривались отечественной наукой, некоторые аспекты были разобраны в отдельных работах Г.Г. Азгальдова, Д.С. Львова, Л.Я. Шухгалтера, но носили они скорее прикладной, а не теоретический характер.
Первые основательные исследования в области конкурентоспособности появились в 90-е годы. В ряду наиболее значимых работ того периода стоит выделить труды П.С. Завьялова, А.Ю. Юданова, Р.А. Фатхутдинова, Г.Л. Азоева, Н.С. Яшина и других.
2 РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика компании. Оценка результатов ее производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния
ОАО «БелАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Расположен в Минской области, Жодино, ул. 40 лет Октября.
ОАО «БелАЗ» является крупнейшим в мире производителем самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, используемого в горнодобывающей и строительной отраслях.
Продукция ОАО «БелАЗ» успешно выдерживает конкуренцию на международном рынке благодаря соблюдению всех требований международных стандартов и применимых технических нормативных правовых актов (ТИП) для такой продукции, технических норм и правил ЕС.
Среди конкурентов самосвалы ОАО «БЕЛАЗ» отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, хорошей маневренностью, легкостью управления, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке месторождений полезных ископаемых в глубоких карьерах крайнего севера и жарких тропиков.
Завод располагает современным измерительным оборудованием для контроля качества изготавливаемых деталей и готовых изделий, проверки состояния технологического оборудования. Для контроля параметров сложно пространственных деталей и зубчатых колес приобретены и освоены три координатно-измерительные машины с ЧПУ фирмы Brown &Sharpe DEA (Италия) и одна машина российского производства. С их помощью возможен обмер деталей с максимальными габаритами 3000×1200×1000 мм.
Вся продукция предприятия прошла сертификацию и имеет сертификаты соответствия как в Национальной системе сертификации, так и в системе сертификации Российской Федерации.
Гарантией выпуска качественной продукции является наличие на предприятии действующей системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям СТБ ИСО 9001-2001 и Международному стандарту ЕМ 150 9001-2000.
Достижения коллектива предприятия в повышении качества карьерных самосвалов не раз отмечались высокими международными наградами, а продукция предприятия неоднократно называлась в числе лауреатов конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации».
ОАО «БЕЛАЗ» имеет обособленные подразделения, такие как:
– детский оздоровительный лагерь «Богатырь»;
3 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ (КОНСТРУКТИВНЫЙ) РАЗДЕЛ
3.1 Замысел (идея) проекта мероприятий, направленного на решение маркетинговой проблемы компании
Для закрепления своей позиции на рынке и наиболее полного удовлетворения потребителей компания должна повышать конкурентоспособность путем непрерывного совершенствования своей деятельности.
В современных условиях успешная деятельность промышленных предприятий производства карьерных самосвалов невозможна без внедрения и использования передовых отечественных и зарубежных технологий, оборудования, иными словами без внедрения и использования инноваций.
ОАО «БЕЛАЗ» не стоит на месте, предприятие развивает информационную систему путем введения роботизированных самосвалов, новых форм в управлении персоналом на базе программного продукта SAP внедрения концепции Интернет-вещей.
Но не стоит забывать о том, что предприятия, внедряющие инновации и осознающие их необходимость, находятся в зоне повышенного риска. Чем более «подключенным» становится предприятие, тем острее стоит вопрос обеспечения его безопасности. Количеств киберпреступлений во всем мире ежегодно растет. Действия злоумышленников могут вызвать остановку производства, утечку конфиденциальных данных и, как следствие, финансовые потери.
Реализация плана мероприятий рассчитана на четыре года с разбиением каждой из задач на несколько этапов, ожидается завершение каждого из этапов к концу каждого года плана. В рамках первого года необходимо провести анализ текущей технологии производства, а также выбрать предприятия-поставщиков необходимого оборудования и совершенствования технологии производства и программного обеспечения.
Далее планируется непосредственное введение в производство результатов проведения предыдущих этапов плана мероприятий на первый год. Необходимо отметить, что в конце каждого года важно проводить анализ полученных итогов и, при необходимости, адаптировать и корректировать план дальнейших мероприятий. Второй год проекта подразумевает дальнейшее производство по новой технологии и тестирование реакции покупателей. Ожидается тестовый запуск программного обеспечения. К концу третьего года мероприятий планируется завершение каждой из указанных задач, то есть должна быть повышена конкурентоспособность продукции. Финансироваться предполагаемый проект мероприятий будет за счет средств ОАО «БЕЛАЗ».
Ожидаемый уровень решения выявленной маркетинговой проблемы компании средний. Так как сложно оценить, как в будущем будут развиваться технологии, возможность освоения и внедрения их в работу ОАО «БЕЛАЗ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе выполненной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) представляет собой способность продукции противостоять на рынке товару того же или аналогичного назначения по совокупности характеристик товара, как качественных, так и стоимостных, которые удовлетворят покупательские потребности.
2. Одним из важнейших ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе для предприятий является комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности предоставляемой продукции.
3. ОАО «БЕЛАЗ» является одним из ведущих производителей большегрузным самосвалов. Основными потребителями продукции ОАО «БЕЛАЗ» являются горнодобывающие предприятия СНГ, в том числе России, Украины и Казахстана.
4. По итогам анализа за исследуемый период при растущей выручке наблюдается рост практически всех рассчитанных показателей рентабельности с 2016 по 2018 года, что свидетельствует о повышении прибыльности деятельности предприятия.
Показатели ликвидности и платежеспособности ОАО «БЕЛАЗ» на протяжении 2016-2018 гг. соответствуют нормативным значениям, что свидетельствует о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
5. ОАО «БЕЛАЗ» необходимо повышать конкурентоспособность продукции за счет технологических инноваций, нацеленных на создание и использование новой технологии, автоматизированного оборудования, новых способов кибербезопасности продукции и повысить эффективность работы производства, а также инноваций в процессе управления персоналом.
В качестве мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛАЗ» предлагается внедрение системы кибербезопасности. В мире постоянно растут киберпреступления, что может вызвать остановку производства, утечку конфиденциальной информации и в результате, финансовые потери.
Также предлагается автоматизировать деятельность ОАО «БЕЛАЗ» на основе программного обеспечения, которое полностью будет управлять всеми процессами производства и персоналом, например, программного продукта SAP.
Результаты оценки экономической эффективности проекта мероприятий, следующие: значение чистого дисконтированного дохода, составило 1252,20 тыс. евро. при ставке дисконтирования 15 %. Все значения превышают нормативные и являются положительными величинами, что позволяет сделать вывод об экономической эффективности предложенного проекта мероприятий.
1. Пеньшин, Н.В. Конкурентоспособность продукции и услуг / Н.В. Пеньшин, А.А. Выжанов // Вестник Тамбовского университета. – 2018. – № 8 (76). – С. 109-114.
2. Минько Э.В., Минько А.Э., Смирнов В.П. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов: Учебное пособие. / Э.В. Минько, А.Э. Минько, В.П. Смирнов // СПб.: ГУАП, 2005. – С. 101.
3. Саетова, Л.Г. Конкурентоспособность продукции: понятие и определение / Л.Г. Саетова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития. – 2017. – № 7. – С. 84-85.
4. Иващенко, Н.С. Конкурентоспособность товара и классификация ее видов / Н.С. Иващенко // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.2 (26). – С. 86-88.
5. Михеева, Е.Н. Методы оценки конкурентоспособности непродовольственных товаров / Е.Н. Михеева. – М.: ЮНИТИ, 2016. – С. 153.
6. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. – М.: Омега-Л, 2017. – С. 325.
7. Субботин, М.Н. Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий: автореф. дис. канд. экон. наук / М.Н. Субботин; ГОУ ВПО ВолгоВятская академия государственной службы. – Ижевск, 2015. – С. 24.
8. Светуньков, С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / С.Г. Светуньков. – М.: Финансы, 2016. – С. 324.
9. Родионова, Л.Н. Сбалансированность показателей при оценке конкурентоспособности продукции / Л.Н. Родионова, О.Г. Кантор // Экономика региона. – 2018. – № 3 (39). – С. 257-265.
10. Антипов, Д.В. Обеспечение устойчивой конкурентоспособности промышленного предприятия за счет повышения его продуктивности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/9/ekonomika/antipov.pdf.
11. Хорина, И.В. Методика оценки конкурентоспособности и качества продукции / И.В. Хорина, Е.С. Бочкарева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.12 (27). – С. 494-496.
12. Товпегина, В.А. Проблемы оценки конкурентоспособности продукции предприятия / В.А. Товпегина // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики. – 2019. – № 8. – С. 430-437.
13. Конради, О.Н. Оценка конкурентоспособности продукции / О.Н. Конради // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. – 2017. – № 3. – С. 29-31.
14. Исаев, А.А. Оценка конкурентоспособности продукции: методологический аспект / А.А. Исаев // Территория новых возможностей. – 2017. – № 2 (37). – С. 83-89.
15. Царитова, К.Г. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг / К.Г. Царитова, К.А. Цекоев // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. – 2017. – № 1. – С. 203-206.
16. Коливерда, Е.А. Анализ конкурентоспособности продукции, оценка ее уровня и путей повышения / Е.А. Коливерда // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 369-371.
17. Ольховая, Г.В. Оценка уровня конкурентоспособности продукции: теоретико-методический аспект / Г.В. Ольховая, Е.В. Сковпень // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 3 (11). – С. 195-202.
18. Бурнаева, М.В. Сравнительная характеристика методов оценки и анализа конкурентоспособности продукции предприятия / М.В. Бурнаева // Контентус. – 2018. – № 6 (47). – С. 79-86.
19. Лазутина, А.С. Методики оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции / А.С. Лазутина, Е.П. Гармашова // Вектор экономики. – 2018. – № 12 (30). – С. 170-171.
20. Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванова. – Ростовн/Д: Феникс, 2018. – 298 с.
21. Имашова, Ж.Д. Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью продукции / Ж.Д. Имашова, Р.Е. Рафихова // Наука и мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 22-24.
22. Томилина, Ю.В. Анализ зарубежного опыта управления конкурентоспособностью / Ю.В. Томилина // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. – 2016. – № 2. – С. 221-223.