Индивидуальный подход к учащимся в работе педагога
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальный подход к учащимся в работе педагога»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Индивидуальный подход к учащимся в работе педагога
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты применения индивидуального подхода к учащимся в работе педагога
1.1 Теория индивидуального подхода в обучении. Истоки и современность
1.2 Основные понятия индивидуального подхода в обучении
2 Специфика реализации педагогом индивидуального подхода в процессе работы с учащимися
2.1 Технологии индивидуального подхода в процессе работы с учащимися
2.2 Организация индивидуального подхода педагогом в процессе работы с учащимися
Заключение
Список использованных источников
Введение
Индивидуальность выражается в индивидуальных характеристиках. Появление индивидуальных особенностей обусловлено тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические признаки высшей первой деятельности. К индивидуальным особенностям относятся особенности ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера индивида. Они во многом обусловлены формированием всех качеств.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем задач различного уровня сложности и объема, разработку системы мер по организации учебного процесса в конкретных учебных группах; учет индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Одной из важнейших основ индивидуализации и обучения является учет психологических характеристик учащихся. Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такой личности, которая представляла бы собой уникальную, неповторимую личность. Реализуя индивидуализированный подход в обучении, педагог должен видеть динамику роста учащегося и учитывать ее; визуализировать возможности коллективной работы с различными группами учащихся; предоставить возможность выбора системы работы с каждой из групп учащихся.
Проблемой необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе занимались многие педагоги. Весьма полезные мысли высказывали по поводу этого педагоги, начиная с Я. Каменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского и кончая современными педагогами.
1 Теоретические аспекты применения индивидуального подхода к учащимся в работе педагога
1.1 Теория индивидуального подхода в обучении. Истоки и современность
Понятие индивидуальный подход в педагогической науке впервые использовал К. Роджерс, имея в виду такой метод обучения, который дает возможность ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать интенсивный материал, развивающий мышление и воображение ребенка.
Ученый подчеркивал при этом, что «…по сложившемуся обыкновению акцент в образовании делается исключительно на интеллектуальном развитии, а не на личностно направленной ориентации». В образовании К. Роджерс выделял два важнейших направления: авторитарное и «человеко-концентрированное».
Под человеко-концентрированным образованием он понимал такое обучение, когда обучающиеся с первых дней пребывания в учебном заведении оказываются в дружеской непредвзятой обстановке с внимательным, отзывчивым учителем, деятельность которого направлена на демократизацию отношений в процессе взаимодействия учитель-ученик, и стремится к активизации учебно-познавательной деятельности каждого школьника, к тому, чтобы каждый ученик стал активным участником педагогического процесса.
По мнению К. Роджерса, образовательный процесс характеризуется двумя ведущими педагогическими категориями: обучением и учением. Под обучением ученый понимал целенаправленный процесс воздействия преподавателя на учащихся, а под учением – процесс развития личностных и интеллектуальных особенностей учеников в результате их собственной познавательной деятельности. Обучение должно способствовать обязательно личностному росту и развитию.
2 Специфика реализации педагогом индивидуального подхода в процессе работы с учащимися
2.1 Технологии индивидуального подхода в процессе работы с учащимися
Для учащихся трудности их возраста обычно объективны; поэтому их поведение, скорее всего, является оправданным. Учащийся подросткового возраста часто оказывается в жестких рамках, которые порождаются субъективностью взрослых, и существует активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выражаться в различных поведенческих отклонениях. Недооценка этого приводит взрослых к идее о нарочитости, сознательного непослушания или злых намерений учащегося.
Одним из важных условий для переосмысления содержания образования является профессиональная компетентность современного педагога. Чтобы эффективно работать с подростками, а также для успешного взаимодействия друг с другом, педагог или классный руководитель класса должен четко понимать, что представляет собой эта категория детей.
Учащимся любого возраста требуется особое внимание со стороны учителей.
Выделяют основные признаки не успешности учащегося:
– пробелы в фактических знаниях и специальных навыках по данному предмету, которые не позволяют охарактеризовать существующие элементы понятий, законов, изучаемых теорий, а также выполнять необходимые практические действия;
– проблемы в образовании и познавательной деятельности, снижение темпов работы, в связи с чем ученик не может получить требуемое количество знаний и навыков в назначенное время.
Заключение
Понятие индивидуальный подход в педагогической науке впервые использовал К. Роджерс, имея в виду такой метод обучения, который дает возможность ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать интенсивный материал, развивающий мышление и воображение ребенка. Индивидуальный подход в обучении трудных подростков является методологической ориентацией в педагогическом процессе на основе субъектного опыта обучаемых, учитывающий возрастные и психолого-педагогические особенности развития подростков. Система образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого другого ученика. Образовательный процесс основывается на учебном диалоге учителя и учащихся, который направлен на совместное конструирование познавательной деятельности.
Индивидуальный подход к обучению – это такое обучение, где главенствующую роль играет учащийся со своими личностными качествами. Процесс обучения строится в зависимости от возможностей, желаний и запросов обучающегося. Личностный подход – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий в осознании себя личностью, в выявлении индивидуальных возможностей для самоутверждения и самореализации. Основными особенностями индивидуального подхода являются: индивидуальный подход в обучении; обучение на принципах сотрудничества, содружества, взаимопонимания и взаимоуважения; создание условий для раскрытия личностных качеств и способностей учащихся.
К основным способам выявления пробелов учащихся можно отнести следующие: наблюдения за реакциями учащихся на трудности, успехи и неудачи; вопросы учителя и его требования сформулировать определенную позицию; образовательная самостоятельная работа в классе.
1. Атутов, П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 26-33
2. Бондаревская, Е.В. Вариативность стратегии индивидуального воспитания / Е.В. Бондаревская // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 1. – С. 63-73
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика индивидуального образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. – 352 с.
4. Бекоева, М.И. Факторная модель формирования интеллектуального мышления обучающихся в условиях модернизации образования / М.И. Бекоева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2011. – № 4. – С. 33-37
5. Браун, А. Инновационные образовательные технологии / А. Бруан. – М., 2012. – 331 с.
6. Гаджиева, П.Д. О вопросах модернизации отечественного образования / П.Д. Гаджиева. – М.: Инновационная наука. 2015. – 396 с.
7. Гаджиметов, В.Э. Личностно ориентированный подход к формированию культуры здоровья у старшеклассников: дис. … канд педагог. наук / В.Э. Гаджиметов. – Карачаевск, 2009. – 168 с.
8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: Владос-Пpecc. 2005. – 264 с.
9. Кодекс об образовании Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm.
10. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ "МарТ", 2005. – 448 с.
11. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
12. Пассов, Е.И. Концепции коммуникативного обучения / Е.И. Пассов. – М., 1993. – 278 с.
13. Педагогические технологии / Под ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
14. Пехота, Е.Н. Индивидуальность учителя: теория и практика / Е.Н. Пехота. – Николаев: Илион, 2011. – 272 с.
15. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс. – М.: Смысл, 2002. – 526 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. 720 с.
17. Рудик П.А. Психология. М.: Учпедгиз, 1955. 428 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 264 с.
19. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних учебных заведениях / Л.Г. Семушина. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
20. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
21. Якиманская, И.С. Технология индивидуального образования / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 175 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты