Систематизация нормативных правовых актов
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Систематизация нормативных правовых актов»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Систематизация нормативных правовых актов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1. Общие положения о нормативных актах и их систематизации
1.1 Понятие и виды нормативных правовых актов
1.2 Понятие и значение систематизации законодательства
2. Виды систематизации нормативных правовых актов
2.1 Учет нормативных актов
2.2 Инкорпорация законодательства
2.3 Консолидация законодательства
2.4 Кодификация законодательства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Представляется логичным, что правотворческая деятельность в государстве не может останавливаться, она постоянно должна находиться в динамике, в движении ввиду многообразия общественных отношений и социальных связей, которые объективно нуждаются в правовом регулировании. Изменения в общественных отношениях влекут совершенствование правовой системы, что в свою очередь приводит к необходимости создания новых правовых актов.
Такая разнообразная и разветвленная система нормативных правовых актов имеет место практически в каждом современном государстве. При этом, данная система не статична, она динамична, подвижна: постоянно вводятся в действие новые акты, другие подвергаются пересмотру, изменениям и дополнениям, иные – отменяются или утрачивают силу.
Каждый вновь принятый нормативный правовой акт приводит к необходимости внесения корректив в уже действующие акты.
Таким образом, если при возрастании темпов правотворческой деятельности одновременно, параллельно с ней не будет осуществляться деятельность по упорядочиванию и группировке нормативных правовых актов и нормативных предписаний, это неизбежно приведет к трудностям нахождения и использования необходимых норм, в системе законодательства возникнет хаос.
Во-вторых, увеличение числа нормативных актов приводит к их рассогласованности, неупорядоченности и противоречивости. Несоответствие положений актов различной юридической силы, актов отдельных органов исполнительной власти приводит к сложностям в правоприменении: затрудняется поиск необходимой правовой нормы, установление ее соотношения с другими нормами, толкование ее смысла.
Так, акты государственных органов, содержащие нормы административного и административно-процессуального права многочисленны, разнообразны, различны по значению и характеру.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института систематизации нормативных правовых актов.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, труды ученых-юристов, а также судебная практика в рассматриваемой области.
Цель исследования заключается в комплексном и всестороннем изучении института систематизации нормативных правовых актов.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:
– проанализировать понятие и виды нормативных правовых актов;
– выделить понятие и значение систематизации законодательства;
– исследовать особенности учета нормативных актов;
– установить особенности инкорпорации законодательства;
– изучить особенности консолидации законодательства;
– исследовать особенности кодификации законодательства.
При написании данной работы использовались следующие методы познания: общенаучный, сравнительно-правовой, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, формально-юридический.
Структура работы предопределена ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных в работе источников.
1. Общие положения о нормативных актах и их систематизации
1.1 Понятие и виды нормативных правовых актов
В Республике Беларусь основными источниками права выступают нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные правовые акты – главный источник права. Принятие данных актов относится к единоличному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему [1, с. 16].
Для нормативного правового акта характерны следующие признаки:
а) имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности государственных органов. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые нормы;
б) нормативность (состоит в том, что в нем формулируются и соответственно содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:
- вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и другие);
- название;
- дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
- подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты;
в) иерархичность (нормативный правовой акт занимает определенное место в иерархии системы законодательства);
г) процедурность, которая состоит в том, что каждый нормативный правовой акт принимается в особом порядке, называемом правотворческий процесс (правотворчество). Правотворчество есть технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов;
д) обладает временным, пространственным и субъектным пределом действия. Пределы действия нормативных правовых актов будут рассмотрены в главе 2 настоящей работы;
е) общеобязательность (в нормативных правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и так далее).
2. Виды систематизации нормативных правовых актов
2.1 Учет нормативных актов
Нормативные правовые акты подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь осуществляется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты направляются в Государственный центр правовой информации Республики Беларусь в трехдневный срок со дня принятия (издания) нормативных правовых актов, совместно принятых государственными учреждениями (должностными лицами), для включения в Реестр государственных правовых актов Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты представляются в Государственный центр правовой информации Республики Беларусь и включаются в Государственный реестр правовых актов в виде действительных копий письменных оригиналов и в виде текстовых документов на электронных (магнитных) носителях.
Регистрационным номером нормативных правовых актов, внесенных в Государственный реестр правовых актов, является регистрационный номер Государственного реестра правовых актов Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты Национального банка, министерств и других государственных администраций Республики, областного и Минского городского комитетов депутатов, областного и Минского городского исполнительных комитетов направляются в Государственный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Государственный реестр правовых актов Республики Беларусь, дополнительные свидетельства о включении Министерства юстиции Республики Беларусь в Государственный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты местного комитета депутатов Республики Беларусь., Исходные исполнительные и распорядительные органы-заключения о включении областного исполнительного комитета Министерства юстиции в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, результаты обязательной правовой экспертизы которых были приняты, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь [12, с. 210].
В Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь вносятся сведения о следующих нормативных правовых актах: вид акта; дата принятия (опубликования); Номер; Наименование; источник официального опубликования; дата вступления в силу; индекс (код), отнесенный к единому правовому акту Республики Беларусь; регистрационный номер Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; дата включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Заключение
Итак, по исходу исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, следует сделать следующие выводы:
1. Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
2. Систематизация представляет собой важнейший вид юридической деятельности по оптимизации нормативного массива, приведению его в четко структурированное, организованное состояние, в полной мере отражающее такое свойство права как системность. Систематизация облегчает поиск необходимого правового материала и последующую работу с ним. Систематизация законодательства, как вид юридической деятельности осуществляется на основе особых принципов, которые обеспечивают достижение качественных результатов данного процесса. Систематизация влияет на дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, а также обладает правотворческой составляющей.
3. Под понятием «инкорпорация законодательства» понимается процесс внешней обработки нормативных правовых актов, который не носит правотворческого характера и состоит в объединении актов по определенным критериям в разные собрания, сборники и своды.
4. Применение консолидации определяется необходимостью уточнения ее признаков и сущности, через которые ее можно дифференцировать с иными видами систематизации, осуществить установку пределов и критериев по ее применению, включая институты и отрасли, в которых оптимальным вариантом систематизации будет именно консолидация. Все достигнутые в процессе анализа результаты необходимо свести в единый документ, который будет содержать основные требования к консолидации.
5. Кодификация - наиболее эффективный способ систематизации нормативных правовых актов. Это способ смягчения существующего законодательства путем объединения его смысла в сложный законодательный акт, чтобы вывести его из ряда различных нормативных правовых актов. Такие акты являются институциональной основой для создания соответствующих правовых отраслей или институтов. Кодификацию законодательства можно рассматривать с двух уровней: во-первых, как самостоятельную отрасль науки, разработанную на основе опыта, и, во-вторых, как вид, форму законодательной деятельности, которая, безусловно, осуществляется на основе науки.
1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С. 179.
2. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 521 с.
3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2021 г. – Минск : Дикта, 2021. – 59 с.
4. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – Москва: Юристъ, 2012. – 540 с.
5. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 516с.
6. Теория государства и права: учебник / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 582 с.
7. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 192 с.
8. Бялт, В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с.
9. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р. А. Ромашов. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
10. Гордиенко, П. Ю. Систематизация права: проблема сущности и юридической природы / П. Ю. Гордиенко // Философия социальных коммуникаций. – 2012. – №4 (21). – С. 27-34.
11. Литягин, Н. Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства / Н. Н. Литягин // Журнал российского права. – 2002. – № 4. – С. 29-35.
12. Cистематизация законодательства как способ его развития под ред. В.А. Сивицкого. - М., 2010. - 535 с.
13. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры: дисс. …канд. юрид. наук. М., 2003. 167 с.
14. Сивицкий В.А., Козырин А.Н. Систематизация конституционно-правовых актов: дисс. канд. юрид. наук. – М., 1999. – 195 с.
15. Соболевская А.И. Систематизация законодательства в современной России: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. 22 с
16. Нематов А.Р. Общетеоретические проблемы развития законодательства // Тохиров Ф.Т., Нематов А.Р. (ред.). Общетеоретические проблемы государства и права в Таджикистане переходного периода. Душанбе: Дониш, 2015. 520 с.
17. Казаков Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. 168 с.
18. Анахасян Р.Л. Проблемы инкорпорации нормативно-правовых актов России: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 35 с.
19. Бахвалова С.В. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 29-32.
20. Гордиенко, П. Ю. Техника систематизации права: теоретические основы и инструментарий: Монография / Под науч. ред. М. Л. Давыдовой. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. – 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты