ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2 ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ АДМИНИСТРАТИВНО ЗАДЕРЖАННЫХ ЛИЦ ОТ ЛИЦ, ПОДВЕРГНУТЫХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ АРЕСТУ
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ПОДВЕРГНУТЫХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ АРЕСТУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Административные правонарушения не обладают повышенной степенью общественной опасности, однако в силу своей массовости, масштабности, тесной связи с такими асоциальными феноменами как пьянство, наркомания, проституция и прочим, пограничного состояния с преступлениями, представляют угрозу для безопасности личности, общества и государства.
В данных условиях существенное значение приобретают меры юридической ответственности. А значит, имеется необходимость, ссылаяясь на законодательство, разрабатывать меры юридической ответственности и формы административного наказания.
В качестве основных нормативных правовых актов об административных правонарушениях выступает Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) [1] и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) [2]. Он разрешил многие проблемные аспекты административной ответственности и административных взысканий, в частности, сопряженные с их однообразным применением к нарушителям.
В последнее время увеличилось число административных арестов. Это связано с тем, что повысилось количество административных правонарушений.
Отметим, что за первое полугодие 2020 года районными (городскими) судами Республики Беларусь наложено 106 540 административных взысканий, из которых за административный арест – 21 143 [3]. Административный арест занимает второе место по частоте применения после штрафа.
Граждане, совершающие административные правонарушения, как правило, делают это не однократно. И из-за этого на них налагается административный арест. Административный арест устанавливается КоАП и определяется как мера ответственности за совершение административного правонарушения.
ГЛАВА 1 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ
Данную главу начнем с рассмотрения понятия, целей и видов административных взысканий.
Административное взыскание представляет собой меру административной ответственности.
Целями административного взыскания служат воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и иными физическими лицами.
В свою очередь, налагаемое на юридическое лицо административное взыскание применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений [4, c. 35].
Наложение административного взыскания нацелено на содействие восстановлению справедливости и выступает основанием для выплаты возмещения вреда физическому или юридическому лицу в порядке, определенном законодательством (ст. 6.1) [1].
Необходимо отметить, что КоАП выделяет следующие виды административных взысканий:
- предупреждение;
- штраф;
- исправительные работы;
- административный арест;
- лишение специального права;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- конфискация;
- депортация.
ГЛАВА 2 ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ АДМИНИСТРАТИВНО ЗАДЕРЖАННЫХ ЛИЦ ОТ ЛИЦ, ПОДВЕРГНУТЫХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ АРЕСТУ
Прежде всего, отметим, что административное задержание физического лица заключается в фактическом ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение административного правонарушения на короткий срок, доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в этом месте.
Для того, чтобы разграничить административно-правовые статусы административно задержанных лиц и лиц, подвергнутых административному аресту, необходимо рассмотреть правовой статус каждой данной категории лиц отдельно.
Начнем с административно-правового статуса административно задержанных лиц. Отметим, что административное задержание не только обеспечивает соблюдение прав и обязанностей, обеспечивающих защиту личности, ее прав и свобод, но и способствует реализации принципа законности, господствующего в административном процессе.
Не случайно часть 3 статьи 2.3 ПИКоАП подчеркивает, что никто не может понуждаться к исполнению обязанностей, не предусмотренных ПИКоАП, либо к отказу от своих прав [2]. Соблюдение прав и обязанностей лица, содержащегося под административным задержанием, а также правильное и единообразное применение закона в области исполнения обязанностей, содержащегося под административным задержанием, несомненно, способствует привлечению виновных к административной ответственности и достижению иных целей и задач административного процесса в целом.
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ПОДВЕРГНУТЫХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ АРЕСТУ
В ПИКоАП почти детально урегулирован статус административно арестованных лиц. В статье 1.4 дается легальное определение административно арестованных лиц. Под административно арестованными понимаются физические лица, которые подвергнуты административному взысканию в виде административного ареста и отбывающие его в местах, предусмотренных органом, ведающим исполнением административных взысканий.
Государство гарантирует обеспечение прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному аресту, обеспечивает установленные законом условия применения этой меры административного взыскания [14, c. 33].
При исполнении административного взыскания лицам, арестованным в административном порядке, обеспечиваются права и свободы граждан Республики Беларусь в пределах, предусмотренных ПИКоАП.
Иностранцы или лица без гражданства, арестованные в административном порядке, выполняют обязанности и пользуются правами наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящим Кодексом, а также международными договорами Республики Беларусь (ст. 18.3) [2].
Элементы статуса лиц, подвергнутых административному аресту обязанности и права указанных лиц лица, подвергнутые административному аресту, обязаны выполнять обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь об исполнении административных взысканий, правилами и условиями отбывания наказания, законными требованиями администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста. Указанная норма, к сожалению, носит отсылочный характер, не конкретизирует обязанности лиц, подвергнутых административному аресту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и в соответствии с поставленными задачами, сделаем некоторые выводы.
К лицам, совершившим административные правонарушения, в ряде случаев применяется такая мера административной ответственности, как административный арест.
Административный арест применяется исключительно в качестве основного административного наказания. Административный арест представляет собой один из видов административного взыскания, ограничивающий свободу преступника. Административный арест считается тяжким административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие с преступлениями по своей общественной опасности, либо за умышленное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на срок, установленный решением по делу о совершенном правонарушении. Лица, подвергшиеся административному аресту, содержатся в специальных приемниках органов внутренних дел или изоляторах временного содержания.
Регламентирование административного ареста в нашей стране двумя кодифицированными актами позволило обеспечить более полное законодательное регламентирование самой строгой меры административной ответственности. Тем не менее некоторые положения КоАП и ПИКоАП целесообразно было бы уточнить.
Необходимо уметь разграничивать административно-правовые статусы административно задержанных лиц и лиц, подвергнутых административному аресту.
Административное задержание физического лица – это кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3 Краткие статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия за 1-е полугодие 2020 года [Электронный ресурс] // режим доступа: http://court.gov.by/special/ru/justice_rb/statistics/.
4 Добриян, С.В. Административное право: научно-методологические основы: учебное пособие / С.В. Добриян, И.В. Козелецкий, Д.П. Семенюк, Д.В. Гвоздев. – Минск: Академия МВД, 2016. – 170, [1] с.
5 Кармацких, В.В. Административный арест как вид наказания по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь: сравнительно-правовой анализ В.В. Кармацких // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2017. – № 2 (9). – С. 40-43.
6 Капский, Д.В. Административное право: учеб. пособие / Д.В. Капский, Д.П. Ходоскин, О.А. Ходоскина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 210 с.
7 Бельский, К.С. Административная ответственность: генезис, признаки, структура / К.С. Бельский // Государство и право. – 1999. – № 12. – С. 12-20
8 Махин, И.Н. Права и обязанности лица, подвергнутого административному задержанию / И.Н. Махин, П.Э. Андреев // Борьба с преступностью: теория и практика. Тезисы докладов ІІІ Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Могилев: УО «Могилевский институт МВД Республики Беларусь», 2015. – С. 281-285.
9 О государственной дактилоскопической регистрации: Закон Республики Беларусь от 4 ноября 2003 г., № 236-З: принят Палатой представителей 2 октября 2003 г.: одобрен Советом Республики 17 октября 2003 г.: в ред. от 20июля 2016 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Об органах внутренних дел Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г., № 263-З: принят Палатой представителей 27 июня 2007 г.: одобрен Советом Республики 29 июня 2007 г.: в ред. от 23 июля 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Об утверждении Правил содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 21 ноября 2013 г., № 996 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Рябцев, Л.М. Административное право учебное пособие /Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.
13 Об утверждении Правил внутреннего распорядка мест отбывания административного ареста: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 20 октября 2015 г., № 313 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14 Черкасова, Е.В. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / Е.В. Черкасова. – Минск: УО «МИУ», 2018. – 126 с.
15 Дикун, И.П. Административный процесс: учеб. пособие / И.П. Дикун. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 144 с
16 Петухова, В.Е. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / В.Е. Петухова. – Минск: РИПО, 2019. – 218 с.
17 Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. − 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 396 с.
18 Ковтун, В. Административный процесс / В. Ковтун. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Минск, 2014. – 47 с.
19 Рябцев, Л.М. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право. В 2 ч. Ч. 2. Процессуально-исполнительное право / Т.В. Телятицкая, Л.М. Рябцев, О.И, Чуприс и др. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 239 с.
20 Крамник, А.Н. Административно-деликатное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А.Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГУ, 2009. – 379.