Правовое сознание: структура, функции, исторические типы
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое сознание: структура, функции, исторические типы»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Правовое сознание: структура, функции, исторические типы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
Глава 1. Правовое сознание и его структура
Глава 2. Правовое сознание и его функции
Глава 3. Культурно-исторические типы правосознания
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие.
Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.
Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем.
Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
Правосознание - сложное по своему содержанию явление. Правосознание - это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.
В философии сознание – это «способ идеального представления действительности в голове человека, которое производится в конкретных логических формах, находит свое выражение в языке, лексические единицы которого закрепляют определенное смысловое содержание, обеспечивая коммуникативную деятельность людей и понимание их друг другом».
Значение понятия «сознание» в философии изменяется в зависимости от решения основного вопроса философии. Если для представителей идеализма и дуализма сознание есть особая духовная субстанция, то материализм рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития.
Сознание находится и в исследовательском поле юриспруденции. В рамках юридической науки используются понятия «сознание», сформулированные в рамках неюридических наук, а также широко применяется собственно юридическое понятие – «правовое сознание», или «правосознание».
Правосознание считается идеальным явлением, которое непосредственно не наблюдается. Оно выступает в роли сферы или области сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, ценностных ориентации и социально-правовых установок, которые регулируют деятельность людей в юридически значимых положениях [8, c. 107].
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ
В соответствии с теоретической концепцией, разделяемой многочисленными авторами, основными функциями правосознания являются: познавательная, оценочная и регулятивная. Все остальные функции в конечном итоге охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр.
Определенной суммой юридических знаний соответствует познавательная функция, которая является итогом интеллектуальной деятельности и выражается в понятии «правовая подготовка». Через правосознание, как форму отражения и познания мира правовой действительности, человек получает новые знания о действующей правовой среде и всех явлениях, протекающих в ней, накапливает их, и впоследствии, возможно, применяет эти новые полученные знания на практике. Здесь существует прямая закономерность: чем выше уровень правосознания индивида, значит, тем больше у него знаний о данной сфере. Как любое знание, это знание в процессе его дальнейшего аккумулирования индивидом только углубляется и распространяется, например, через средства массовой информации и путём правового просвещения населения [3, c. 18].
Определенное эмоциональное отношение личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни вызывает оценочная функция на основе опыта и правовой практики. В определение значимости полученных знаний в конкретной ситуации либо на будущее с точки зрения индивида, группы, общества выражается в эмоциональном отношении. Значимым признается то, что служит объектом целей и желания деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряде иных явлений.
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Тип философии – это интерпретация окончательного основания, господствующего в общественном сознании на определенном этапе истории, а также соответствующий подход к рассмотрению наиболее общих вопросов природы человека и его взаимоотношений с окружающим миром, в том числе и с природой человека.
Первой формой развития философии считается космоцентризм, характерный для Древней Греции. "Первобытный" космизм характеризуется человеком как элементом, связующим звеном с космической жизнью, проявляющимся в форме человеческого существования [12, c. 417].
Структура вселенной, включая божественную душу (демиурга), вселенский разум (Логос) и физическую материю (фузис) плоти, копируется в структуре человечества и общества.
Познание Вселенной, в основе которого лежит метафизическая мудрость (София), позволяет определить пути, правила, законы, регулирующие отношения между природой (техне) и человеком (номосом) согласно закону справедливости (дайк). По мнению древних мудрецов, это и есть начало космического центра закона [7, c. 66].
Антропоцентризм, сформировавшийся в эпоху Возрождения (и последовавший за ним современный гуманизм), считал человека отправной точкой, средством и конечной целью философского познания и интерпретации мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги работы.
Правосознание - это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека. В философии сознание – это «способ идеального представления действительности в голове человека, которое производится в конкретных логических формах, находит свое выражение в языке, лексические единицы которого закрепляют определенное смысловое содержание, обеспечивая коммуникативную деятельность людей и понимание их друг другом».
Соответственно структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.
Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Будучи главной, профилирующей частью правосознания, она представляет собой как теоретико-философское, так и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития.
Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.
1. Абрамитов, С.А. Исследование правосознания: онтологический аспект / С.А. Абрамитов // Сибир. Юрид. Вестн. – 2001. – № 1. – С. 11.
2. Бачинин, В.А. Философия (О праве осужденного на духовное возрождение) / В.А. Бачинин // Современное право. – 2008. - №2 – С.28-31.
3. Белканов, Е.А. Структура и функции правосознания : автореф. дис. канд. юрид. наук / Е.А. Белканов. – Екатеринбург, 2006. – 127 с.
4. Буянова, М.О. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова, М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2009. – 816 с.
5. Власова, А.С. Правосознание и его роль в жизни современного общества / А.С. Власова // Российское государствоведение. – 2018. – № 1. – С. 5–11.
6. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие/Е.З. Волчек.- Минск: Соврм. шк. - 2006 - 542с.
7. Ефременко, Е.М. Правосознание учащейся молодежи: теоретические основы и особенности формирования : дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е.М. Ефременко. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – 127 с.
8. Зотов, А. Ф. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект: Трикста, 2004. – 688 с.
9. Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск, 2017. – 319 с.
10. Красножон, О.В. Профессиональное правосознание как форма общественного сознания / О.С. Красножон // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 4 (68). – С. 64–68.
11. Кузнецова, В.Г. Словарь философских терминов / В.С. Кузнецова. – М. : Инфра-М, 2014. – 745 с.
12. Кутафин, О.Е. Юридический энциклопедический словарь / О.Е. Кутафин. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 557 с.
13. Лавриненко, В. Н. Философия в 2т. Т.2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для СПО/ В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чернышова; под ред. В.Н. Лавриненко.-7-е изд., пер. и доп.- Москва: Юрайт,2018. – 283 с.
14. Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций /Л.Е. Лойко.-Минск: Академия МВД Республики Беларусь,2011- 245 с.
15. Лукашевич, В. К. Философия :учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; по общ. ред. В.К. Лукашевича.- Минск: БГЭУ,2001.- 431с.
16. Малахов, В.П. Право в контексте форм общественного сознания. Принцип правопонимания / В.П. Малахов. – М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2015. – 159 с.
17. Митрошенков, О. А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
18. Сальников, В.П. Правовая культура : проблемы формирования гражданского общества и правового государства / В.П. Сальников // Демократия и законность. – 2016. – № 2. – С .152.
19. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М. :Гардарики, 2006. – 736 с.
20. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2009. – 525 с.
21. Юрашевич, Н.М. Правосознание и право : общность и различие / Н.М. Юрашевич // Государство и право. – 2005. – № 7. – С. 69–75.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты