Субъекты административной ответственности
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Субъекты административной ответственности»
по дисциплине: «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право»
2020
45.00 BYN
Субъекты административной ответственности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Институт административной ответственности
1.1 Понятие и признаки административной ответственности
1.2 Основания административной ответственности
2 Понятие и характеристика субъектов административной ответственности
2.1 Понятие и виды субъектов административной ответственности, их общая характеристика
2.2 Характеристика должностных лиц как субъектов административных правонарушений
2.3 Характеристика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов административной ответственности
3 Направления совершенствования привлечения субъектов к административной ответственности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Административно-правовые нормы имеют большое значение для всего общества в целом и для каждого человека в отдельности, поскольку представляют собой волю государства, выраженную в нормативных правовых актах его органов в отношении прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов в сфере государственного управления.
Нормы административного права играют важную роль в регулировании, организации и функционировании государственного аппарата, обеспечивая посредством административных процедур надлежащее и своевременное выявление позитивных общественных отношений в сфере государственного управления.
Одним из актуальных вопросов современного административного права является вопрос об административной ответственности, как в материальном, так и в процессуальном аспектах. В последние годы резко возросло значение института административной ответственности в рамках правового государства.
Этот вид ответственности является одним из основных средств обеспечения верховенства права в сфере государственного управления. Однако существует множество правовых и организационных проблем в реализации мер административной ответственности.
Субъектом административной ответственности является физическое или юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершенное административное правонарушение. Административная ответственность характеризуется большим количеством субъектов с различным правовым статусом.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере привлечения различных видов субъектов к административной ответственности.
Предметом исследования выступают положения административно-деликтного законодательства, характеризующие понятие, виды и особенности привлечения субъектов к административной ответственности, а также научная литература и статьи периодических изданий.
Цель работы – на основе комплексного анализа положений национального законодательства выявить общие положения, а также специфические черты, характеризующие сущность административной ответственности различных субъектов.
1. Институт административной ответственности
1.1. Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность, а также уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственность, является одним из видов юридической ответственности, которая устанавливается государством посредством публикации правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применимые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях, и обеспечение исполнения ответственности [1, с. 292].
В словаре административного права под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленный законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, защиты природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности и охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти [2, с. 8].
В административно-правовой литературе обсуждается связь между такими понятиями, как «административная санкция» и «административная ответственность», «административно-принудительные меры».
Ряд авторов рассматривают административную ответственность как применение только административных взысканий и мер принуждения в административном праве. В этом смысле точка зрения некоторых других ученых сходна, согласно которой административная ответственность заключается в применении мер наказания, профилактических и восстановительных мер [3, с.277].
Некоторые авторы рассматривают административную ответственность как реализацию мер наказания и превентивных мер.
Противоречивую позицию занимает И.А. Галаган, который утверждает, что ни административные меры пресечения, ни соответствующие санкции никоим образом не могут относиться к объему понятия административной ответственности [4, с. 40].
Он придерживается узкого толкования сферы административной ответственности, характеризуя ее как реализацию административных взысканий. По его мнению, под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными органами и должностными лицами административных взысканий, которые сформулированы в санкциях административного законодательства, содержащих осуждение со стороны государства и общественности, осуждение личности и противоправное деяние, выраженное в отрицательной форме, последствия для них, которые они обязаны выполнять и преследуют цели их наказания, исправления и перевоспитания, а также защиты общественных отношений [4, с. 41].
2. Понятие и характеристика субъектов административной ответственности
2.1. Понятие и виды субъектов административной ответственности, их общая характеристика
Субъект административной ответственности является одним из элементов состава административного правонарушения.
Субъектами административной ответственности считаются лица, совершившие административное правонарушение. Субъектом административного правонарушения может быть физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста на момент совершения правонарушения, а также юридическое лицо.
То есть субъекты административного правонарушения бывают индивидуальными (физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и коллективными (юридические лица) [17, с. 128].
В соответствии со ст. 1.10 КоАП физическое лицо – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [8].
Субъекты административной ответственности могут рассматриваться как общие, специальные и особые субъекты.
Общий субъект административной ответственности – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, совершившее административное правонарушение, за которое он несет административную ответственность. Также некоторые авторы к общим субъектам административной ответственности относят юридических лиц.
Специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, в состав которого включены какие-либо специальные признаки, дополняющие общие признаки субъекта, достигшее установленного законодательством возраста и совершившее административное правонарушение (если лицо несет административную ответственность за совершение данного правонарушения).
Это может быть и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, дополняющее общие признаки субъекта, например, предусматривающее ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не в любом месте, а только в специально оборудованных местах-столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах [16, с. 85].
Особый субъект административной ответственности – лицо, достигшее только установленного законодательством возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего особого административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
3. Направления совершенствования привлечения субъектов к административной ответственности
В рамках данного вопроса рассмотрим такие проблемы привлечения соответствующих субъектов к административной ответственности, как отмеченная ранее проблема разграничения различных видов ответственности должностного лица, а также административную ответственность несовершеннолетних в Республике Беларусь.
Также отметим особенности административной ответственности несовершеннолетних. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что в соответствии с изменениями в КоАП, которые вступят в силу с 1 марта 2021 года административная ответственность несовершеннолетних выделена в отдельную 9 главу.
Как известно, на сознание подростков во многом влияют внешние факторы, они являются наиболее социально незащищенной категорией граждан. Внешнее влияние может сформировать у подростка девиантное поведение, которое неприемлемо в обществе [20, с. 57].
Кроме того, ситуация усугубляется деформацией семейных ценностей и стандартов, что приводит к увеличению значительного числа семей с одним родителем. Этот факт, в свою очередь, влияет на воспитание и мировоззрение несовершеннолетнего. Из-за недостаточного внимания со стороны родителей подросток совершает правонарушения. В связи с этим государством создана специальная система мер, направленных на борьбу с незаконным поведением лиц в возрасте до 18 лет. Одним из них является право привлекать несовершеннолетних граждан к административной ответственности [20, с.57].
КоАП устанавливает, что административная ответственность установлена за административное правонарушение, то есть за незаконное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица [8].
Согласно ч. 1 ст. 4.2 КоАП граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, привлекаются к административной ответственности. То есть подростки в возрасте от 16 до 18 лет подлежат административной ответственности наравне с другими лицами [8].
Ряд исследователей обоснованно доказывают, что этот возраст можно сократить до четырнадцати лет.
Имеется опыт привлечения лиц этого возраста к юридической ответственности, например, в рамках национального уголовного законодательства за определенные деяния. Известно, что в законодательстве некоторых стран англосаксонской системы права уголовная ответственность может наступать с меньшего возраста. Факты усиления жестокости и цинизма молодого поколения говорят в пользу снижения возраста административной ответственности до четырнадцати лет, в то время как уровень ответственности за правонарушения не изменился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данному исследованию, хотелось бы отметить следующее.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством посредством опубликования правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о преступлениях, исполнение мер ответственности.
Административная ответственность является составной частью административного принуждения и связана с ним как часть и целое. Основными признаками административной ответственности являются выражение в административном взыскании и основание, выраженное в совершении правонарушения.
Субъектом административной ответственности является лицо (как физическое, так и юридическое), совершившее административное правонарушение. Важно подчеркнуть, что совершившие административные правонарушения лица равны перед законом.
Субъектом правонарушения может быть не любое лицо, а только то, которое в соответствии с законом обладает определенными качествами.
КоАП исходит из того, что административной ответственности подлежат лица, которым до совершения правонарушения исполнилось шестнадцать лет. Вменяемость – также обязательный признак субъекта правонарушения, призванный обеспечить административную ответственность только тех лиц, которые способны нести такую ответственность.
Так, субъектами административной ответственности могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими) нести ответственность за совершение проступка.
В административном правонарушении выделяются 3 группы субъектов: общие, специальные, особые.
Общими субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет. Субъектом является лицо, действием которого совершено противоправное и виновное деяние, возраст, когда он важен, устанавливается на момент совершения.
Специальный субъект: конструкция призвана дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказание. Закрепление в диспозиции специальных признаков, которыми должен обладать субъект, чтобы быть привлеченным к ответственности означает, что лицо, которое данными признаками не обладает, субъектами данного правонарушения являться не будет.
Административная ответственность должностных лиц отличается от административной ответственности по особому предмету - должностному лицу, которое может быть привлечено как к административной, так и одновременно с этим еще и к дисциплинарной ответственности.
1. Гавриленко, Д.А. Административно-деликтное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2016. – 416 с.
2. Бачило, И.Л. Словарь административного права / И.Л. Бачило [и др.]. – М.: Фонд «Правовая культура», 2014. – 318 с.
3. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – Т.1. – М.:Норма, 2017. –516 с.
4. Галаган, И.А. Административная ответственность в СССР / И.А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 2006. – 2-е изд., перераб. и доп. – 252 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2016. – 816 с.
6. Рогачева, О.С. Административная ответственность: учебно-методическое пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2017. – 216 с.
7. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2015. – 224 с.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З : принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. : одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
9. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 25 сентября 2014 г., № 15 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2021.
10. Романова, В.И. Административная ответственность / В.И. Романова // Материалы БГУ. – 2016. – № 4. – С. 33-38.
11. Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2016. – 566 с.
12. Рябцев, Л.Н. Административно-деликтное право: учебник / Л.Н. Рябцев. – Минск: Амалфея, 2015. – 416 с.
13. Гавриленко, Д.А., Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2018. – 405 с.
14. Батычко, В.Т. Административно-деликтое право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2017. – 462 с.
15. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного и административно-деликтного права / Д.Н. Бахрах. // Вестник СПбГУ. – 2018. – №13. – С. 26-28.
16. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право: учебное пособие / А. Н. Крамник. – Минск: Издательский центр БГУ, 2015. – 236 c.
17. Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2016. – 388 с.
18. Липатов, Э.Г. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов [и др]. – М.: Адукацыя і выхаванне, 2015. – 452 с.
19. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Проспект, 2017. – 651 с.
20. Ильина, Т.А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних / Т.А. Ильина // Административное право. – 2014. – № 10. – С. 57–62.
21. Харитонов, И.К. Привлечение несовершеннолетних к ответственности за совершение правонарушений / И.К. Харитонов // Вестник Краснодарского Университета МВД России. – 2015. – №3 (29). – С.75-79.
22. Самигуллина, Э.Ф. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних / Э.Ф. Самигуллина // Научный альманах. – 2015. – № 8 (10). – С.88-93.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты