Конституционный статус Национального собрания Республики Беларусь, особенности его отношений с Президентом и Советом Министров Республики Беларусь
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционный статус Национального собрания Республики Беларусь, особенности его отношений с Президентом и Советом Министров Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционный статус Национального собрания Республики Беларусь, особенности его отношений с Президентом и Советом Министров Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ. СРОК ПОЛНОМОЧИЙ И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ: ПОЛНОМОЧИЯ, ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ГЛАВА 4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 5 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С СОВЕТОМ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В средние века высшая государственная власть принадлежала одному человеку – монарху, который служил олицетворением союза властей. Монарх устанавливал важнейшие правовые нормы (законодательная власть), решал основные вопросы управления страной (исполнительная власть), был верховным судьей (судебной властью). С развитием капиталистических отношений возникают идеи о необходимости разделения власти между несколькими государственными учреждениями, чтобы ограничить власть монарха и предотвратить произвол и злоупотребления.
Англичанином Джоном Локком была предложена концепция разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, союзную. Союзная власть представляла собой совокупность полномочий в области внешней политики, то есть по проведению международных переговоров, заключению международных договоров и прочему. Немного позднее Шарль Монтескье разработал теорию разделения властей, развив идею Локка. Он предложил выделять законодательную, исполнительную и судебную ветви власти [1, с. 8].
Действующая белорусская конституция признает разделение власти. В статье 6 Конституции говорится, что государственная власть осуществляется на основе законодательного, исполнительного и судебного деления властей. Таким образом, конституция приняла модель разделения властей, предложенную Монтескье, а не Локком.
Законодательная власть – это установление важнейших правовых норм посредством принятия законов. В Республике Беларусь законодательная власть представлена одним органом – Парламентом.
Исполнительная власть организует исполнение законов и других законодательных актов. Эта отрасль в основном представлена государственными структурами. Согласно Конституции, основным органом исполнительной власти является Правительство.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ. СРОК ПОЛНОМОЧИЙ И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь выступает представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Парламент представлен двумя палатами Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90) [2].
В состав Палаты представителей входит порядка 110 депутатов.
Выборы в Палату представителей проводятся в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики – территориальная представительная палата. По восемь членов Совета Республики избираются от каждой области и города Минска тайным голосованием на собраниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее чем за четыре месяца и проводятся не позднее чем за тридцать дней до истечения срока полномочий существующих палат созыва.
Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
В качестве депутата Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, который достиг 21 года.
В свою очередь, членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30-летнего возраста и проживший в соответствующем районе – Минске не менее пяти лет.
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституция 1978 года устанавливала, что власть в республике принадлежит народу либо напрямую, либо через органы, которые он представляет. Это был высший представительный орган государственной власти, единственный государственный орган, имевший право говорить от имени народа. На это прямо было указано также в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой 27 июля 1990 года [5]. Такая запись появилась в качестве стремления подчеркнуть верховенство белорусского парламента, а не каких-либо других структур, к примеру, партийных или союзных органов [6, с 227].
Конституция с поправками, внесенными 15 марта 1994 г., гласит, что Парламент является высшим представительным, постоянным и единственным законодательным органом государственной власти Беларуси. В результате парламент имеет широкие полномочия. Компетенция Национального собрания осуществляется посредством осуществления представительных, законодательных и других полномочий палат Национального собрания, закрепленных Конституцией Республики Беларусь [7, c. 485].
Изучая Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» [8] и Регламенты Палат Национального собрания Республики Беларусь [9] можно подразделить компетенцию на общую, специальную и исключительную.
Общая компетенция:
а) Законодательные полномочия палат Национального собрания:
– Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь рассматривает проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений. Конституция Беларуси с толкованием Конституции Республики Беларусь рассматривает другие законопроекты Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ: ПОЛНОМОЧИЯ, ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Статьи 97 и 98 Конституции Республики Беларусь предусматривают исключительные полномочия Палаты представителей и Совета Республики соответственно [2].
Так, Палата представителей осуществляет следующие полномочия:
– рассматривает проекты изменений в Конституцию по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь;
– рассматривает проекты законов об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военная доктрина; ратификация и денонсация международных договоров; об основном содержании и принципах реализации прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; отчет об утверждении и исполнении республиканского бюджета; установление республиканских налогов и сборов; о принципах реализации имущественных отношений; по основам социальной защиты; о принципах регламентирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здоровье; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судебной системе, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; о помиловании; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об учреждении государственных наград; о толковании законов [11, c. 243].
ГЛАВА 4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совета Республики, Правительства, а также гражданам с правом голоса в количестве не менее 50 тысяч человек и Палате представителей.
Законопроекты, которые могут привести к сокращению, созданию или увеличению государственных средств, могут быть представлены в Палату представителей только с согласия президента или от имени правительства.
Президент или Правительство от его имени имеет право предложить Палате представителей и Совету Республики срочно объявить о рассмотрении закона. В этом случае Палата представителей и Совет Республики должны рассмотреть законопроект в течение десяти дней с момента его подачи.
По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством [14, c. 319].
Любой закон сначала рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.
Если иное не предусмотрено Конституцией, законопроект становится законом, когда он принимается Палатой представителей и одобряется Советом Республики большинством голосов всех членов каждого собрания.
Проекты законов, принятые Палатой представителей, должны быть представлены на рассмотрение Совета Республики в течение пяти дней, где они могут рассматриваться в течение максимум двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.
ГЛАВА 5 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С СОВЕТОМ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В своей деятельности Совет Министров Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В течение двух месяцев после назначения Премьер-министр представляет в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения – повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь объявляет об отставке Президента Республики Беларусь в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь недоверия Совету Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики [19, c. 245].
Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь, создавая правовые гарантии продвижения государства к рынку, свободному предпринимательству и добросовестной конкуренции, в то же время обеспечивает необходимый в обществе социальный баланс, гарантируя права малоимущих слоев населения, стабильность в обществе. Именно поэтому Парламент Республики Беларусь в своей деятельности уделяет большое внимание социальной политике государства, мерам регулирования правовых и экономических отношений в обществе, защите прав человека, обеспечению стабильных и гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений.
Парламент является важным идеологическим органом. Его деятельность отражает то, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент.
Таким образом, народные депутаты своим ежедневным и кропотливым трудом создают правовую базу независимого и демократического государства.
Характеризуя Парламент в Республике Беларусь, можно выделить важные характеристики:
применение к нему термина «Парламент» означает официальное признание парламентаризма в нашей стране;
специфическим свойством Парламента является и определение его как общенационального представительного органа;
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что цель Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь в государстве состоит в том, чтобы посредством представительства достойных избранников из народа отображать волю народа и своей нормотворческой деятельностью улучшать жизнь общества, а также быть сдерживающими противовесам для других ветвей власти.
1 Сенькова, Т.В. Общая теория права: краткий конспект лекций / Т.В. Сенькова. – Гомель: УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 26 с.
2 Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3 Краснобаева, Л.А. Конституционное право Республики Беларусь: тексты лекций / Л.А. Краснобаева. – Гомель: УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 170 с.
4 Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента [Электронный ресурс] / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792.
5 О государственном суверенитете Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июл. 1990 г., № 193-XІІ // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=V09000193.
6 Василевич, Г.А Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2006. – 444 с.
6 Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007 – 528 с.
7 О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З: в ред. от 17 июля 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8 О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, 18 декабря 2015 г., № 707-П5/VIII: в ред. от от 2 октября 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9 Шафалович, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А.А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2015. – 315 с.
10 Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: [справочное пособие] / А.И. Курак, А.П. Жалов. – Минск: Белтаможсервис, 2006. – 279 с.
11 Петров, А.П. Конституционное право: [учебное пособие для вузов по специальностям «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право» и «Политология»] / А.П. Петров. – Минск: Амалфея, 2011. – 687 с.
12 Шафалович, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А.А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2015. – 315 с.
14 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
15 Демичев, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351 с.
16 Василевич, Г.А. Роль Парламента Республики Беларусь в обеспечении конституционной законности / Г.А. Василевич // Вестник Белорусского государственного университета. – 2012. – № 2. – C. 98-102.
17 Земляк, К.М. Законодательная власть как вид государственной власти / К.М. Земляк // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 44-48.
18 Кивель, В.Н. Конституционное право: курс лекций / В.Н. Кивель – Минск: Современная школа, 2008. – 156 c.
19 Дубовицкий, В.Н. Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти / В.Н. Дубовицкий // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр.; редкол. В.И. Семенков, Г.А. Василевич и др.; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – Вып. 4. – С. 237-253.
20 О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З: в ред. от 17 июля 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты