ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ В СРАВНЕНИИ С АДМИНИСТРАТИВНО ЗАДЕРЖАННЫМИ ЛИЦАМИ
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что административный арест в системе административных наказаний нашей страны занимает исключительное место. На данный момент необходимость научной разработки решения проблемы назначения административного ареста обусловлена кардинальными изменениями в белорусской правовой системе.
Для административных правонарушений не характерно наличие повышенной степени общественной опасности, однако в силу своей массовости, масштабности, тесной связи с такими асоциальными феноменами как пьянство, наркомания, проституция и прочим, пограничного состояния с преступлениями, представляют угрозу для безопасности личности, общества и государства.
В этом случае мера юридической ответственности становится существенной. Поэтому необходимо разработать меры юридической ответственности и формы административных взысканий со ссылкой на законодательство.
В качестве основных нормативных правовых актов об административных правонарушениях выступает Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) [1] и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) [2]. Он разрешил многие проблемные аспекты административной ответственности и административных взысканий, в частности, сопряженные с их однообразным применением к нарушителям.
ГЛАВА 1 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ
Административные взыскания выступает мерой административной ответственности.
Целью административного наказания правонарушения преступления, а также предупреждение совершения новых правонарушений, совершенных физическими и иными лицами [4, c. 28].
В свою очередь, налагаемое на юридическое лицо административное взыскание применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений [5, c. 35].
Наложение административного взыскания нацелено на содействие восстановлению справедливости и выступает основанием для выплаты возмещения вреда физическому или юридическому лицу в порядке, определенном законодательством (ст. 6.1) [1].
Необходимо отметить, что КоАП выделяет следующие виды административных взысканий:
- предупреждение;
- штраф;
- исправительные работы;
- административный арест;
- лишение специального права;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- конфискация;
- депортация;
- взыскание стоимости;
- административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений (ст. 6.2) [1].
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ В СРАВНЕНИИ С АДМИНИСТРАТИВНО ЗАДЕРЖАННЫМИ ЛИЦАМИ
Административное задержание не только обеспечивает соблюдение прав и обязанностей, обеспечивающих защиту личности, ее прав и свобод, однако и способствует реализации принципа законности, господствующего в административном процессе.
Не случайно часть 3 статьи 2.3 ПИКоАП подчеркивает, что никто не может понуждаться к исполнению обязанностей, не предусмотренных ПИКоАП, либо к отказу от своих прав [2]. Соблюдение прав и обязанностей лица, содержащегося под административным задержанием, а также правильное и единообразное применение закона в области исполнения обязанностей, содержащегося под административным задержанием, несомненно, способствует привлечению виновных к административной ответственности и достижению иных целей и задач административного процесса в целом.
Следовательно, лицо, в отношении которого было применено административное задержание, наделено всем спектром прав, которыми обладает лицо, относительно которого ведется административный процесс, то есть обладает правом:
- быть осведомленным о совершении какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
- давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
- представлять доказательства;
- заявлять отводы и ходатайства;
- иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании.
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ
ПИКоАП почти подробно уточняет статус лица, находящегося под административным арестом. Статья 1.4 устанавливает юридическое определение административного ареста. Административный задержанный-лицо, на которое наложено административное взыскание в виде административного ареста и которое отбывает наказание в месте, установленном органом, ответственным за исполнение административного взыскания.
Государство гарантирует права, свободы и законные интересы лиц, подвергнутых административному аресту, и обеспечивает условия применения предусмотренных законом административных наказаний [13, c. 33].
При исполнении административного взыскания лицам, арестованным в административном порядке, обеспечиваются права и свободы граждан Республики Беларусь в пределах, предусмотренных ПИКоАП.
Иностранцы или лица без гражданства, арестованные в административном порядке, выполняют обязанности и пользуются правами наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящим Кодексом, а также международными договорами Республики Беларусь (ст. 18.3) [2].
Статус лиц, находящихся под административным арестом, права и обязанности лиц, находящихся под административным арестом, должны соответствовать обязательствам, предусмотренным законодательством Республики Беларусь об исполнении административных наказаний, правилам и условиям лишения свободы, а также правовым требованиям специальных органов по исполнению административных наказаний в виде административного ареста. К сожалению, эта норма носит справочный характер и не конкретизирует обязанности лиц, подлежащих административному аресту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы:
1. К лицам, совершившим административные правонарушения, в ряде случаев применяется такая мера административной ответственности, как административный арест.
Административный арест применяется исключительно в качестве основного административного наказания. Административный арест представляет собой один из видов административного взыскания, ограничивающий свободу преступника. Административный арест считается тяжким административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие с преступлениями по своей общественной опасности, либо за умышленное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на срок, установленный решением по делу о совершенном правонарушении. Лица, подвергшиеся административному аресту, содержатся в специальных приемниках органов внутренних дел или изоляторах временного содержания.
2. Необходимо различать административно-правовые статусы административно задержанных лиц и лиц, подвергнутых административному аресту.
Прежде всего, административное задержание осуществляется в том случае, если невозможно установить личность правонарушителя. В таких случаях, для составления протокола и определения личности проводится задержание с досмотром вещей, изъятием документов и прочее.
1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3 Краткие статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия за 1-е полугодие 2020 года [Электронный ресурс] // режим доступа: http://court.gov.by/special/ru/justice_rb/statistics/.
4 Гавриленко, Д.А. Административное право: учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2012. – 416 с.
5 Добриян, С.В. Административное право: научно-методологические основы: учебное пособие / С.В. Добриян, И.В. Козелецкий, Д.П. Семенюк, Д.В. Гвоздев. – Минск: Академия МВД, 2016. – 170, [1] с.
6 Кармацких, В.В. Административный арест как вид наказания по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь: сравнительно-правовой анализ В.В. Кармацких // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2017. – № 2 (9). – С. 40-43.
7 Капский, Д.В. Административное право: учеб. пособие / Д.В. Капский, Д.П. Ходоскин, О.А. Ходоскина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 210 с.
8 Бельский, К.С. Административная ответственность: генезис, признаки, структура / К.С. Бельский // Государство и право. – 1999. – № 12. – С. 12-20
9 Махин, И.Н. Права и обязанности лица, подвергнутого административному задержанию / И.Н. Махин, П.Э. Андреев // Борьба с преступностью: теория и практика. Тезисы докладов ІІІ Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Могилев: УО «Могилевский институт МВД Республики Беларусь», 2015. – С. 281-285.
10 О государственной дактилоскопической регистрации: Закон Республики Беларусь от 4 ноября 2003 г., № 236-З: принят Палатой представителей 2 октября 2003 г.: одобрен Советом Республики 17 октября 2003 г.: в ред. от 20 июля 2016 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Об органах внутренних дел Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г., № 263-З: принят Палатой представителей 27 июня 2007 г.: одобрен Советом Республики 29 июня 2007 г.: в ред. от 23 июля 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Рябцев, Л.М. Административное право учебное пособие /Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.
13 Черкасова, Е.В. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / Е.В. Черкасова. – Минск: УО «МИУ», 2018. – 126 с.
14 Петухова, В.Е. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / В.Е. Петухова. – Минск: РИПО, 2019. – 218 с.
15 Ковтун, В. Административный процесс / В. Ковтун. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Минск, 2014. – 47 с.
16 Крамник, А.Н. Административно-деликатное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А.Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГУ, 2009. – 379 с.
17 Добриян, С.В. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: сборник образцов административно-процессуальных документов: учеб. нагляд. пособие / С.В. Добриян [и др.]; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2014. – 154 с.
18 Круглов, В.А. Административный (административно-деликтный) процесс в Республике Беларусь: учеб. пособие / В.А. Круглов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея. 2008. – 395 с.
19 Игнатюк, А.З. Административный процесс: учеб. пособие / А.З. Игнатюк, Б.В. Асаёнок; по общ. ред. А.З. Игнатюка. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 148 с.
20 Сафонов, А.И. Административно-деликтное право и процесс : учеб. пособие / А.И. Сафонов. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 280 с.