Органы прокуратуры Республики Беларусь в системе государственной власти Республики Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Органы прокуратуры Республики Беларусь в системе государственной власти Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Органы прокуратуры Республики Беларусь в системе государственной власти Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Становление и развитие конституционно-правового статуса прокуратуры Республики Беларусь
1.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры
1.3 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти
ГЛАВА II СИСТЕМА ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
2.1 Функции и направления деятельности прокуратуры
2.2 Надзор за исполнением законодательства ― основная функция прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
В процессе развития демократического правового государства важное значение имеет укрепление законности и правопорядка. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Социально-экономические процессы, происходящие в стране в последние годы, укрепляющиеся рыночные отношения, тенденции к построению правового государства обусловливают растущую общественную потребность в защите установившегося общественного строя и общественного правопорядка.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных объединений и т.д. является высшей целью любого демократического государства, а государственные органы должны обеспечить защиту данных прав, и подчинение закону всех участников правоотношений, однако зачастую бывает, что и сами государственные органы нарушают закон или превышают полномочия, и здесь возникает вопрос, кто же должен защитить права лиц.
Выполнение функций и задач по защите прав, свобод и законных интересов, а также собственности и иных прав возложено на государственные органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов граждан. Они в пределах своей компетенции обязаны принимать необходимые меры по выявлению и пресечению нарушений прав и законных интересов граждан. Одним из таких государственных органов в Республике Беларусь является прокуратура Республики Беларусь.
Основу законодательного регулирования защиты прав граждан в Республике Беларусь составляет Конституция Республики Беларусь, Уголовный, Гражданский и другие кодексы Республики Беларусь, а так же ряд иных нормативных правовых актов.
Прокурорский надзор вызывает большой интерес в мировой юридической науке, политике и обществе в целом. Данный интерес вызван особым значением института прокуратуры.
Прокуратура в Республике Беларусь занимает весьма высокое место в становлении демократического правового государства в Республике Беларусь, что определяется тем, что именно прокуратура представляет собой слаженный механизм, осуществляющий контроль непосредственно самой системы разделения и взаимодействия властей. В современных условиях прокуратура является одним из элементов системы, так называемых, «сдержек и противовесов», а также устанавливает и принимает меры к предупреждению и устранению абсолютно любых нарушений закона, от кого бы то ни они не исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей).
ГЛАВА I ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Становление и развитие конституционно-правового статуса прокуратуры Республики Беларусь
В ст. 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства [1].
Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в целом.
Функции государства зависят от задач, стоящих перед ним. На том или ином этапе его развития одни функции государства выдвигаются на передний план, другие, хотя и действуют, но остаются как бы в тени.
Одной из постоянных функций государства является правоохранительная функция, которая состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами, одним из которых и признано считать органы прокуратуры [2, с. 45-46].
Органы прокуратуры в Республике Беларусь занимаю весьма важное место среди иных государственных органов. Именно органы прокуратуры выполняют функции, непосредственно связанные с осуществлением надзора, за исполнением законодательства, и в пределах своих полномочий принимает решения о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства. Органы прокуратуры, как и многие иные государственные органы Республики Беларусь прошли длительный путь становления и развития.
Начальный этап формирования органов прокуратуры Республики Беларусь характеризуется сильным влиянием советского периода, что нашло свое отражение прежде всего в принятых нормативных правовых актах, которые непосредственно и регулировали правовой статус данного государственного органа. Так, в ст. 7 Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г. содержалось положение о том, что высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь, который назначается Верховным Советом Республики Беларусь [3].
ГЛАВА II СИСТЕМА ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
2.1 Функции и направления деятельности прокуратуры
В современном мире учёные особое внимание уделяют изучению зарубежного опыта. Разумеется, что имеющаяся ранее и зачастую распространяемая в настоящее время информация о деятельности прокуратуры за рубежом нередко носит односторонний характер, приспосабливаясь к отдельным ведомственным оценкам и суждениям. Так, например, сторонники резкого ограничения сферы деятельности прокуратуры в Республике Беларусь часто ссылаются на опыт зарубежных стран, где функции прокурора ограничиваются лишь его участием в суде в качестве обвинителя. Однако, как показывает практика и законодательство высокоразвитых стран - это совершенно ошибочное мнение и явное заблуждение. Достаточно сослаться на опыт США, где функций у прокуроров по крайней мере не меньше, чем у прокуроров в Республике Беларусь. Традиционно законодательство США наделяет прокуроров, как и представителей исполнительной ветви власти, широкими полномочиями, в особенности при решении вопросов преступлений, предъявлении официальных обвинений и судебном преследовании.
ВФРГ в соответствии с принципом разделения властей прокуратура входит в систему органов юстиции и подчинена указаниям исполнительной власти в лице Министерства юстиции:
1) на федеральном уровне - федеральному министру юстиции,
2) на земельном - земельному управлению органов юстиции.
Здесь следует отметить, что и организационная структура прокуратуры в ФРГ совпадает со структурой судебной системы и подразделяется на федеральную и земельную.
Прокуратура ФРГ выполняет 3-ую (тройную) задачу:
1) непосредственно расследует преступления и выступает в качестве обвинителя в суде;
2) участвует в судебном процессе в качестве, так называемой, «беспристрастной стороны»
3) приводит приговор в исполнение.
Прокуратура в Германии не является частью всеобщей государственной власти, а выступает специальным органом именно уголовного судопроизводства. Она функционально независима от суда:
- имеет свой отдельный штат,
- отделена от него организационно, однако в то же время как бы «приписана» к нему – т.е. каждая прокуратура существует при суде.
Заключение
В результате исследования была достигнута цель курсовой работы, а именно изучены понятие, принципы, а также особенности деятельности органов прокуратуры в Республике Беларусь.
Конституция Республики Беларусь провозгласила, что человек, его права, свободы и гарантии их реализация являются высшей ценностью общества и государства. Из этого следует, что защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций.
Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще В.И. Лениным:
- надзор прокуратуры не только за точным, но и единообразным исполнением законов;
- единство и централизация органов прокуратуры;
- независимость их от местных органов власти.
За последние десятилетия практика выработала ряд новых принципов, которые являются основополагающими в современных условиях жизнедеятельности общества и государства. Эти принципы нашли законодательное закрепление в Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Так, деятельность органов прокуратуры Республики Беларусь основывается на принципах:
- законности,
- равенства всех граждан перед законом,
- независимости прокурора,
- подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам,
- гласности,
- обязательности исполнения требований прокурора.
Органам прокуратуры присуще особое положение как в системе органов государственной власти в целом, так и в системе правоохранительных органов Республики Беларусь, на что указывает ее конституционно-правовой статус.
Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти имеет весомое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности.
Так, согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура Республики Беларусь призвана выполнять, так называемую, функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей. Именно прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений закона, независимо от того, кем были допущены данные нарушения.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., прин. на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008.- 48 с.
2 Храпнюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пос. / под ред. В. Г. Стрекозова. – Москва: Интерстиль 1997. – 384 с.
3 О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховн. Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 536.
4 О концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховн. Совета Респ. Беларусь, 23 апреля 1992 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1992. – № 16. – Ст. 270.
5 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 января 1993 г. (утратил силу) // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1993. – № 10. – Ст. 95.
6 Чувилева, А.А. Правоохранительные органы: учеб. пос. / под общей ред. А. А. Чувилева, Ан. А. Чувилева. – Москва: Юриспруденция, 2000. – 176 с.
7 Ленин, В.И. Полное собрание сочинений – М., 1958. Т. 45. - С. 198-203.
8 Божьева, В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пос. студ. юридич. специальностей вузов / под ред. В. П. Божьева. – Москва: Спартак, 2002. – 400 с.
9 Кеник, А.А. Прокурорский надзор / под ред. А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.
10 Басков, В.И. Прокурорский надзор. Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.И. Баскова. - М.: НОРМА, 2007. - 704 с.
11 Генеральная прокуратура Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. - Режим доступа: prokuratura.gov.bу.
12 Бессарабов, В.Г. Прокуратура как важное звено становления демократического правового государства // Журнал российского права. - 1998. -№9. - с. 10-11.
13 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З с изм. и доп.// Эталон – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
14 О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З с изм. и доп.// Эталон – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
15 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З: принят Палатой Представителей 24 июня 1999 г..; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: с изм. и доп. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
16 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З: принят Палатой Представителей 10 декабря 1998 г..; одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г.: с изм. и доп. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
17 Беляев, В.П. Сущность надзора и некоторые пути его оптимизации / под ред. В.П. Беляева / Российский следователь. - 2005. - № 12. - С.55-58.
18 Сокол, С.С. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. пособие / под общ. ред. А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С.Сокол. - Минск: «БИП-С», 2001. - 212 с.
19 Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. с изм. и доп.// Эталон – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
20 Сологубов, А.С. История и правовая природа прокуратуры // Право и жизнь. — 2006. — № 96(6). — 09 п.л.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты