Введение
1. Характеристика административной ответственности в законодательстве России и Республики Беларусь: исторический и сравнительно-правовой аспект
2. Порядок наложения административных взысканий
3. Совершенствование правовых норм, регулирующих порядок наложения отдельных административных взысканий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагается на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, а административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством, именно это обуславливает актуальность данной работы. Статья 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает следующие административные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости;
10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.
Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
1 Характеристика административной ответственности в законодательстве России и Республики Беларусь: исторический и сравнительно-правовой аспект
Российский и белорусский опыт показывает, что положительный эффект приносит не автоматическое заимствование даже качественных законодательных условий и требований других государств, а их творческое осмысление с обязательным учетом своих собственных духовных, нравственных, исторических, культурных и других традиций, а также ранее существовавшего порядка подготовки, принятия и введения в действие конкретных нормативно-правовых установлений. При отсутствии подобного подхода безоговорочный перенос чужих правил бесперспективен и нецелесообразен.
В настоящее время главными актами, регулирующими вопросы административной ответственности в союзных государствах, являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 8 августа 2019 г., (далее – КоАП РФ)) [1] и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З (далее – КоАП Республики Беларусь) [2]. Однако, прежде чем рассматривать отдельные положения означенных документов, желательно провести определенный исторический экскурс, характеризующий некоторые этапы становления и развития административного законодательства.
В силу объективных и субъективных причин после окончания гражданской войны в России ситуация складывалась таким образом, что в отличие от других отраслей права (гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, семейного, трудового и пр.) на протяжении продолжительного периода времени советское законодательство об административных правонарушениях не было кодифицировано. Составы противоправных деяний закреплялись в многочисленных актах различной юридической силы, нередко противоречащих друг другу. В прошедшие десятилетия к их числу относились: Постановления ВЦИК и Совнаркома СССР; Указы Президиума Верховного Совета СССР и союзных республик; приказы и распоряжения министерств и ведомств, специальные нормативные установления содержались в совместных директивах ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Показательно, что в двадцатые годы прошлого века только одна из республик, входивших в состав Советского Союза, разработала, приняла и обнародовала собственный Административный кодекс, включающий в себя 15 разделов, содержащих 528 статей – это Украина [3].
2 Порядок наложения административных взысканий
Рассмотрим основные положения о наложении административных взысканий.
Наложение административного взыскания является одним из основополагающих и сложных, в качестве правоприменения, аспектов в деятельности управомоченных должностных лиц органов рассматривать подведомственные им дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 5 ст. 4.2 КоАП каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Единственная форма реализации административной ответственности является административного взыскания.
При определении административного взыскания необходимо учитывать правила, установленные главой 7 КоАП «Наложение административного взыскания». К общим положениям наложения административного взыскания являются:
- общие правила наложения административного взыскания;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- наложение административных взысканий при множественности административных правонарушений.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
5) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
6) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
3 Совершенствование правовых норм, регулирующих порядок наложения отдельных административных взысканий
Президент Республики Беларусь, выступая на коллегии МВД 28 января 2016 г., подчеркнул, что государство будет и впредь придавать приоритетное значение вопросам борьбы с преступностью, защиты прав и законных интересов граждан. Таким образом, в свете поставленных Президентом задач, одним из направлений обеспечения законности и правопорядка государства выделяется совершенствование применения мер административной ответственности. Речь идет о введении в КоАП и ПИКоАП положений, определяющих возможность вынесения уполномоченными должностными лицами предупреждения за совершение административного правонарушения без начала административного процесса.
Если административная ответственность является реакцией государства на совершенное лицом противоправное деяние, то административное взыскание – мера такой ответственности, средство, позволяющее «покарать лицо» согласно общественной вредности и характеру совершенного правонарушения, а также характеристика самого лица и совокупность всех смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств. Один из видов таких административных взысканий – предупреждение (ст. 6.4 КоАП) – состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Определить правовую природу предупреждения можно, исследуя его признаки в совокупности с другими видами административных взысканий.
Предупреждение как административное взыскание относится к мерам административного и государственного принуждения наряду с мерами административного пресечения, обеспечения административного процесса, профилактическими, восстановительными мерами и др. При рассмотрении официального предостережения как меры принуждения, применяемой в сфере семейно-бытовых отношений, это отмечают И.Л. Федчук и А.А. Постникова [21, с. 52].
По степени самостоятельности административные взыскания подразделяются на основные, смешанные и дополнительные (ст. 6.3 КоАП). В основе данного деления – нормативно закрепленное правило, согласно которому за одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания. Предупреждение относится к основным взысканиям и применяется к гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; из всех видов административных взысканий оно является самым мягким и сочетает в себе признаки принуждения и индивидуальной профилактики.
Заключение
Итак, административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение.
В законодательстве Республики Беларусь закреплены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); исправительные работы; административный арест.
Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные взыскания.
Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.
Порядок наложения административных взысканий регулируется Кодексом об административные правонарушения Республики Беларусь, а именно главой 7 - «Наложение административного взыскания» (статьи 7.1 – 7.9).
По результатам проведенной работы, в целях комплексного регулирования порядка вынесения административного предупреждения, можно сформулировать следующие предложения:
- исключить из гл. 6 КоАП ст. 6.4 «предупреждение»;
- исключить п. 1 ч. 1 ст. 6.2 КоАП, содержащий указание на вид административного взыскания «предупреждение»;
- исключить в санкциях статей Особенной части КоАП «предупреждение»;
- исключить такое правовое последствие административного взыскания как наказуемость (ст. 2.8 КоАП);
- не учитывать предупреждение при повторном совершении преступления (ст. 2.5 КоАП).
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) // Российская газета. 2001. N. 256.
2. Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. N 194-З. Режим доступа: http://www.pravo.by.
3. Административный кодекс УССР от 12 октября 1927 г. // Собрание узаконений УССР. 1927. N 63–65. Ст. 239 (утратил силу).
4. Волженкин Б. В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000. – 451 с.
5. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности: социологический и юридический аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. – 788 с.
6. Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. М.: Изд-во МГУ, 1969. – 910 с.
7. Колесникова Е. В. Административное право: учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 422 с.
8. Вопленко Н. Н. Правонарушение и юридическая ответственность. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 554 с.
9. Кодекс об административных правонарушениях Белорусской ССР от 6 декабря 1984 г. // Собрание законодательства БССР. 1984. N 35. Ст. 505 (утратил силу).
10. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909 (утратил силу).
11. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
12. Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности: монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. – 77 с.
13. Гогин А. А. Правонарушение: общетеоретический, межотраслевой и отраслевой аспекты: монография. М.: Юрлитинформ, 2021. – 101 с.
14. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ През. Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181: в ред. от 23 февраля 2015 г., № 95 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Коваль, Л. В. Административно-деликтное отношение / Л. В. Коваль. - Киев: Вища школа, 1979. - 230 с.
16. Николаева, Л. А. Административная юстиция и административное судопроизводство. Зарубежный опыт и российские традиции / Л. А. Николаева, А. К. Соловьева. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 330 с.
17. Лазарев, Б. М. Компетенция органа государства / Б. М. Лазарев // Совет. государство и право. - 1968. - № 11. - С. 27 - 35.
18. Чечот, Д. М. Административная юстиция. Теорет. проблемы. / Д. М. Чечот. - Л., Изд-во Ленингр. ун-та. - 1973. - 134 с.
19. Кодекс об административных правонарушениях Белорусской ССР от 6 декабря 1984 г. // Собрание законодательства БССР. 1984. N 35. Ст. 505 (утратил силу).
20. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909 (утратил силу).
21. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
22. Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности: монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.
23. Гогин А. А. Правонарушение: общетеоретический, межотраслевой и отраслевой аспекты: монография. М.: Юрлитинформ, 2021.
24. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ През. Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181: в ред. от 23 февраля 2015 г., № 95 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Коваль, Л. В. Административно-деликтное отношение / Л. В. Коваль. - Киев: Вища школа, 1979. - 230 с.
26. Николаева, Л. А. Административная юстиция и административное судопроизводство. Зарубежный опыт и российские традиции / Л. А. Николаева, А. К. Соловьева. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 330 с.
27. Лазарев, Б. М. Компетенция органа государства / Б. М. Лазарев // Совет. государство и право. - 1968. - № 11. - С. 27 - 35.
28. Чечот, Д. М. Административная юстиция. Теорет. проблемы. / Д. М. Чечот. - Л., Изд-во Ленингр. ун-та. - 1973. - 134 с.
29. Бачило, А. Л. Сравнительное административное право / А. Л. Бачило, Н. Е. Сокол. - Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. - 282 с.
30. Ортиков, Е. Зависимость уголовного преследования от решения органов по делам об административных правонарушениях / Е. Ортиков, И. Репкина // Законность. - 2009. - № 8. - С. 27 - 28.
31. Административное право: учеб. пособие: в 2 ч. / А.И. Сухаркова [и др.]; под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Ч. 2: Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 454 с.
32. Крамник, А.Н. Административное право: пособие для студентов: в 2 ч. / А.Н. Крамник. – Ч. 2. Административно-деликтное право. Общая часть. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
33. Административно-деликтное право: учеб. пособие / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. – 648 с.
34. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.
35. Добриян, С.В. К вопросу о расширении случаев применения предупреждения в качестве административного взыскания / С.В. Добриян // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 7 апр. 2016 г. / М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2021.
36. Коляго, В.В. Административно-правовое регулирование профилактической деятельности милиции общественной безопасности: монография / В.В. Коляго; под ред. Л.М. Рябцева; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2011. – 203 с.
37. Правонарушения в Республике Беларусь // Статистический сборник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – 2015. – 175 с.