Источники конституционного права Республики Беларусь и их значение для деятельности правоохранительных органов
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Источники конституционного права Республики Беларусь и их значение для деятельности правоохранительных органов»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Источники конституционного права Республики Беларусь и их значение для деятельности правоохранительных органов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие, классификация и место источников в отрасли конституционного права
Глава 2. Нормативные правовые акты и нормативные договоры как основные источники конституционного права
2.1 Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь как источники конституционного права, соотношение их юридической силы
2.2 Международный договор как источник конституционного права
Глава 3. Значение источников конституционного права для деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования источников конституционного права обусловлена тем, что государство в своей политике использует самый широкий арсенал юридических средств для достижения поставленных целей социально-экономического развития. В условиях хаотичного заимствованного законодательства из других юрисдикций актуален вопрос о построении собственной непротиворечивой и логически завершенной системы источников права. Речь, по сути, идет о необходимости развития форм и способов закрепления, т.е. объективирования правовых норм, в т.ч. касающихся основ конституционного строя государства и определения основных направлений его государственной политики.
На наш взгляд, в достаточной степени этот вопрос на уровне конституционно-правовой науки пока не решен. К сожалению, и сама конституционная доктрина до сих пор не прояснила, какой полный перечень источников завершают данную систему. Сложности возникают не только с признанием, допустим, правовой доктрины как источника конституционного права, но и в отношении решений самого Конституционного Суда страны, не говоря уже о понимании самой Конституции как общественного договора. Судя по количеству точек зрения в науке конституционного права, эта проблема отнюдь не простая.
В качестве объекта курсовой работы выступает нормативные правовые акты.
Предметом исследования являются источники конституционного права: Конституция, законодательные акты, международные договоры.
Целью работы является анализ имеющихся взглядов в доктрине конституционного права в отношении источников конституционного, определение их места и роли в науке и становлении правовой системы государства.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕСТО ИСТОЧНИКОВ В ОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Отрасль конституционного права является базовой и основополагающей для любого государства, в том числе и для Республики Беларусь. Именно на нее опираются все остальные отрасли права государства, поскольку их содержание не просто не должно противоречить основному закону страны, но также они все базируются на основных принципах закрепленных в Конституции. Безусловно, нередко встречаются примеры, когда Конституции носят лишь декларативный характер, в то время как на практике они оказываются не жизнеспособными по разным обстоятельствам, либо вовсе прямо нарушаются властью. Так, Конституция СССР 1936 года была на тот момент одной из самых демократических конституции в мире. Однако едва ли можно сказать, что она соблюдались в полной мере, поскольку Конституция была оторвана от общественно-политических реалии того времени.
Важной частью в данной отрасли являются ее источники. Они являются гарантами существующего правового режима и государственности. Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Однако, появление и действие права обусловлено не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни, такими, как уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов.
Категория «источник права» является одной из фундаментальных в правовой науке, что объясняет отсутствие единого подхода к ее определению. Л.Г. Берлявский, С.Н. Данихно в своей монографии приходят к выводу, что имеют дело с одной из наиболее сложных и дискуссионных правовых проблем. С одной стороны, ведущаяся научная дискуссия об источниках права является своеобразным индикатором, отражающим тип правопонимания ученых, с другой – в силу экстенсивного (как его оценивают авторы) характера большинства исследований, возвращающих к вопросам соотношения формы права и источника права, свидетельствует о наличии серьезных проблем как в правовой науке, так и (как следствие) в правотворчестве и правоприменительной практике [3, с. 56].
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.1 Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь как источники конституционного права, соотношение юридической силы
Нормативный правовой акт несомненно является основным источником конституционного права. В тоже время особое место среди нормативных правовых актов занимают законодательные акты, к которым помимо Конституции законодатель относит также Законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь (п. 5 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – закон об НПА) [29]. Стоит отметить, что в современное Республике Беларусь понятие законодательных актов значительно шире того понимания законодательных актов, которое существовало в советское время. В советский период к ним обычно относили законы и постановления Верховных Советов.
Как известно, Указы могут быть изданы на основе Конституции либо закона – то есть иметь подзаконный характер, что в свою очередь указывает на их юридическую силу – в данной ситуации они идут вслед за законом, которым предоставлено право на их издание. В тоже время они все относятся к законодательным актам и тем самым являются источниками современного белорусского конституционного права.
В юридической литературе закон обычно определяют, как нормативный правовой акт, содержащий в юридической форме характеристику закономерностей общественного развития, регулирующий важнейшие общественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой. Закон в материальном смысле рассматривается как акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а в формальном смысле он охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, как то, за что проголосовано парламентом.
ГЛАВА 3 ЗНАЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как нами неоднократно упоминалось в рамках предыдущих глав настоящей работы, нормативный правовой акт является основным источником конституционного права.
В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции. В Конституции содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. В последующем конституционные положения конкретизируются в иных источниках конституционного права – законах, указах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции.
Конституция (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит на всех государственных органах как части государственного аппарата, и на правоохранительных органах, в частности. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в Уголовном кодексе Республики Беларусь, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.
Конституция содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. Кроме того ст. 26 Конституции содержит весьма важное право – право на презумпцию невиновности. Более того, в Конституции сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
- никто не должен принуждаться к даче показаний против себя и своих близких;
- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ законодательства в рамках теоретического исследования источников конституционного права позволил нам прийти к следующим выводам.
1) Источники конституционного права имеют исключительное значение для обеспечения и укрепления законности в правовом государстве. Основной задачей науки конституционного права является изучение и подготовка теоретического материала, который в дальнейшем призван на усовершенствование одноименной отрасли права. Юридическая наука призвана своевременно подготовить рекомендации о необходимости внесения изменений в отрасль, в связи с изменяющимися общественными отношениями, а практика, в свою очередь должна максимально эффективно применять данные рекомендации при модернизации системы источников права.
2) Вопрос отнесения тех или иных источников права к источникам конституционного права в науке по настоящее время является дискуссионным. Анализ точек зрения, имеющихся литературных источниках, посвященных теории права в целом, и конституционного права, в частности, позволяет отнести к источникам конституционного права непосредственно Основной закон государства, законы, декреты, указы Президента и некоторые иные действующие нормативные правовые акты, решения Конституционного Суда, а также ратифицированные Республикой Беларусь международные договоры.
3) Исходя из разной юридической силы различных видов источников конституционного права можно определить иерархическую структуру источников конституционного права. В тоже время законы, декреты и указы, издаваемые непосредственно на основе конституционных положений находятся на одном уровне.
4) Анализ положений Конституции и иных законодательных актов (закона, указа, декрета) позволяет отметить, что определение иерархии нормативных правовых актов имеет основополагающее значение для укрепления законности и правопорядка в государстве. Правильное определение соотношения нормативных правовых актов является важнейшим условием единообразного и точного правоприменения, эффективной нормотворческой деятельности.
1. Авакьян, С.А. Конституционное право России в 2 т. Т. 1 / С.А. Авакян. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. – 864 с.
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов и факультетов / М.В. Баглай. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999. – 760 с.
3. Берлявский, Л.Г. Классификация источников конституционного права: вопросы теории и практики / Л.Г. Берлявский, С.Н. Данихно. – М.: Юрлитинформ, 2019. – 464 с.
4. Бирюкова, Л.Г. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник права: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Л.Г. Бирюкова. - Казань, 2004. – 28 с.
5. Василевич, Г.А. Законодательные акты Республики Беларусь и их место в национальной правовой системе / Г.А. Василевич // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
7. Василевич, Г.А. Конституция, закон, указ... / Г.А. Василевич // Народная газета. – 1994, 15 - 17 октября; Конституция – главный документ для нормотворческой и правоприменительной деятельности: докл. на научн.-практ. конф. 21 декабря 2000 г. // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2000. – № 4.
8. Гаджиев, Г.А. Онтология права / Г.А. Гаджиев. – М.: НОРМА-М., 2014. – 320 с.
9. Зорькин, В.Д. Выступление на «круглом столе», посвященном десятилетию перестройки / В.Д. Зорькин // Правовое государство в России: замысел и реальность. – М., 1995. – С. 27-32.
10. Капустин, А.Я. Понятие и виды источников права Европейского союза / А.Я. Капустин // Проблемы права. – 2004. – № 2. – С. 115-125.
11. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
13. Кочев, В.А. Конституционное право: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. 1 / В.А. Кочев. – Пермь, 2017. – 212 с.
14. Кузнецова, О.А. Общепризнанные нормы международного права: теоретико-правовые проблемы / О.А. Кузнецова, И. Марино // Академический юридический журнал. – 2010. – № 2. – С. 32-36.
15. Кузнецова, О.А. Юридическая сила общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе / О.А. Кузнецова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2009. – № 3(9). – С. 4-10.
16. Кутафин, О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации / О.Е. Кутафин. – М., 2002. – 348 с.
17. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-З: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2020 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 307-З // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., № 390-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О вопросах внешней разведки [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 марта 2003 г., № 116: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28.05.2008 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О вопросах совершенствования деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 июля 2013 г., № 307: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 09.07.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 3 июня 1993 г., № 2341-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.12.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. О мерах по обеспечению деятельности судов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 окт. 2017 г., № 358 // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. О некоторых вопросах Комитета государственной безопасности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 июля 2013 г., № 325: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 06.12.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 дек. 2007 г., № 611: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 05.11.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 июня 2004 г., № 268: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 09.07.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.12.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: договор [Электронный ресурс]: договор, 11 апр. 2017 г.: в ред. договора от 29.04.2020 г. // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2014 г., № 129-З: в ред. Закона от 18.12.2019 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
33. Пиголкин, А.С. Российское законодательство на рубеже XXI века / А.С. Пиголкин // Юрид. лит. – 2001. – № 11. – С. 23.
34. Самойлова, Р.А. К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации / Р.А. Самойлова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, – 2015. – С. 27–30.
35. Тиунова, Л.Б. Системные связи правовой действительности / Л.Б. Тиунова. – СПб., 1991. – 135 с.
36. Тиунов, О.И. Интерпретация норм европейского гуманитарного права в российской правовой системе / О.И. Тиунов // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: сб. статей / под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2003. – 214 с.
37. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. Фарбер, И.Е. Вопросы теории советского конституционного права / И.Е. Фарбер, В.А. Ржевский. – Саратов, 1967. – 318 с.
39. Шопина, О.В. Система правовых актов: проблема выстраивания / О.В. Шопина // Правовая политика и правовая жизнь. – 2002. – № 1. – С. 76-79.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты