ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ БАЗА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения темы курсовой работы связана с тем, что люди проявляют большой интерес к социальным и политическим процессам, происходящим в нашей стране и во всем мире. Формирование правопорядка и гражданского общества во многом зависит от политической культуры избирателей, их активности во время избирательных кампаний и результатов выборов.
Изучение избирательного права и избирательного процесса, способствует развитию интереса к общественной жизни, совершенствованию правовой и политической культуры, преодолению правового нигилизма граждан. Избирателям необходимо разобраться в чем заключается основная цель выборов, их основные особенности, как они проходят, как участвовать в выборах в управлении, влиять на принятие решений. Активное и ответственное участие в политической жизни не может быть воспитано в человеке за один день или быть результатом нескольких бесед. Важно глубоко понимать и понимать процесс, ориентироваться в системе, приобретать практические навыки и способности, ценить отношение и опыт в деятельности.
Избирательная система определяет порядок выборов в государстве, а также включает все связанные с ними общественные отношения. Однако избирательная система не может формироваться, тем более играть значительную роль в процессе формирования государственности; напротив, государство несет полную ответственность за структуру и форму избирательной системы.
Молодое поколение граждан Республики Беларусь для продолжения развития государства, опыт и сформировавшаяся политическая и гражданская позиция предыдущих поколений являются гарантом стабильности и правильности выбора.
Особенности избирательной системы могут повлечь за собой самые разные последствия - от раскола внутри общества и напряженности ситуации в борьбе за власть до распада страны.
ГЛАВА 1 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ
В 2002 г. в Кишиневе на межпарламентской ассамблее Содружества независимых государств была принята Конвенция «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств».
Государства-участники настоящей Конвенции(далее именуемые государствами-участниками пакта) — подтверждает важность Всеобщей Декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах в соответствии с целями и принципами Устава СНГ, который предусматривает, что право на осуществление власти должно основываться на воле народа, выраженной в подлинных и периодических выборах, а также документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и других международных организаций о проведении свободных и справедливых выборов, будучи убеждена, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданских прав и свобод, основанные на национальных конституциях и законах, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, институты, процедуры для осуществления этих учреждений, задачи и обязанности верховенства закона и являются одним из необходимых условий для социальной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами в целях осуществления и защиты идеалов и принципов, которые являются их общим демократическим достоянием., В своих усилиях по развитию и совершенствованию демократических систем представительного правления, демократических традиций, выраженных народом в выборах, реализации других форм демократии, основанных на верховенстве права, максимальном учете национально-исторических традиций, убежденных в том, что выборы являются одним из политико-правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития страны, и признающих ценность опыта правового регулирования национальных выборов.
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ БАЗА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
В настоящее время политическая система Республики Беларуси включает в себя множество различных форм и способов участия граждан в политической жизни и управлении государством. При этом основной формой участия традиционно являются выборы в органы государственной власти. Выборы обеспечивают эффективное взаимодействие государства и общества, являются свободными, равными, прямыми, тайными и проводятся в рамках конкретного типа избирательной системы. Особенное значение определение последнего имеет при системных трансформациях, сопровождающихся качественными и относительно быстрыми преобразованиями: сменой политических режимов, изменением экономической модели, социальных институтов, образа жизни людей и т. д. Беларусь – страна, в которой системная трансформация началась в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. и была связана, главным образом, с приобретением суверенитета и провозглашением демократического политического режима. Ряд авторов (среди которых, к примеру, Дж. Элстер, К. Оффе и У. Пройс) считают, что выбор подходящего типа избирательной системы – «одно из наиболее сложных и важных решений, которое необходимо делать во время перехода от коммунистического правления» к демократии [3, с. 119].
Помимо прочих факторов, сложность подобных решений обусловливается необходимостью, во-первых, одновременно принимать во внимание международные избирательные стандарты и национальную специфику государства, а во-вторых, определять реальные возможности дальнейшего эффективного нормативно-правового обеспечения функционирования выбранного типа избирательной системы.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В БЕЛАРУСИ
Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее - ИК) и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.
Порядок проведения выборов урегулирован вступившим в силу 26 марта 2000 года ИК.
Кодификация правовых норм, определяющих порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в нашей стране, никогда ранее не проводилась. Эти вопросы регулируются законами, которые содержат часто повторяющиеся нормы. Консолидация правовых норм, регулирующих создание выборных государственных органов и порядок проведения референдумов, в единое законодательство обеспечит единый подход к избирательному процессу, будет способствовать работе комиссий и других кандидатов, устранит правовые коллизии и лазейки. По этой причине необходима систематизация нормативных правовых актов-сортировка правовых материалов, расстановка по отдельным разделам и рубрикам, в том числе быстрый поиск классификации необходимых правовых актов. Это то, что нужно законодателям, правоохранителям и всем гражданам.
Нашу избирательную систему следует понимать как принцип представительства на выборах органов государственной власти и местного самоуправления.
В Республике Беларусь избираются президент, представители Палаты представителей, депутаты Парламента Республики, представители местных советов.
Избирательное законодательство Республики Беларусь основано на демократических принципах, предусматривающих всеобщие, равные, прямые выборы и свободное участие в них путем тайного голосования, закрепленных в Конституции и иных законодательных актах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, проведенное в ходе написания дипломной работы, позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и практики его применения:
1. Международные избирательные стандарты – признанные на международном уровне, основанные на реальном опыте проведения демократических выборов в государствах-участниках и носящие универсальный для этих государств характер кодифицированные в международных правовых актах принципы и нормы избирательного права, гарантирующие реализацию прав и свобод в электоральной сфере. Т.е. это нормы и принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов.
2. Принципы избирательного права – это основополагающие начала, имеющие руководящее значение, при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. К современным принципам избирательного права относят: принцип свободных выборов, принцип всеобщего избирательного права, принцип равного избирательного права, принцип прямого избирательного права, принцип тайного голосования.
3. Рассмотренные принципы являются исходными началами избирательного права, рассматриваются в отдельных нормах этого важнейшего института демократии. Наиболее важные принципы избирательного права нашли свое отражение в выборном законодательстве нашей страны. Их соблюдение, системное изучение и дальнейшее совершенствование практики выборов станет важным условием на пути построения правового государства. Эффективность действующего механизма гарантий свободы выборов полностью зависит от дальнейшего развития указанных демократических принципов, от их воплощения в реальной обстановке.
1. Абазов, А. С. Влияние Конвенции «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ» на формирование избирательных систем государств - участников СНГ / Арам Сергеевич Абазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. — № 7. — С. 41—45.
2. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. С. Автономов. - М. : Проспект, 2017. – 547 с.
3. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран : конспект лекций / И. А. Алебастрова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 261.
4. Антонова, О.В. О принципах избирательного права в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. - 2015. - №2. - С. 112-122.
5. Аргучинцев, Г. К. История государства и права зарубежных стран : в вопросах и ответах / Г. К. Аргучинцев, Н. И. Ильинский. - Минск : Амалфея, 2016. - 282 с.
6. Астаповский, В.Е. Демократические выборы - основа политической системы Республики Беларусь / В.Е. Астаповский // Проблемы управления. - 2010. - № 1. - С. 49-53.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации 6-е изд., изм.и доп. - М.: Нора, 2016. – 283 с.
8. Вешняков, А.А. Международные избирательные стандарты. Сборник документов./ Под редакцией к.ю.н. А.А. Вешняков, д.ю.н. В.И. Лысенко. - М.: «Весь мир», 2017. – 528 с.
9. Волк Е.А. Основы права: конспект лекций / Е.А. Волк. - Бел. гос. универ. информатики и радиоэлектроники. - Минск, 2017. - 84с.
10. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ" (Вместе с "Заявлением председателя по вопросу о доступе неправительственных организаций и средств массовой информации на Совещания Конференции по человеческому измерению") (Подписан в г. Копенгагене 29.06.1990) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Евстратенкова, М. А. Избирательные системы кантонов Швейцарской Конфедерации / М. А. Евстратенкова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2014. — № 6. — С. 1012—1016.
13. Ермошина, Л. «Право на выбор есть всегда» [Электронный ресурс] : [интервью] / беседовал С. Головко // Газета КПБ. – 2014. – 7 марта. – Режим доступа: http://www.comparty.by/ lermoshina-pravo-na-vybor-est-vsegda.
14. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. N 2370-З (текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.06.2015 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
15. Избирательный марафон: каким будет финиш? : [материалы круглого стола] / подготовил С. Головко // Беларус. думка. – 2016. – № 8. – С. 11–19.
16. Ипатов, В. Д. Избирательный процесс Беларуси: этапы развития и основные принципы / Ипатов В. Д., Пестунов А. Н. // Право.by. - 2016. — № 3. — С. 5—8.
17. Конвенция о политических правах женщины от 20 декабря 1952 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государства от 7 октября 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Лебедева, Н. В. Принципы избирательного права: понятие и проблемы правового закрепления / Лебедева Наталья Викторовна // Конституционное и муниципальное право. - 2016. — № 9. — С. 56—61.
20. Маклаков, В.В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.В. Маклаков. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006. – 284 с.
21. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З (текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. Организационно-правовые вопросы работы участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь в 2010 году. / Методич. рекомендации. Белорусский дом печати. - Минск, 2010. – 75 с.
25. Постановление ЕСПЧ от 22 декабря 2009 г. по делам № 27996/06; № 34836/06 «Sejdić and Finci v. Bosnia and Herzegovina» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. Постановление ЕСПЧ от 22 июня 2004 г. по делу № 69949/01 «Aziz v. Cypris» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
27. Сообщение «Об итогах выборов депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва» [Электронный ресурс] // Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. – Режим доступа: http://rec.gov.by/sites/default/files/pdf/Elections-MS27-soob8.pdf.
28. Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 2. Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: Издательство ВЕК, 2000. - 448 с.
29. Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект толкования национального права // Журнал российского права. - 2016. -№ 8. - С. 6.
30. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rec.gov.by/