ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
1.1 Административно-правовой статус граждан
1.2 Структура административно-правового статуса
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАН (ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные статусы гражданина.
Необходимо учитывать, что в административном праве гражданин как субъект права понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.
В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.
Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из прав и обязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.
Объектом исследования являются административно-правовые общественные отношения в процессе данного исследования.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
1.1 Административно-правовой статус граждан
Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение.
Правовой статус граждан в сфере государственного управления является частью их общего правового статуса.
Правовое закрепление правового статуса личности отражает отношения между личностью и государством. Именно эти отношения определяют роль и положение индивида в социально-правовой системе.
Правовой статус-это сложная и всеобъемлющая категория, отражающая сложное взаимодействие личности и общества, граждан и государства, индивидов и коллективов, других общественных отношений [19, c. 55].
Исходя из данного определения, можно предположить, что административно-правовой статус гражданина включает четыре элемента:
1) правовой статус личности - совокупность неотъемлемых прав, свобод и обязанностей.
2) правовой статус гражданина - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из гражданства.
3) социальный элемент, социально-правовой статус, связанный с родом занятий и иными обстоятельствами (рабочий, служащий, учащийся, пенсионер и т. п.).
4) особый статус, приобретаемый по желанию (водитель, охотник, турист и т.п.).
Если административно-правовой статус граждан рассматривается как правовое закрепление статуса граждан в обществе, совокупность субъективных прав, правовых обязанностей, гарантий и обязанностей граждан, закрепленных административно-правовыми нормами, то в структуре данной категории рассматривается правовое закрепление статуса граждан в обществе, совокупность субъективных прав, правовых обязанностей, гарантий и обязанностей граждан, закрепленных административно-правовыми нормами:
а) гражданство;
б) административная правосубъектность;
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАН (ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Административное право имеет очень большую тематическую группу: участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации.
Чаще всего субъектом этих отношений является гражданин. Их основные права, свободы и обязанности в административно-правовой сфере закреплены Конституцией Республики Беларусь, раскрыты в административном законодательстве.
Права и свободы граждан в сфере государственного управления, как и в других сферах общественной жизни, фактически гарантируются социально-экономическими условиями. В Республике Беларусь существует система экономических, политических, организационных и правовых гарантий прав и свобод граждан [12, c. 177].
Экономическое и социальное обеспечение - это материальные условия практической реализации гражданских прав и свобод. Они базируются на экономической системе Республики Беларусь, которая базируется на частной, государственной, коллективной и других формах собственности.
К политическим гарантиям относятся:
• принадлежность государственной власти народу;
• соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;
• широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.
Организационные гарантии включают в себя то, что государство в своей деятельности должно быть отделено от единства системы государственной власти, разграничение компетенции и субъектов власти между республикой и местными государственными учреждениями, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии включают также деятельность государственных учреждений, главным образом правоохранительных органов, по реализации на практике прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и иного благополучия является важнейшим естественным и неотъемлемым правом граждан. Государство его легализует, то есть устанавливает, конкретизирует объем, определяет порядок реализации, обязывает государственные и общественные учреждения, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры реагирования на обращения граждан, обеспечивает государственное принуждение, благодаря чему оно становится законным правом, предусмотренным законом.
Если правовые нормы определяют субъективные права граждан, но не обеспечивают достаточной защиты, то эти нормы в значительной степени носят декларативный характер. Создание согласованной системы гарантий прав отдельных граждан является необходимым условием становления правового государства.
Правовая защита физических лиц имеет два основных направления: от противоправных действий других граждан, от противоправных действий субъекта власти.
Административное право играет важную роль в защите прав граждан от неправомерных действий органов государственной власти и местного самоуправления [4, c. 395].
Основными средствами защиты прав граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, учреждений и иных властных структур являются:
1) создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;
2) наличие и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть созданные специальные институты (адвокатура), для которых такая правозащитная деятельность является основной (профсоюзы), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог курсовой работы можно сделать вывод, что административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями, как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно-правового регулирования, особенно в области государственного управления.
Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, как и любые иные правоотношения, возникают и существуют в сфере взаимодействия между его субъектами.
Субъектом права (общий смысл) является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями.
Субъект правоотношения обладает 2 признаками:
1) социальные признаки (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю субъекта);
2) юридические признаки (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).
Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная правоспособность граждан не может быть отчуждена или передана. Его сфера действия изменяется только законом. В отношении отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в порядке, установленном законом по делу (например, в связи с совершением административного правонарушения законом предусмотрены санкции в виде лишения специальных прав).
Конституция Республики Беларусь предусматривает неограниченные виды прав и свобод (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, свободу совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их специфическими обязанностями перед обществом в целом.
Административная правоспособность гражданина является основой его административной правоспособности, являющейся необходимым условием реализации такой правоспособности, а также субъективными правами и обязанностями гражданина в конкретном административном правоотношении.
1. Басецкий, И. И. Правовой статус иностранцев по законодательству Республики Беларусь / И. И. Басецкий, В. И. Садыгов // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2011. – № 4. – С. 48–53.
2. Бошно, С.В. Теория государства и права [Текст]: Учебное пособие / С.В. Бошно. – М.: Инфра-М, 2007. – 400с.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
4. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н.В Витрук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 527 с.
5. Демичев, Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351 с.
6. Додонов, В. Н. Сравнительное административное право. Общая часть / В. Н. Додонов. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 446 с.
7. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – 6-е изд., испр. – Мн.: Амалфея, 2017. – 496 с.
8. Закон Республики Беларусь Об обращении граждан и юридических лиц от 18 июля 2011 г. № 300-3 (ред. 23.07.2020, 2/2769)// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Козлов, А.Е. Конституционное право: учеб. пособие / отв. ред. А. Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 2007. – 464 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Крамник, А.Н. Административное право. Часть 3. Процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / А.Н. Крамник. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – 237 с.
13. Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учебное пособие - Мн.: Тессей, 2006. – 316 с.
14. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: МарТ, 2014. – 714 с.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. / М.Н. Марченко М.: Норма, 2018.- 304 с.
16. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Дело, 2017. - 528 с.
17. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2014. - 547 с.
18. Пиголкин, А.С. Теория государства и права [Текст]: Учебник / А.С. Пиголкнин. – М.: Норма, 2003. – 544с.
19. Рябцев, Л.М., Телятицкая, Т.В., Шкляревский, А.Н. Административное право: курс лекций/ Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский, под ред. Л.М. Рябцева. Мн: БГЭУ 2006. – 119 с.
20. Чиркин, В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2001. – 318 с.