ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика туристского рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг
1.1 Физическая культура и спорт как сфера производства товаров и услуг
1.2 Понятие рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг
Глава 2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы на туристском рынке
2.1 Особенности конкуренции и ее виды
2.2 Стратегия и тактика конкурентной борьбы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Спорт и физическая культура стали восприниматься обществом как предпринимательство и бизнес сравнительно недавно. Стабильное финансирование, партнерские отношения со спонсорами, управление бюджетами, рекламные кампании и спортивные бренды – все это лавиной появилось на рынке. Спорт бывает двух видов: профессиональный и любительский. И без финансирования и поддержки спонсоров никакой спорт не может существовать. На всех стадиях развития спортсменов происходят финансовые отношения, требующие контроля и управления. За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована микро и макроэкономическая среда, качественно изменены в системе спортивных организаций отношения собственности и их инфраструктура, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций.
В первой четверти ХХI столетия процессы коренных преобразований в спорте не закончены, и многое предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта на лидирующие позиции. Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать квалифицированным специалистам спортивным экономистам, предпринимателям и менеджерам.
А, модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь высококлассные и профессионально подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта.
Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства не исчерпывается только вышеперечисленным. В последние десятилетия бурное развитие получила индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширной отрасли рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг.
За рубежом, а также и в нашей стране создается множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации – фитнес- и шейпингклубы, массажные салоны, секции бодибилдинга, рукопашного боя и т.д.
Другой составляющей рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг является профессиональный спорт – профессиональные клубы, лиги и федерации, действующие на основе самофинансирования и получающие доходы за счет рекламной и издательской деятельности, продажи прав на теле- и радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и иной коммерческой деятельности.
Глава 1. Общая характеристика туристского рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг
1.1 Физическая культура и спорт как сфера производства товаров и услуг
Все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности общества становится физическая активность. Физическая культура и спорт все шире проникают во все сферы деятельности людей, способствуя формированию здорового образа жизни. В настоящее время миллионы людей в разных странах мира ведут здоровый образ жизни, основой которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнастикой, принимают участие в различных спортивных событиях, праздниках и соревнованиях.
Также, благодаря государственной поддержке, развивается и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Физическая культура и спорт в современном обществе являются одним из важнейших факторов поддержания и укрепления здоровья людей, активного проведения досуга, противопоставляя при этом альтернативу вредным привычкам и губительным для здоровья пристрастиям [9].
Физкультура и спорт в широком понимании являются не только «личным делом каждого», но и интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества. Обычно, термин «здоровье» обозначает состояние отдельно взятого человека, подразумевая отсутствие у него каких-либо заболеваний, мешающих ему полностью реализовать свой человеческий потенциал как участника рынка труда или сферы общественного производства. Занятия физкультурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья людей, что неизменно сказывается на качестве рабочей силы и увеличивает «человеческий капитал» каждого отдельно взятого индивидуума.
При анализе протекающих в обществе социально-экономических процессов, термин «здоровье» используется уже в несколько ином, более широком понимании - как характеристика, охватывающая все сферы хозяйственной жизнедеятельности общества. Физическая активность является ключевым фактором для поддержания здоровья не только отдельно взятого человека, но и всей нации, улучшая при этом качество жизни населения, одновременно увеличивая её продолжительность и работоспособный возраст граждан, а также положительно влияет на сокращение расходов в здравоохранении [14].
Физическое здоровье нации является для государства чрезвычайно важным элементом экономической и политической жизни общества, основой формирования приоритетов и поведения людей.
Глава 2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы на туристском рынке
2.1 Особенности конкуренции и ее виды
Происходящая в нашей стране социально-экономическая реформа неминуемо сказывается на системе физической культуры. В условиях установления рыночных отношений конкуренция становится неотъемлемой частью культуры деловой активности отечественных физкультурно-спортивных организаций. На рынке физкультурно-спортивных услуг существует несколько типов конкурентных отношений.
Межотраслевая конкуренция для физкультурно-спортивных организаций - это, прежде всего, организации, оказывающие иные (не физкультурно-спортивные) социальные и культурные услуги. В этой роли играют:
- музыкальные и художественные школы,
- театральные студии,
- школы народных ремесел,
- научные кружки и др.
Эти организации позволяют удовлетворить такие же высшие потребности, как физические упражнения и спорт (например, потребности в общении, достижениях, успехе, уважении, самовыражении и т. д.) [1].
На внутриотраслевом уровне конкурентами выступают физкультурно-спортивные организации, например:
- спортивные комплексы,
- оздоровительные и фитнес-центры,
- дворцы спорта, фитнес-клубы,
- молодежные клубы физкультуры и др.
Рынок каждой спортивной организации - это отдельное социальное пространство, в котором обучающиеся и многие из их окружения широко осведомлены о деятельности этой организации, поскольку получают дополнительную информацию в ходе прямых контактов с представителями педагогического коллектива, административного персонала и обслуживающего персонала организации [6].
Конкуренция, которую иногда называют межфирменной или предметной, возникает в случае незначительных различий между услугами, предоставляемыми разными предприятиями, или когда услуги полностью идентичны. Часто конкуренция проявляется между похожими спортивными комплексами (фитнес-центрами, спортивными школами), расположенными в разных районах города, занимающимися одними и теми же видами спорта и использующими если не идентичные, то во многом похожие программы, методы обучения и тренировки, оборудование и привлекая специалистов высокой квалификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, спортивная индустрия, являясь важной и неотъемлемой частью интересов государства и общества, представляет собой отдельную, особую область хозяйствования. И в отличие от большинства субъектов хозяйственно-финансовой деятельности, в экономике спорта социальная составляющая имеет не менее, а порой и более важное значение нежели финансовая, что делает её уникальным экономическим явлением. Спортивная индустрия является, прежде всего, видом хозяйственно-финансовой деятельности, проводимой с целью получения прибыли. Как и на любом коммерческом предприятии, здесь также платятся налоги в бюджеты и фонды различных уровней и назначений.
Рынок физкультурных услуг весьма многообразен и подразделяется на рынок «бесплатных» и платных физкультурных услуг, а также на рынок лечебно-физкультурных, оздоровительно-профилактических и спортивно-массовых услуг Успех в массовой реализации физкультурных услуг на рынке может быть достигнут при ориентации на конкретные сегменты (группы потребителей), сферу их интересов, уровень доходов в рамках конкретной территории.
Спрос на физкультурные услуги складывается из нужды, конкретных потребностей и желаний в проявлении физической активности с целью улучшения здоровья (или других целей), подкрепленных покупательной способностью. Движущим фактором при формировании спроса выступает социально-развивающая нужда потребителя в удовлетворении конкретных потребностей посредством активного потребления физкультурных услуг.
Сфера физической культуры и спорта является сферой преимущественно некоммерческой деятельности. На рынке физкультурно-спортивных услуг существует несколько типов конкурентных отношений. В физической культуре и спорте как сфере преимущественно некоммерческой деятельности субъект платежеспособного спроса часто не совпадает с непосредственным потребителем. Типичные потребители спортивных услуг - дети, подростки, школьники. Физическая культура и спорт, наряду с такими секторами социальной сферы, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и др., испытывают активное государственное вмешательство в производство и потребление соответствующих услуг.
Конкурентная стратегия на рынке физкультурно-спортивных товаров и услуг это план управления, направленный на укрепление позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Конкурентные стратегии это - важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши, проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию. Формирование конкурентной стратегии на рынке физкультурно-спортивных товаров и услуг является в конкурентных условиях экономики важным направлением спортивного менеджмента.
1. Багиев Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. П. Анн. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
2. Галкин, В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес : учебное пособие [Текст] / В.В. Галкин. – М.: КНОРУС, 2006. — 320 С.
3. Галкин, В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. Учебное пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры. 2010 - 324 с.
4. Гетман, Е.П. Маркетинг в системе менеджмента физической культуры и спорта. Краснодар, КГУФКСТ, 2012. -151 с.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд-во РАГС, 2008. – 616 с.
6. Гришина, И.Н. Конкуренция физкультурно-спортивных организаций / И.Н, Гришина, Г.Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Материалы II-ой Всероссийской научно-практической конференции. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Под редакцией Г.Н. Голубевой. - 2016. - С. 111-114.
7. Гусинец, Е.В. Физическая культура и спорт как социально-экономическое явление в национальной экономике Республики Беларусь / Е.В. Гусинец // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. – 2016. – № 5 (98). – С. 107–111.
8. Дёмина М. В., Раимов Д. И. Взаимосвязь социально-экономического развития государства со спортом // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 323-325.
9. Демьянов, С.А. Спортивный менеджмент и маркетинг: учебно-методическое пособие / С.А. Демьянов, В.П. Колесникович. – Пинск: ПолесГУ, 2013. – 72 с.
10. Золотов, М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособ. для студентоов высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.; 2001.- 236 с.
11. Иванов, И.Д. Исследование маркетинговой стратегии физкультурно-спортивной организации / И.Д. Иванов, Г.Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента в России. Материалы I-ой Всероссийской научно-практической конференции. Кафедра спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2015. - С. 56-60.
12. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.Ж. Ламбен ; пер. с англ. ; под ред. В.Б. Колчанова. – СПб. : Питер, 2004. – 800 с.
13. Никифоров А.А. Историко-экономический анализ методов регулирования спорта с древнейших времен до наших дней: автореферат кандидата экономических наук. СПб, 2011. – 32 с.
14. Ноздрева, Р. Б. Маркетинг: учеб. пособие /Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. - М.: ТК Велби.: Изд-во Проспект, 2005. - 232 с.
15. Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации : учебное пособие. Москва : Физкультура и спорт, 2006. – 434 с.
16. Починкин А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Мocква : Спорт, 2017. – 384 с.
17. Рынок услуг в инновационной экономике: особенности и перспективы развития. – М., 2009. – 361 с.
18. Степанова, О. Н. Социально-педагогические аспекты маркетинга в системе физической культуры: автореф. дис…. д-ра пед. наук / Степанова Ольга Николаевна - М.: РГУФК., 2010. - 50 с.
19. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - С. 348- 349.
20. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи ; пер. с англ. со 2-го изд. – М. : Дело, 1997. – 864 с.
21. Хайдарова, А.А. Конкурентные стратегии фитнес-клубов и специфики их реализации / А.А. Хайдарова, Г.Ф, Агеева // Актуальные вопросы современной науки и образования Материалы международной научно-практической конференции. Московский финансово-юридический университет МФЮА, Кировский филиал. - 2016. - С. 1024-1027.
22. Шерер, Ф. Структура отраслевых рынков / Ф. Шерер, Д. Росс ; пер. с англ. – М. : ИПФРА-М, 1997. – VI. – 698 с.