Жизненно практические ориентации философии Древнего Китая
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Жизненно практические ориентации философии Древнего Китая»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Жизненно практические ориентации философии Древнего Китая
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Раздел 1 Социокультурные особенности и этапы развития философии Древнего Китая
Раздел 2 Даосизм как философская школа и религиозное направление
Раздел 3 Проблемы человека и общества в конфуцианстве и легизме
Заключение
Список использованных источников
Введение
История развития китайской философии начинается после зарождения рабовладельческого строя почти 4 тысячи лет назад.
Философия и религия древнего Китая уникальны. Неслучайно философия и религия идут бок о бок, ведь два основных направления древнекитайской философии – конфуцианство и даосизм – трудно отделить от религии.
Первое учение активно использовало языковые, моральные, правовые и ритуальные условности. Второй, напротив, провозглашает освобождение от навязанных обществом условностей и поиск нелинейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного знания.
Это два основных направления философии и в то же время, по мнению многих выдающихся ученых, это две основные религии Китая. Кроме того, на протяжении долгого исторического периода конфуцианство и даосизм были доминирующими религиями в Китае. И в этом смысле философия Древнего Китая уникальна.
Древнекитайская философия очень специфична. Это определяется, прежде всего, подчинением философии политической и моральной практике. В ней преобладали вопросы морали, ритуала, управления страной, построения идеального общества. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, формальным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, чиновниками, послами. «Знание – действие – этика» – эта цепочка в Древнем Китае была одним из основных направлений философии.
Раздел 1 Социокультурные особенности и этапы развития философии Древнего Китая
Период зарождения философских взглядов древних народов, населявших бассейны рек Хэ, Хуайхэ, Хань-Шуй (VIII-VI вв. до н.э.) и заложивших основы китайской культуры, совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех регионах можно проследить сходство законов, по которым происходило формирование и развитие человеческого общества и мировой культуры. Включенный в это издание обширный материал, изложенный в хронологическом порядке, на наш взгляд, убедительно доказывает указанную выше общность, единство внутренних закономерностей возникновения и развития философии.
История философии ясно раскрывает процесс освоения человеком природы, его попытки понять свое место и роль во Вселенной, раскрывает многогранность творческого человеческого гения. В то же время история становления и развития философии, будь то китайская, индийская или греческая, неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражает борьбу различных классов общества, борьбу сил прогресса и реакции, цепляние за все старое, установление силой традиции незыблемости и вечности своего господства. В конечном итоге столкновение взглядов и мнений привело к конфликту двух основных направлений в философии – материалистического и идеалистического – с разной степенью осознания и глубины выражения этих направлений. [2, с. 17-18].
Вместе с тем изучение истории китайской философии показывает, что в ее развитии, как с точки зрения проблематики, так и с точки зрения социальной роли и форм борьбы между материализмом и идеализмом, наблюдается ряд особенностей. Своеобразие китайской философии напрямую связано с ее особой ролью в напряженной социально-политической борьбе, развернувшейся в многочисленных государствах Древнего Китая в период «весны и осени» и «враждующих государств». Развитие общественных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри правящих классов, как это произошло, например, в Древней Греции.
Раздел 2 Даосизм как философская школа и религиозное направление
Даосизм – это направление древнекитайской философской мысли. В основе даосской системы лежит понятие «Дао» («путь») – первый принцип, безличный универсальный закон, способ познания природы и ее законов. Дао – это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем рушатся, снова входя в ничто. Следовательно, только Дао (небытие) вечно, все остальное временно. Дао – это изначальное существо, у которого нет имени. называя это, мы превращаем его в бытие. Даосы предпочитали Дао с противоречивыми знаками, то есть к нему относились как к чему-то, в чем противоположности становятся идентичностями.
Даосизм в значительной степени сформировался в противовес конфуцианству. Согласно исторической традиции, Лао-цзы, архитектор двора Чжу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайском государстве и отправился в странствия. И именно это разочарование породило учение, которое отражено в приписываемой ему книге «Дао Дэ Цзин» («Книга улицы и ее событий»), созданной в V–IV веках до н.э [3, с. 44-45].
Этот контраст между даосизмом и конфуцианством проявляется в интерпретации концепции «Дао», которая играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций считал, что Дао следует принципам этики, соблюдает требования милосердия (рен) и улучшает личность посредством занятий искусством: стрельбой из лука, игрой на музыкальных инструментах, каллиграфией и математикой. Другими словами, Дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм фокусируется главным образом на естественном аспекте даосизма, и это выражается в наиболее важной позиции даосизма: «Следуйте природе всех вещей и не имейте в себе ничего личного». Естественность и простота – вот суть даосской философии.
Раздел 3 Проблемы человека и общества в конфуцианстве и легизме
История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.
Конфуцианство – это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном» [1, с. 103].
В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида.
В основе конфуцианства лежало два принципа:
1. Все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их;
2. С точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены [6, с. 203].
Заключение
1. Социокультурные особенности философии Древнего Китая: особая роль острой социально-политической борьбы, подчиненность философии политической практике, главное внимание философов – вопросы управления обществом и отношения между различными социальными группами, отсутствие интереса к естествознанию, неразработанность вопросов логики, тесная связь с мифологией. К основным этапам развития философии в Древнем Китае относятся следующие: развитие конфуцианства, распространение даосизма, философия Мо-Цзы, философия «школы имен», «законническая школа» («легизм») и «космологическая школа».
2. Даосизму как философской и религиозной школе присущи следующие признаки: естественность и простота, человек – это скопление многочисленных духов – божественных сил, концепция недеяния – отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком, идея всеобщего равенства и социальной справедливости.
1. Аллаберт, А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая / А.В. Аллаберт. – М.: ИДВ РАН, 2008. – 228 с.
2. Бонгард-Леви, Г.М. Древнекитайская цивилизация: философия, наука, религия / Г.М. Бонгард-Леви. – М.: Наука, 1980. – 333 с.
3. Бондаренко, Ю.Я. Этика парадоксов: очерк этики и философии даосизма / Ю.Я. Бондаренко. – М.: Знание, 1992. – 62 с.
4. Васильев, В.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование мировоззрения и менталитета) / В.С. Васильев. – М.: Наука, 1989. – 310 с.
5. Гране, М. Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы / М. Гране. – М.: Республика, 2008. – 528 с.
6. Делюсин, Л.П. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Л.П. Делюсин. – М.: Наука, 1982. – 264 с.
7. Кобзев, А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А.И. Кобзев. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. – 606 с.
8. Кудрявцева, О.Н. Проблема природы человека в контексте конфуцианства и легизма / О.Н. Кудрявцева, В.И. Земенко // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 90-94.
9. Лойко, Л.Е. Философия / Л.Е. Лойко. – Мн.: Академия МВД, 2011. – 245 с.
10. Лян Минь Янь. Теории государственного управления в правовых учениях Китая / Лян Минь Янь // Вестник Омского университета. – 2012. – № 1. – С. 26-30.
11. Малявин, В.В. Антология даосской философии / В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. – М.: Комаров и К., 1994. — 446 с.
12. Масперо, А. Даосизм / А. Масперо. – СПб.: Наука, 2007. – 294 с.
13. Переломов, Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л.С. Переломов. – М.: Наука, 1981. – 331 с.
14. Переломов, Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.) / Л.С. Переломов. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009. – 704 с.
15. Сидаш, К.С. Генезис и основы древнекитайской правовой доктрины легизма / К.С. Сидаш, З.Н. Каландаришвили, А.В. Кандаурова // Право и практика. – 2018. – № 2. – С. 5-10.
16. Сорокун, П.В. Политические и правовые учения в Древнем Китае / П.В. Сорокун, Е.Е. Яськова // Эпоха науки. – 2016. – № 8. – С. 88-92.
17. Торчинов, Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания / Е.А. Торчинов. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – 310 с.
18. Филонов, С.В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности / С.В. Филонов // Религиоведение. – 2009. – № 3. – С. 56-69.
19. Хацкевич, Ю.Г. Антология мировой философии. Древний Восток / Ю.Г. Хацкевич. – Мн.: Харвест, 2001. – 990 с.
20. Хиншун, Я. Древнекитайская философия. Эпоха Хань / Я. Хиншун. – М.: Наука, 1990. – 523 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты