Особенности социальной работы с многодетными семьями
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности социальной работы с многодетными семьями»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Особенности социальной работы с многодетными семьями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Санаторный ясли-сад №94, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета по выявлению потребностей семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Социальный паспорт многодетной семьи.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Охарактеризовать государственную политику в отношении многодетных семей в Республике Беларусь
1.2 Раскрыть сущность социальной работы с многодетными семьями
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «САНАТОРНЫЙ ЯСЛИ-САД №94 Г. ГРОДНО»)
2.1 Раскрыть содержание социальной работы с многодетными семьями ГУО «Санаторного ясли-сада №94 г. Гродно»
2.2 Выявить особенности социальной работы с воспитанниками из многодетных семей ГУО «Санаторного ясли-сада №94 г. Гродно»
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших составляющих государственной политики нашей страны является работа с многодетными семьями. По данным статистического комитета Республики Беларусь количество многодетных семей в Беларуси в 2019 году достигло 80 тысяч [1]. Безусловно, немаловажную роль в достижении таких результатов играет проводимая в Беларуси политика по поддержке семей, воспитывающих детей. При этом важное значение приобретает благополучие личности ребенка, воспитывающегося в условиях многодетной семьи. В современном обществе семья выступает как персональная микросреда развития ребенка. Однако, несмотря на государственную поддержку в последние годы, происходит сокращение количества детей в семье, нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя [2]. Многодетная семья, как особая категория современной семьи, становится достаточно редкой в нашей культуре, особенно в городской среде. Но такая «нетипичная» семья продолжает существовать в нашем обществе и по-прежнему представляет интерес для социологов, демографов, психологов, педагогов. На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме социального сопровождения многодетных семей. Специалист, работающий с семьей, является координатором всей совокупности социальной деятельности, которая должна способствовать позитивному изменению семьи всеми возможными средствами. Однако, стоит отметить, что несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи многодетным семьям, проблемы многодетной семьи остаются актуальными и по сей день. Поэтому в настоящее время следует более пристальное внимание уделять работе с детьми данной категории.
Положением многодетных семей, их проблемы в современных условиях изучали многие исследователи: Л.Л. Баландина и Е.А. Силина занимались изучением психологических особенностей детей из многодетных семей, Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; Е.И. Холостова - исследованиями социальных проблем многодетной семьи; Ф.Н. Навил - развитием личности ребенка в многодетной семье. В современных условиях на первый план выдвигаются вопросы не только создания эффективно действующей государственной службы помощи многодетной семье, но и организации практической профессиональной социальной работы, что предполагает развитие трех приоритетных направлений: 1) экстренная социальная работа, направленная на оказание краткосрочной помощи многодетной семье (срочная социальная помощь, предоставление жилья, оказание срочной материальной помощи); 2) социальная работа, направленная на поддержание стабильности многодетной семьи, что включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими;
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Охарактеризовать государственную политику в отношении многодетных семей в Республике Беларусь
Государственная политика в отношении многодетных семей – представляет собой целенаправленную систематизированную деятельность государства и иных субъектов реализации этой политики, которая направлена на сохранение и укрепление многодетной семьи и повышение ее функций в нормальной реализации ее семейных функций [28, с.58].
В Республике Беларусь многодетной считается такая семья, в которой на иждивении и на воспитании есть трое и больше детей. Статус многодетной семьи должен быть подтвержден удостоверением многодетной семьи государственного образца. Его можно получить в местных исполнительных и распорядительных органах управления. Удостоверение многодетной семьи может быть выдано этими государственными органами многодетным семьям не только с обоими родителями, но и неполным, которые воспитывают троих и более детей в возрасте до достижения ими 18 лет.
Одной из приоритетных и ведущих государственных задач, имеющих стратегическое значение, является семейная политика, которая направлена на формирование необходимых условий для полноценной реализации многодетной семьей ее экономических, воспитательных, репродуктивных культурных, рекреативных и психологических функций. Также направлена на повышение показателя уровня жизни семей. В этой связи Указом президента Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» деятельность направлена на разностороннее укрепление значимости института семьи как формы наиболее продуктивной жизнедеятельности личности. На обеспечение оказания адресной социальной защиты семьям. На формирование предпосылок для увеличения уровня рождаемости. При этом государственная семейная политика исходит из таких приоритетов, как:
а) увеличение показателя материального благосостояния, повышение уровня жизни семьи и повышение качества ее функционирования;
б) увеличение воспитательного потенциала многодетной семьи;
в) формирование необходимых социально - экономических условий, которые оказываются благоприятными для рождения, для обеспечения содержания и для воспитания трех и более детей. При этом включает в себя условия, обеспечивающие самореализацию родителей, в том числе позволяет получить дополнительное образование и профессионального образование, содействует в поиске работы с достойным уровнем заработной платы, а также предоставляет возможность в обеспечении многодетной семьи более широкими возможностями для улучшения жилищных условий;
ГЛАВА 2 ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «САНАТОРНЫЙ ЯСЛИ-САД №94 Г. ГРОДНО»)
2.1 Раскрыть содержание социальной работы с многодетными семьями ГУО «Санаторного ясли-сада №94 г. Гродно»
На базе дошкольного учреждения в настоящее время функционирует 9 групп, имеется музыкальный и спортивный залы, кабинет педагога-психолога и два кабинета учителя-дефектолога.
В информационно-методическом блоке созданы центры развития детей такие как: мини-музей «Беларуская хата», фотовыставка «Гомель современный», экологическая, театральная комнаты, комната по охране жизни и здоровья.
На территории дошкольного учреждения имеются спортивная площадка, площадка для обучения детей правилам дорожного движения, яблоневый сад, огород, музыкальный уголок и мн.др.
В каждой возрастной группе создана предметно-развивающая игровая среда согласно возрастным особенностям детей и требованиям образовательного стандарта.
Работа с детьми из многодетных семей и в целом с семьями воспитанников в ГУО «Санаторный ясли-сад №94 г. Гродно» реализуется по следующим направлениям:
– вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность;
– составление характеристик семей воспитанников;
– организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
– практическая помощь семье в воспитании ребенка;
– использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания;
– разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
– активизация педагогического самообразования родителей;
– расширение сферы дополнительного образования и досуговых форм работы.
В ГУО «Санаторный ясли-сад №94 г. Гродно» в штатном расписании должность социального работника отсутствует, поэтому социальную работу с многодетными семьями выполняют педагоги: заведующий дошкольным учреждением, заместитель заведующей по основной деятельности, воспитатели в группах, педагог-психолог.
Социальную работу в «Детском саду № 18» координирует заведующей по основной деятельности в должностные обязанности, которого входит планирование, организация, работы по данному направлению воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога и медицинского работника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная политика является частью социальной политики государства. В Республике Беларусь в качестве ведущих принципов государственной семейной политики в отношении многодетных семей провозглашены следующие: повышение самостоятельности и автономности многодетной семьи в реализации решений, касающихся своего развития; обеспечение равенства семей и основных ее членов в получении права на получение поддержки в независимости от социального статуса семьи, ее национальности, проживания или религиозной принадлежности; обеспечение сохранения приоритета интересов всех детей в семье; установление равных прав между мужчинами и женщинами в многодетной семье, обеспечивающих достижение ее членами более гармоничного распределения домашних обязанностей, а также решение проблем в самореализации в профессиональной сфере и в общественной жизнедеятельности.
Целью социальной работы с многодетной семьей является улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. Социальная работа с многодетной семьей представляет собой специально организованную деятельность, которая направлена на семьи, которые воспитывают троих и более детей и нуждающихся в социальной защите и поддержки государства. Социальная работа является одной из разновидностей оказываемой социальной защиты населения. Основным содержанием этой работы является оказание содействия, необходимой помощи, которая направлена на восстановление и поддержание здорового функционирования семьи. Социальная работа в настоящее время с многодетной семьей представлена в виде многофункциональной организации деятельности по оказанию социальной защиты и поддержке, по своевременному социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Социальная работа с многодетной семьей является многокомпонентной и состоит из следующих элементов. Социальной защиты семьи – представляет собой многоуровневую систему преимущественно мер государственного характера, которые позволяют обеспечить сохранение минимальных социальных обществом гарантии, необходимых прав, а также льгот и свобод для нормально функционирующей семьи в конкретной ситуации риска в целях сохранения интересов гармоничного развития членов семьи, личностей родителей и детей и в целом общества. Ведущая роль в оказании социальной защиты многодетных семей отводится действиям самой семьи. А именно, укреплять родительские узы; формировать устойчивость против внебрачных связей, устойчивость в противостоянии употреблению наркотиков, алкоголя, применения насилия в семье, проявления агрессивного поведения; поддерживать в норме состояние оптимального психологического здоровья членов семьи и др. Социальная поддержка многодетных семей.
1. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. N 3563-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995, N 14, ст. 138.
2. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22.05.2000 N 395-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 2000, N 50, 2/170.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. №46 "Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь" (по состоянию на 5 декабря 2017 года)
4. Алексанина, Н. С. Инновационная деятельность в образовании / Н. С. Алексанина // Мир образования – образование в мире. – 2016. – № 4. – С. 119-124.
5. Волков Ю.Г. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.:Феникс, 2001. – 360 с.
6. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт проблемы / А.Д. Григорьев. - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. - 240 с.
7. Зарубин Н. Н., Савченко Д. В. Некоторые проблемы современной семьи // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - № 2. – С.44-50.
8. Катович, Н. К. Теоретические основания организации взаимодействия учреждений образования с семьей / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2011. – № 3. – С.13-18.
9. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика Республики Беларусь / Г.И. Климантова. - Мн. : Юрист, 2004. – 375 с.
10. Мартынова, В. В. Социально-педагогическая работа семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования / В. В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : НИО, 2010. – 216 с.
11. Неблагоприятные явления в брачно-семейной сфере. - К.: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. - 74 с.
12. Нечаева, А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны / А.М. Нечаева // Юрист. - 2006. - № 12. - С. 99 - 107.
13. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.
14. Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь // Настаўніцкая газета. – 2011. – №1. – С. 89-90.
15. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.
16. Социальная защита семьи и детей. Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социальной защиты населения РБ. - Мн.: Центр общечеловеческих ценностей, 2012. – 96 с.
17. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова. – М.: Дашков и К, 2004. – 122 с.
18. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. – 479 с.
19. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. – 236 с.
20. Технологии социальной работы / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.
21. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. – 692 с.
22. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб пособие / В. В. Чечет. – Минск : Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета по выявлению потребностей семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Социальный паспорт многодетной семьи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты