ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Английский язык как одна из наиболее важных дисциплин обучения
1.2 Основные приемы и обучения на уроках английского языка
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Понятие «проблемное обучение»
2.2 Основные особенности применения проблемного обучения на уроках английского языка
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В концепции образовательного процесса «иностранный язык», получившей практически всеобщую поддержку, в качестве основной цели обучения, отражающей его специфику, отличающей его от других предметов и одновременно демонстрирующей общность с родным и вторым языком и литературой, выбрана коммуникативная цель, которая «...выступает в качестве интегративной, ориентированной на достижение практических результатов в овладении иностранным языком, а также на обучение, воспитание и личностное развитие школьника».
Знание иностранного языка стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманизации и гуманизации общества, как макрофактор, объединяющий государства и народы, как средство социализации.
Значительное изменение социального порядка привело к радикальной перестройке учебного процесса, пересмотру целей и задач преподавания иностранного языка, что подтолкнуло преподавателей к использованию современных педагогических технологий.
Актуальность этой работы заключается в том, что наряду с основным методом обучения иностранному языку: объяснительно-иллюстративным методом, можно использовать и проблемный метод, так как он способствует всестороннему развитию учащихся, учит мыслить творчески и независимо. Наряду с наглядно-иллюстративным методом проблемный метод остается ведущим в изучении иностранного языка, поскольку он заставляет учащихся мыслить самостоятельно, творчески развиваться.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Английский язык как одна из наиболее важных дисциплин обучения
Английский язык является одним из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного учащегося начальной школы в мультикультурном и многоязычном мире. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему развитию речи, расширяет кругозор и образование [9, с.33].
Предмет «Иностранный язык» способствует формированию у учащегося представлений о диалоге культур, реализации себя как носителя культуры и духовных ценностей своей нации, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения. Активная природа предмета «Иностранный язык» соответствует характеру младшего школьника, который воспринимает мир целостно, эмоционально и активно.
Она позволяет включить иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, характерные для ребенка данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.д.), дает возможность реализовать разнообразные связи с изучаемыми в начальной школе предметами, сформировать междисциплинарные общеобразовательные навыки и умения [10, с.135].
Интегративная цель обучения иностранному языку в начальных классах – формирование элементарной коммуникативной компетентности младшего школьника на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: аудирование, разговорная речь, чтение и письмо.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Понятие «проблемное обучение»
Одним из перспективных направлений повышения образовательной активности учащихся, развития их познавательных интересов, творчества, самостоятельности, исследовательских навыков является проблемное обучение.
Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил обучения и преподавания, учитывающая логику развития мыслительных операций и закономерности учебной и исследовательской деятельности учащихся [2, с.35].
Проблемное обучение – особый вид взаимодействия между преподавателем и учащимися, который характеризуется систематическим самостоятельным обучением и когнитивной деятельностью учащихся с целью приобретения новых знаний и способов действия путем решения проблем [3, с.102].
Проблемное обучение – это технология развития обучения, основными функциями которой являются:
- стимулирование активного познавательного процесса учащихся, их самостоятельности в обучении;
- воспитание их в творческом и исследовательском стиле мышления;
- знакомство учащихся с логикой и методами исследования научных проблем.
Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности [4, с.92].
Основные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
- развитие мышления и интеллектуальных способностей учащихся;
- приобретение учащимися знаний и навыков, полученных в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (в этом случае освоенные знания и навыки более долговечны, чем в традиционном обучении);
- формирование активной, творческой студенческой личности, способной видеть, ставить и решать нестандартные задачи,
- развитие рефлексивных навыков и критического мышления учащихся [5, с.11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что английский язык является довольно важным предметом в рамках современного процесса обучения. В данной работе рассмотрены цели и планируемые результаты изучения английского языка в школе, выявлено, что одной из основных целей является формирование коммуникативной компетентности школьника на доступном уровне. Были определены основные направления и формы работы, а также ожидаемые результаты преподавания английского языка в школе.
Мы определили основные методы и приемы преподавания английского языка, такие как игровой метод, практический, наглядный и т.д. В рамках данных методов на различных этапах урока применяются различные приемы, которые способствуют более активному усвоению знаний на данных уроках.
Проблемное обучение представляет собой особое направление в обучении, который побуждает учащихся к решению определенной учебной проблемы или задачи. Преподаватель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее решение, организует и проверяет поиск решения. В то же время ученик становится субъектом обучения, он осваивает новые знания, способы действия. Сложность управления проблемно-ориентированным обучением заключается в том, что преподаватель должен иметь дифференцированный подход к созданию проблемной ситуации и решению проблемных задач, учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к исследовательской деятельности.
1. Арстанов М.Ж. Проблемно–модульное обучение: вопросы теории и терминологии / П.И. Пидкасистый. – Алма–Ата, 1980. – 267 с.
2. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. Беспалько. – М.: Педагогика, 2005. – 214 с.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика / А.В. Брушлинский. – М.: «Мысль», 2010. – 265 с.
4. Васякова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении //Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 91–103.
5. Вербицкая ЛЛ. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков // Мир русского слова. – 2001. – № 2. – С.11-22
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2015. – 247 с.
7. Добросклонская Т.Г. Что такое медиалингвистика? // Вестник МГУ. – №11. – С.15-18
8. Дьюи Д. Интерес и усилие в деле воспитания // Новые пути зарубежной педагогики – М.: Академия, 2007 – 320 с.
9. Конышева А.В. Психологические особенности обучения иностранному языку: Методическое пособие / А.В. Конышева. – Новополоцк, ПГУ, 2000. – 102 с.
10. Конэшева А.В. Английский язык: современные методы обучения / А.В. Конэшева. – Минск. Тетра–Системс, 2007. – С. 134–147.
11. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: «Знание», 2011. – 247 с.
12. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер – М.: «Знание», 2014. – 247 с.
13. Лингвистика и межкультурная коммуникация // Вестник МГУ – 2004. – № 2. – С.15-22
14. Махмудов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмудов. – М.: Педагогика, 2015. – 245с.
15. Матюшкин А.М. Психологические закономерности мышления в проблемном обучении // Советская педагогика – 1969. – № 9. – С.11-23
16. Матюшкин А.М. Классификация проблемных ситуаций. Вопросы педагогики. – 1970. – № 5. – С.33-35
17. Милославская С.К. К эволюции концепции культуры в лингводидактике//Материалы IV симпозиума по лингвострановедению. – М., 1994. – №22. – С.22-25
18. Минья–Белоручев, Б.И. Тучина – Иностранные языки в школе. – 1987. – № 2. – С.33-35
19. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь – М.: Академия, 2008. – 198 с.
20. Пассов ЕМ. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты//Мир русского слова. – 2001. – № 2. – С.18-22
21. Рапопорт И.А. Тесты в обучении иностранным языкам. Пособие для учителей / Р. Сельг. – Таллинн, 1987. – 214 с.
22. Рапопорт И.А. О диагностических функциях тестовой методики дополнения. Иностранные языки в школе – 1976 – № 2. – С. 31–37.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Академия, 2008. – 265 с.
24. Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах / Е.И. Федотовская. – М.: Академия, 2005. – 213 с.