Экономическое обоснование механизма повышения конкурентоспособности предприятия
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономическое обоснование механизма повышения конкурентоспособности предприятия»
по дисциплине: «Экономика и управление на предприятиях АПК»
2021
45.00 BYN
Экономическое обоснование механизма повышения конкурентоспособности предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика и управление на предприятиях АПК
Организация: Маньковичи, КУПП
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет 2018 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Годовой отчет 2019 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет 2018 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Годовой отчет 2019 г.
Поделиться
Введение
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
1.2 Взаимосвязь эффективности и конкурентоспособности
2 Оценка конкурентоспособности КУПП «Маньковичи»
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУПП «Маньковичи»
2.2 Положение организации КУПП «Маньковичи» в конкурентной среде
3 Пути повышения конкурентоспособности КУПП «Маньковичи»
3.1 Мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности КУПП «Маньковичи»
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни экономика представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества различных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
В экономике рыночного типа конкурентоспособность является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятии, а повышение конкурентоспособности продукции и следствие из этого - рост ее экспорта, является средством для повышения уровня жизни населения страны.
В настоящее время уровень конкуренции для отечественных организаций значительно увеличился. Наблюдается качественное и количественное усложнение конкурентной среды. Вследствие этого возможность получения крупного заказа уменьшается, а степень выживаемости организаций в значительной степени зависит от их конкурентоспособности.
С расширением возможностей для роста инвестиций в экономике и постепенным развитием производства, появляется необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий как важнейшего условия эффективности их деятельности.
В настоящее время перед организациями нашей страны остро встали вопросы обеспечения надлежащей конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Формирование возможностей хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению положительного эффекта в современных условиях усложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к часто меняющимся условиям, что требует, поиска экономически-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.
В связи с описанным выше, можно отметить, что исследование вопроса конкурентоспособности предприятия представляется необходимым и своевременным. Поэтому выбранная тема работы является актуальной.
Процессы развития конкурентоспособности требуют всестороннего рассмотрения с позиции экономики и управления.
Различные аспекты конкурентоспособности рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными: М. Портер, И.Л. Акулич, А.И. Васильев, Д.С. Воронов и др.
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
В экономической литературе определено несколько подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее распространенные.
По словам авторам Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс» конкуренция – это присутствие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке, а также возможность для покупателей и продавцов свободно входить и выходить из рынка [1, с. 74].
Автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. раскрывает понятие «конкуренция» как процесс управления
конкурентным преимуществом организации для достижения успеха или других целей в борьбе с конкурентами, будь то в законодательстве или в естественных условиях.
Спиридонов И.А. в своей книге «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики» определяет конкуренцию как экономический процесс взаимодействия и борьбы между организациями, действующими на рынке, с целью предоставления лучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения максимальной прибыли [2, с. 51].
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений, способствует увеличить предложение товаров и услуг, адаптируется к меняющимся потребностям потребителей и постоянно выводит на рынок новые, более совершенные продукты.
Сущность конкуренции и ее движущие силы были подробно изучены в трудах известного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция промышленности и конкурирующие силы находятся значительно дальше обычного противостояния сторон в конкретной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все они в той или иной степени являются конкурентами, влияющими на отрасль [3, с. 129].
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КУПП «МАНЬКОВИЧИ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУПП «Маньковичи»
Коммунальное унитарное производственное предприятие «Маньковичи» является коммерческой организацией – юридическим лицом. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Пределы управления и распоряжения имуществом устанавливаются Брестским областным Исполнительным комитетом. Областным органом отраслевого управления предприятием является ГО «Управляющая компания холдинга «Концерн Брестмясомолпром».
КУПП «Маньковичи» образовано в декабре 2000г. на базе совхоза «Маньковичский» согласно декрета Президента Республики Беларусь № 22 от 16 ноября 2000г. Совхоз «Маньковичский» образован в 1965г. на базе колхоза им. Жданова, организованного в 1949г. В 1986г. на баланс совхоза передан спиртовой завод, основанный князем Радзивиллом в 1879г. В 1995г. было освоено производство белых водок. В 2006 г. КУПП «Маньковичи» реорганизовано путем присоединения к нему СПК «Белоушский» в соответствии с решением Брестского областного исполнительного комитета № 55 от 03.02.2006г.
КУПП «Маньковичи» расположено в центральной части Столинского района Брестской области в пойме реки Горынь на расстоянии 3км от районного центра. В состав КУПП «Маньковичи» входит 3 населенных пункта: д. Маньковичи, д. Белоуша и д. Отвержичи.
Общая земельная площадь составляет 5234 га, сельскохозяйственные угодья – 4475 га, из них: пашня – 2017 га, сенокосы – 2 457 га. Распаханность земель – 45,1 %. Балл пашни – 24,1. Балл сельхозугодий – 24,1.
В сельскохозяйственном производстве предприятие специализируется на откорме крупного рогатого скота, производстве молока, зерна, кормов для животноводства.
В предприятии содержится 4 200 головы КРС, в том числе 470 коров.
Промышленное производство представлено переработкой зерна на спирт ректификованный «Люкс», производством белых водок и ликеро-водочных изделий, коньяков, бренди, напитков спиртных крепких.
Специалистами предприятия для удовлетворения вкусовых качеств потребителей разработаны и внедрены в производство более 20 наименований водок, бальзам и горькие настойки, отличительной особенностью которых является использование натурального сырья.
3 Пути повышения конкурентоспособности КУПП «Маньковичи»
3.1 Мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности КУПП «Маньковичи»
В качестве мероприятия, по повышению конкурентоспособности предложим участие КУПП «Маньковичи» в специализированных выставках, то есть усилить рекламную кампанию организации. Перед выбором выставки предприятию необходимо определиться с целями, которые должны быть достигнуты во время участия в выставке.
Первостепенные цели: обмен опытом; развитие сотрудничества; изучение конкурентов и их продукции; проверка конкурентоспособности предприятия; изучение общей конъюнктуры в отрасли.
Цели распределения: получение новых заказов; поиск партнеров из различных географических районов.
Цели товарной политики: презентация новинок и улучшений; расширение ассортимента предлагаемых товаров.
Проанализировав календарь выставочно-ярмарочных мероприятий был выбран «Агроэкспо».
АгроЭкспо – это наиболее масштабная специализированная выставка аграрной техники и технологий, предоставляющая возможность компаниям-экспонентам демонстрировать полную номенклатуру продукции для агропромышленного комплекса. Ежегодно в выставке участвует около 450 профильных, отечественных и зарубежных компаний.
Участие в форуме даст КУПП «Маньковичи» следующие преимущества:
- возможность найти партнеров в числе производителей и поставщиков, дистрибьюторов и представителей торговых сетей;
- провести конструктивные переговоры с руководителями фирм-производителей, торговых и розничных сетей, интернет-магазинов о последующих поставках;
- узнать о современных тенденциях развития промышленности, изучить требования к поставщикам, работающим на европейском рынке;
- получить актуальную информацию об интернет-маркетинге и новых каналах продажи;
- обсудить с профессионалами насущные проблемы отрасли и пути их решений.
Цель участия в выставке КУПП «Маньковичи»: знакомство местных компаний с выпускаемой продукцией предприятия, поиск клиентов, заключение контрактов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «конкурентоспособность» чрезвычайно обширно и универсального общепринятого определения не имеет, но можно говорить о понятии конкурентоспособности применительно к разным объектам рынка и разным уровням его организации. Конкурентоспособность предприятия – это
характеристика, которая выражает отличия данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности».
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Чтобы быть устойчивым среди такой конкуренции, необходимо идти в ногу со временем. Прежде всего, это касается:
- завоевания большей части рынка потребителей;
- заключение новых сотрудничеств, привлечение новых инвестиций;
- качества продукции;
Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов: анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара, определения сравнительных параметров образцов товара, расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
КУПП «Маньковичи» образовано в декабре 2000г. на базе совхоза «Маньковичский» согласно декрета Президента Республики Беларусь № 22 от 16 ноября 2000 г.
В сельскохозяйственном производстве предприятие специализируется на откорме крупного рогатого скота, производстве молока, зерна, кормов для животноводства.
Промышленное производство представлено переработкой зерна на спирт ректификованный «Люкс», производством белых водок и ликеро-водочных изделий, коньяков, бренди, напитков спиртных крепких.
Специалистами предприятия для удовлетворения вкусовых качеств потребителей разработаны и внедрены в производство более 20 наименований водок, бальзам и горькие настойки, отличительной особенностью которых является использование натурального сырья.
1. Акулич, И. Л. Основы маркетинга : учебное пособие / И. Л. Акулич, Е. В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 236 с.
2. Атамалиева, Л. А. Система маркетинговых коммуникаций : учебное пэсобие для вузов / Л. А. Атамалиева, Г. А. Веденин. – Витебск : ВГТУ, 2016. – 166 с.
3. Вышегородский, Д. В. Анализ конкурентоспособности деятельности предприятия / Д. В. Вышегородский // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы: Сб. III Международной НПК. – 2019. – С. 129-132.
4. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
5. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
6. Евсин, К. С. Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке на основе SWOT-анализа / К. С. Евсин // Современные проблемы и перспективы развития регионов: Сб. НПК. – 2017. – С. 143-145.
7. Жданова, Е. С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий / Е. С. Жданова // Журнал экономических реформ. – 2018. – № 1. – С. 44-49.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – 5-е европейское изд. – М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
9. Меркулов, И. С. Анализ подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» / И. С. Меркулов // Факторы успеха. – 2017. – № 2. – С. 57-60.
10. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. / Ю.Б. Рубин // Монография. 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2016. - 458 с.
11. Страданченкова, А. А. Применение SWOT-анализа для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия / А. А. Страданченкова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 206-208.
12. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия / Е. Сысоева // Предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 85-91.
13. Тимошина, О. С. Экономический анализ конкурентоспособности организации / О. С. Тимошина // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2017. – № 12. – С. 57-66.
14. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. – 2016. – № 3. – С. 62-67.
15. Халилов, М. У. Анализ конкурентоспособности методом многоугольника / М. У. Халилов // Экономика, бизнес, инновации: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 67-69.
16. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Пер. с англ. В. Шагоян / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. – Днепропетровск: Бизнес-букс, 2015. – 800 с.
17. Цикин, А. М. Анализ методологических подходов к оценке конкурентоспособности на различных уровнях / А. М. Цикин // Экономика. Бизнес. Банки. – 2018. – № 1. – С. 127-137.
18. Александрович, Я. М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции / Я. М. Александрович // Экономический бюллетень. – 2016. – №7. – С. 86 – 98.
19. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый // Маркетинг. - 2017. - № 4. - С. 29 – 34.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет 2018 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Годовой отчет 2019 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Годовой отчет 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Годовой отчет 2018 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Годовой отчет 2019 г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты