Введение
Глава 1. Характеристика познавательной деятельности учащихся старших классов
1.1 Особенности возрастного развития старшеклассников
1.2 Сущность познавательных интересов учащихся старших классов
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование формирования познавательной активности у учеников старших классов на уроках иностранного языка
2.1 Проявление познавательной активности старшеклассников при изучении двух предметов
2.2 Средства деятельности, влияющих на развитие познавательной деятельности учащихся 10-11 классов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Развитие познавательной деятельности учащихся зависит от правильного взаимодействия всех элементов педагогического процесса: целей, содержания, средств и методов обучения, рационально выстроенной системы занятий по иностранному языку, включая аудиторную, домашнюю, самостоятельную и лабораторную работу. Значительную роль в развитии познавательной деятельности учащихся играет урок иностранного языка, который должен соответствовать дидактическим требованиям, т.е. должен быть структурирован с учётом единства обучения и развития, быть научным по своему содержанию.
Когнитивная деятельность в процессе обучения представляет собой единый процесс формирования мышления и речи учащихся, это материальная основа обучения.
Овладение основами обучения, прямым и косвенным, сегодня является основной практической целью. Это требует глубокого изучения развития познавательной деятельности в поисках возможностей ее активации. Это обстоятельство обусловливает актуальность настоящего исследования.
Сущность концепции активности, ее дидактические условия и средства, а также другие аспекты этой сложной проблемы рассматриваются в исследованиях многих отечественных и зарубежных педагогов: И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, Т.И. Шамов, Г.И. Щукин и другие.
Процессы активизации познавательной и вербально-познавательной деятельности учащихся исследуются в методике преподавания иностранных языков авторами: И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Э.И. Пассов, В.С. Цетлин, Т.И. Харченко, Л.Я. Якушин и другие.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Особенности возрастного развития старшеклассников
К старшему школьному возрасту в психологии относится период ранней юности, когда происходит становление физической и психологической самодостаточности (зрелости).
Формирование личности учащихся происходит на фоне внутренних противоречий и отличается трудностями, которые оказывают влияние на процесс воспитания.
Старший школьник в своём анатомо-физиологическом развитии приближается к взрослому. В период старшего школьного возраста завершается период полового созревания, ростовая активность снижается, вместе с тем происходит укрепление физических сил. Несомненно, это будет сказываться на поведении личности учащегося: наблюдается достаточно высокая физическая работоспособность, относительно меньшей утомляемость, что обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям [17, с. 150].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Проявление познавательной активности старшеклассников при изучении двух предметов
С целью изучения познавательной активности старшеклассников при изучении двух предметов (английский и русский языки) мы провели эмпирическое исследование. Методами исследования явились анкетирование и беседа.
Анкетирование было проведено в двух вариантах: касательного русского и английского языков.
Бланки тестирования школьников представлены в приложении.
Анкета на определение вида мотивации «Мотивация к английскому языку»
1. Почему ты учишь английский (русский) язык?
a. Заставляют
b. Интересно
c. Хочу быть эрудированным
d. Хочу хорошо учиться
e. Пригодится в жизни
f. Хочу порадовать родителей
g. Не хочу отставать от друзей
2. На урок английского (русского) языка ты приходишь:
a. С улыбкой
b. Готовый к работе
c. Напряжённый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К старшему школьному возрасту в психологии относится период ранней юности, когда происходит становление физической и психологической самодостаточности (зрелости). Формирование личности учащихся происходит на фоне внутренних противоречий и отличается трудностями, которые оказывают влияние на процесс воспитания.
В старшем школьном возрасте происходят действия, связанные, в первую очередь с исследовательским отношением к учебным предметам: анализ и синтез полученных знаний; развитие абстрактного мышления; понимание теоретических основ учебных предметов; осознание глубокого смысла явлений; соотнесение полученных знаний с практическими способностями и возможностями; стремление к профессиональному самоопределению; критическое отношение к деятельности.
Старшеклассники, оказавшись на пороге взрослости, направлены в будущее, поэтому центральным новообразованием становится самоопределение – профессиональное и личностное. Реализация основных потребностей учащихся этого возраста приводит к относительной стабилизации личности, формирование «Я-концепции», расширения кругозора. Именно в период ранней юности оказывается сознательное положительное отношение к учёбе.
Показателями познавательной активности в этом случае выступают: 1) целеустремлённость и инициативность в познавательной деятельности; 2) скорость ориентирования в новых познавательных ситуациях; 3) стремление к самостоятельности, которая основывается на уверенности в собственных знаниях; 4) систематичность и планомерность познавательной деятельности; 5) способность мобилизовать силы и знания для преодоления трудностей; 6) умение владеть своим настроением в процессе познавательной деятельности, сдерживать торопливые и необдуманные действия; 7) объективность оценки не только собственной познавательной деятельности, но и деятельности товарищей 8) усилия, направленные на устранение выявленных недостатков; 9) скорость и четкость выполнения задания для обеспечения успешного решения познавательных проблем.
1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии, 1984. – № 5. – С. 36-41.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
4. Быков, В.С. Актуализация самовоспитания учащихся старших классов / В.С. Быков, Л.С. Рычкова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11. – С. 21–25.
5. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
7. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дисс. … д-ра пед.наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 246 с.
8. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
9. Каракотова, М.Х. Формирование познавательной активности старшеклассников сельской школы на уроках математики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Х. Каракотова. – Карачаевск, 2006. – 197 с.
10. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 430 с.
12. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт; Высш. образование, 2010. – 714 с.
13. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.
14. Сластенин, В.А. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2001. — 480 с.
15. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. – Минск: Бестпринт, 2005. – 362 с.
16. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызин. – М.: Академия, 1998. – 412 с.
17. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
18. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учеб. пособие / А.А. Чекалина. М.: Ось-89, 2006. – 465 с.
19. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.