Нормотворческая деятельность органов внутренних дел
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нормотворческая деятельность органов внутренних дел»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Нормотворческая деятельность органов внутренних дел
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА
ГЛАВА 2. СТАДИИ НОРМОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время заинтересованность в нормотворческой деятельности различных государственных органов, проявляют не только ученые, но и практики-юристы. особенно интерес вызывают нормативно-правовые акты, которые они принимают.
Большую роль для улучшения нынешнего права, деятельности его использования, а также усовершенствование в целом правовой системы обладает принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах их компетенции, устанавливание определённой иерархии этих актов, способа публикации и вступления в силу и т.д. вследствие этого изучения, приуроченные к этой проблематике и в том числе вопросам нормотворчества, располагают не только важным теоретическим, но и практическим значением
В Республике Беларусь нормотворчество является одним из самых важных направлений для полноценного функционирования работы государства. Это является специфической, требующей особых знаний и умений интеллектуальной деятельностью, которая связана с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.
По итогам нормотворческой деятельность – законам и другим нормативным актам - складывается мнение о государстве в целом, степени его цивилизованности, культурности, демократичности, цивилизованному обществу всегда требовалась точность и совершенность в правовых решениях, в такой работе государства, по результатам которой образовываются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Это и позволяет назвать такое государство правовым без каких-либо утрирований.
Увеличение качества законных решений, сокращение до минимального количества малоэффективных нормативных актов - непрерывная задача законодателя, если у него есть стремление к организации правового государства.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА
Вопросам нормотворчества в юридической науке уделялось большое внимание со стороны ученых и исследователей. В то же время некоторые аспекты рассматриваемых общественных отношений так и остаются дискуссионными. В частности, одним из таких вопросов является дефиниция понятия «нормотворчество».
Так, в юридической науке неоднократно возникала дискуссия о том, что же собой представляет нормотворчество: разновидность научной деятельности или вид вненаучного знания.
Стоит отметить, что в 80-е гг. XX в. нормотворчество рассматривалось как вид вненаучного знания. В подтверждение сказанного можно указать на подход В.М. Баранова, который сделал вывод о том, что: «знание, помещаемое в норму права, хотя и основывается на правовой науке, но возникает как ее побочный продукт и этим отличается от чисто научного. Правовые нормы представляют собой вид вненаучного знания, поскольку нормотворческие органы целенаправленно познают реальность, но задача познания не стоит пред ними в качестве самостоятельной» [1, с. 194].
Такой подход поддерживает и В.М. Сырых, который говорит о том, что имеются основания рассматривать нормотворчество как разновидность проектной работы, как вид социальной инженерии с определенной спецификой [2, с. 61].
Бесспорно, нормотворчество – это сложный процесс, в котором имеются как рациональное, так и иррациональное основание. На это абсолютно обоснованно указал В.И. Савин [3, с. 8].
Представляет интерес и подход Пугачева В.П. и Соловьева А.И., которые говорят о том, что сущность нормотворчества на практике проявляется в рационально организованном взаимодействии структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих (субъектов нормотворчества) [4, с. 64].
ГЛАВА 2. СТАДИИ НОРМОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Рассмотрим стадии нормотворческого процесса на примере стадий законодательного процесса.
Нормотворческий процесс по своей сути является главной, составной часть нормотворческого процесса, его сердцевиной [16, c. 146]
Нормотворческий процесс в Республике Беларусь – это последовательное прохождение в Национальном собрании Республики Беларусь (далее-Парламент) определённых законодательством стадий:
1. Законодательная инициатива;
2. Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;
3. Обсуждение законопроекта в Парламенте;
4. Принятие законодательных актов;
5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.
Законодательная инициатива. Согласно Конституции правом законодательной инициативы обладают:
− Президент;
− Правительство;
− Совет Республики;
− депутаты Палаты представителей.
− граждане, которые обладают избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек, посредством реализации в палате представителей [17].
В свою очередь требуется обозначить, что законопроекты, последствием принятия которых может заключаться в сокращении государственных средств, создании или увеличении расходов, могут вноситься в Палату представителей только с согласия Президента или по его поручению – Правительством.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Изучение особенностей нормотворчества актуально, так как предложение о разработке законодательства по совершенствованию процесса нормотворчества в нашей стране особенно актуально, так как в этой связи существует множество проблем.
Вопрос правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел по-прежнему вызывает научный и практический интерес, поскольку совершенный нормотворческий механизм невозможно представить без детального анализа предшествующего этапа нормотворчества в ведомстве МВД [21, с.19].
Нет никаких сомнений в том, что нормотворческий процесс занимает особое место и играет особую роль в масштабах отраслевого регулирования. Отмечая специфику положения МВД, важно отметить, что система делопроизводства и система конфиденциальности должны соблюдаться; поэтому необходимо развивать свой собственный отдел.
На сегодняшний день основную проблему следует отнести к процессу систематизации отраслевых нормативных актов, на который этот процесс должен повлиять в ближайшем будущем. Большое количество нормативных правовых актов представлено большим количеством различных положений и норм, регулирующих все стороны общественной жизни.
В рамках оптимизации государственного аппарата четко прослеживается динамика нормативной деятельности, но важно утверждать, что существует потребность в исследованиях и глубоком научном анализе существующей отраслевой нормативной деятельности. Прежде всего, необходимо отразить исторический опыт нашей страны, первооткрывателей этой области.
Поэтому правовой опыт, регулирующий нормативно-правовую и организационно-управленческую деятельность милиции, позволяет рассматривать ее как инновацию, а потому данный аспект имеет правовое и познавательное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нормотворчество – это деятельность по созданию (т.е. по разработке, принятию, официальному опубликованию и введению в действие) нормативных правовых актов.
Нормотворчество играет важную роль в процессе формирования права. Понятие «формирование права» более широкое, нежели нормотворчество. При этом понятие формирования права акцентирует внимание на самой динамике данного процесса, в ходе которого осуществляется взаимодействие как объективных, так и субъективных факторов, которые предопределяют и обеспечивают создание нормативных правовых актов, в частности, законов.
Можно также говорить о том, что нормотворчеством завершается в некоторой степени формирование права, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания («идея права», «образ права»), его объективирование (например, в нормотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта).
Под нормотворческой деятельностью подразумевается научная и организационная деятельностью по экспертизе, подготовке, принятию (изданию) либо отмене, изменению дополнению, нормативно правовых актов.
Нормотворчество по субъекту можно подразделить на следующие виды:
– нормотворчество народа путем референдума;
– нормотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
– нормотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.
По юридической силе нормотворчество подразделяется на:
– разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;
– нормотворчество;
– разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.
1. Баранов, В. М. Истинность норм советского права. / В.М. Баранов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. – 400 с.
2. Сырых, В.М. Нормотворчество как вид социального проектирования / В.М. Сырых // Журнал российского права. – 2017. – № 3. – С. 61 - 65.
3. Савин, В.И. Нормотворчество субъектов в условиях становления системы органов государственной власти и местного самоуправления / В.И. Савин. – Орел: Ридео, 2017. – 286 с.
4. Пугачев, А.Н. Нормотворческий процесс: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических специальностей / А. Н. Пугачев. – Новополоцк: ПГУ, 2016. – 388 с.
5. Халфин, Р.О. Научные основы советского нормотворчества / Р.О. Халфин. – М.: Акад. наук СССР, 1981. – 682 с.
6. Алексеев, С.С. Теория права / С.С.Алексеев. – 2-е изд. – М.: Бек, 2015. – 311 с.
7. Кузнеченкова, В.Е. Налоговый нормотворческий процесс в системе юридических категорий / В.Е. Кузнеченкова // Журн. права. – 2015. – № 1. – С. 103-109.
8. Бессонов, А.А. Процессуальные нормы права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А.А. Бессонов. – Саратов, 2017. – 30 с.
9. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин [и др.]. – М.: Юрайт, 2015. – 624 с.
10. Попов, О.В. Понятие и виды нормотворчества / О.В. Попов // Вестник Волжского ун-та. – 2019. – № 7. – С. 39-44.
11. Мазуренко, А.П. Нормотворческая политика: понятие и соотношение со смежными юридическими категориями / А.П. Мазуренко // Государство и право. – 2016. – № 4. – С. 15-21.
12. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – М.: ЮРИСТЪ, 2012. – 375 с.
13. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма - Инфра-М, 2015. – 547 с.
14. Борисов, А.С. К вопросу о понятии нормотворчества / А.С. Борисов // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. – №3. – С.30-35.
15. Дробязко, С. Г. Правообразование, нормотворчество, правоустановление, их субъекты и принципы / С.Г. Дробязко. – Мн.: БГУ, 2013. – 329 с.
16. Матузов, Н.И. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2014. − 512 с.
17. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
18. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Давыдова, М.Л. Теоретические и методологические проблемы понятия и состава юридической техники: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. / М.Л. Давыдова. – Волгоград, 2017. – 61 с.
20. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 фев. 2012 г., № З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Синюков, С.В. Механизм нормотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.В. Синюков. – Саратов, 2013. – 32 с.
22. Дербина, А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта нормотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А.В. Дербина. – Самара, 2017. – 29 с.
23. Махотин, А.Н. Нормотворчество как динамическая форма права / А.Н. Махотин // Юридическая техника. – 2015. – № 9. – С.458-462.
24. Керимов, Д.А. Нормотворчество / Д.А. Керимов // Право и образование. – 2016. – № 3. – С. 67-72.
25. Чухвичев, Д.В. Законодательная техника: Учеб. пособие / Д.В. Чухвичев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 239 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты