Цифровой знак (токен) в гражданском праве
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Цифровой знак (токен) в гражданском праве»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
45.00 BYN
Цифровой знак (токен) в гражданском праве
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦИФРОВОГО ЗНАКА (ТОКЕНА) В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие и основное назначение цифрового знака (токена)
1.2. Правовое регулирование цифрового знака (токена)
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБМЕНАЦИФРОВЫХ ЗНАКОВ (ТОКЕНОВ)
2.1. Создание цифровых знаков (токенов)
2.2. Размещение и обмен цифровых знаков (токенов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ученый А.И. Савельев очень тонко подметил, что Декрет № 8 имеет прямое сходство с инновацией в технической сфере [4]. С уверенностью можно сказать больше – Декрет №8 и есть настоящая правовая инновация.
Большинство ученых ассоциирует эффективность государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества с результативностью соответствующего воздействия, понимаемой как определенные последствия воздействия установленных государством норм права на общественные отношения.
По мнению А.С. Пашкова и Л.С. Явича, государственно-правовое воздействие эффективно, если та или иная установленная государством норма права предусматривает оптимальный вариант поведения, требуемый для достижения научно обоснованной цели, и реально обеспечивает наступление результата, соответствующего этой цели [5].
С точки зрения И.С. Самощенко и В.И. Никитинского, необходимо признать эффективным или «эффективным в собственном смысле слова» такое государственно-правовое воздействие, которое в любой, пускай даже в самой незначительной, степени обеспечивает приближение хотя бы к одной (даже второстепенной) социальной цели [6]. Эффективность различных государственно-правовых явлений, как правило, раскрывается посредством соотношения между собой таких понятий, как «результат» и «цель» [5].
Таким образом, в наиболее общем виде эффективность инновационной функции государства можно определить как соотношение между фактическим результатом государственного регулирования инновационной деятельности и теми целями (ближайшими, более отдаленными, конечными), для достижения которых оно осуществляется. Чем ближе соотношение между результатом государственного регулирования новаторской деятельности и целями инновационной функции государства, тем о большей степени эффективности осуществления данной функции можно утверждать. Если цели, которые ставились государством в лице его соответствующих органов при регулировании инновационной деятельности, достигнуты полностью, то осуществление инновационной функции государством может считаться в полной мере эффективным.
По данным Администрации Парка высоких технологий (далее – ПВТ) за 2018 г. ПВТ принял порядка 267 новых компаний и, впервые в истории ПВТ, экспорт составил 1 млрд 414 млн долларов; при этом рост выручки составил 38% [7]. В этой связи одна из целей, установленная Декретом № 8, – развитие Парка высоких технологий – достигнута.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦИФРОВОГО ЗНАКА (ТОКЕНА) В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие и основное назначение цифрового знака (токена)
Вступление в силу Декрета № 8 поставило Республику Беларусь в авангард правового регулирования токенов и криптовалют. До белорусского государства регулирование соответствующих отношений в том или ином объеме было введено, например, в законодательства США, Японии, Гибралтара (заморская территория Великобритании) [1, с. 56].
Последователем Республики Беларусь выступила республика Мальта [9], первая из стран Европейского союза.
С 28 марта 2018 г. в Республике Беларусь появился новый объект правоотношений – токен – о чем прямо указано в пункте 2 Декрета № 8.
Пункт 12 Приложения 1 к Декрету № 8 устанавливает что, под цифровым знаком (токеном) понимается запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой.
Правовед С.В. Овсейко рассматривает «токен» как «единицу криптовалюты», обосновывая такую точку зрения тем, что «…поскольку созданием криптовалют занимаются не государства и даже не банки, их вполне можно назвать «частными деньгами»...» [2, c. 56]. С.В. Овсейко отмечает, что в отношении определения роли «криптовалют» в гражданском обороте возможно четыре альтернативных подхода:
1) деньги (расчетная единица);
2) ценные бумаги;
3) специфический товар;
4) уникальный (инвестиционный) актив, имеющий дематериализованную форму «записи» (последовательности 0 и 1).
Согласно предположению С.В. Овсейко, именно на четвертом походе и остановились разработчики Декрета № 8, что, по мнению ученого, косвенно подтверждается исключением соответствующей деятельности из числа банковской и деятельности на рынке ценных бумаг, и одновременном освобождении соответствующие операции от налога на добавленную стоимость [3, c. 56].
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБМЕНАЦИФРОВЫХ ЗНАКОВ (ТОКЕНОВ)
2.1 Создание цифровых знаков (токенов)
В силу подп. 4.2 п. 4 Декрета №8, токены не относятся к средствам в значении, определенном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. №165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» к таким средствам отнесены денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Это значит, что, на основании подп. 4.2 п. 4 Декрета №8, токены не могут быть признаны одним из вышеназванных объектов гражданских прав.
Кроме того, ч. 2 подп. 3.3 п. 3 Декрета №8 предусмотрено, что майнинг, деятельность оператора криптоплатформы, оператора обмена криптовалют, иная деятельность с использованием токенов не признаются банковской деятельностью.
В ст. 12 Банковского кодекса Республики Беларусь под банковской деятельностью понимается совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли. Ст. 14 и ст. 15 определен перечень и виды банковских операций, объектами которых названы денежные средства, в том числе электронные деньги, драгоценные металлы и драгоценные камни.
Таким образом, еще раз подтверждается невозможность отнесения токенов к таким объектам гражданских прав, как деньги (электронные деньги).
Обобщив ранее приведенные понятия токена, отметим, что под ним следует понимать некий аналог деньгам или финансовый актив, представляющий собой цифровой ключ, с помощью которого осуществляется идентификация для доступа к определенному объекту.
Полученное определение обнаруживает некоторое сходство токена с ценной бумагой, в частности, с бездокументарной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В противоположность подобной позиции А. Бычков указывает на возможность отчуждения цифрового права и его способность переходить от одних лиц к другим в порядке универсального правопреемства. Это объясняется самостоятельной экономической ценностью цифрового актива, которой он обладает как удостоверенное право на зашифрованный в активе объект, охватывающее правомочия на доступ к коду (логину, паролю, криптокошельку и т.п.) и на распоряжение цифровым активом. Отечественные исследователи определяют цифровое право как юридическую конструкцию, схожую с ценной бумагой. Такое понимание позволяет применять к пробелам и коллизиям, касающимся правового регулирования цифрового права, аналогии закона, а именно 60 норм, применяемых к ценным бумагам. Проводя параллель с уже существующими классическими нормами гражданско-правовых институтов, Л.А. Новоселова считает возможным распространение на токены правового режима бездокументарных ценных бумаг. А.И. Савельев считает возможным применение уже известных отечественной цивилистике типов права (вещное, обязательственное, исключительное). Необходимо обратить внимание и на мнение А.Г. Серго, который говорит об адаптации уже существующих правовых реалий к современным цифровым технологиям. Такой синтез возможен в рамках новой комплексной отрасли – наноправа.
Таким образом, в юридической литературе понятие «токен» имеет несколько значений: цифровая единица, если мы рассматриваем ее связь с криптовалютой; разновидность цифрового актива; цифровое право. Поэтому рассмотрение учеными-цивилистами токена только как цифрового актива по сути неверно, так как последний приравнивается к цифровому праву.
Подтверждая свою точку зрения, автор приводит следующую аргументацию:
1) выпуск токенов возможен без соблюдения определенных формальностей (исключение – его эмиссия регламентирована законодательством о ценных бумагах);
2) токены отражаются в реестрах (блокчейн) и передаются без участия третьих лиц.
Перечисленные обстоятельства указывают на анонимность транзакций, которые приводят к тому, что субъекты, участвующие в сделках, имеют представление только об объекте, информация о владельце остается недоступной, его идентификация невозможна.
Зарубежные страны попытались решить обозначенные проблемы. Например, в США был разработан Единообразный закон о доступе фидуциаров к электронным активам (Uniform Fiduciary Access to Digital Assets Act (FADA)), а в Нидерландах поддержана идея нотариусов о создании «цифрового хранилища», в котором клиенты смогут хранить свои цифровые данные, включая коды доступа.
1. Василевская, Л.Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права / Л.Ю. Василевская // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 5. – С. 111 – 119.
2. Лаптева, А.М. Правовой режим токенов / А.М. Лаптева // Гражданское право. – 2019. – № 2. – С. 29 – 32.
3. Савельев, А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. / А.И. Савельев. – М.: Статут, 2016. – 57 с.
4. Сидоренко, Э.Л. Криптовалюта как предмет хищения: проблемы квалификации / Э. Л. Сидоренко // Мировой судья. – 2018. – № 6. – С. 20 – 22.
5. Гузнов, А. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав / А. Гузнов // Закон. – 2018. – № 5. – С. 16 – 30.
6. Рожкова, М.А. Цифровые активы и виртуальное имущество: как соотносится виртуальное с цифровым / М.А. Рожкова // Закон.ру. 2018. 13 июня. –Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2018/06/13/cifrovye_aktivy_i_ virtualnoe_imuschestvo_kak_sootnositsya_virtualnoe_s_cifrovym.
7. Бычков, А. Транзакции с криптоактивами и их правовая защита / А. Бычков // Новая бухгалтерия. – 2018. – № 4. – С. 100 – 127.
8. Санникова, Л.В. Правовая сущность новых цифровых активов / Л.В. Санникова // Закон. – 2018. – № 9. – С. 86 – 95.
9. Савельев, А.И. Некоторые риски токенизации и блокчейнизации гражданско-правовых отношений / А.И. Савельев // Закон. – 2018. – № 2. – С. 36 – 51.
10. Серго, А.Г. Наноправо. На пороге будущего / А.Г. Серго // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2018. – № 1. – С. 7 – 14.
11. Яценко, Т.С. Наследование цифровых прав / Т. С. Яценко // Наследственное право. – 2019. – № 2.
12. Бескид, П.П. О некоторых подходах к решению проблемы авторского права в сети Интернет / П.П. Бескид // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – 2010. – №15. – С. 199-210.
13. Блейзер, Ч. Пять признаков виртуальной собственности / Ч. Блейзер // University of New Hampshire. – Режим доступа: https://scholars.unh.edu/unh_lr/vol5/iss1/8.
14. Криптовалюта vs токен – найди отличия // Bitnews Today. – Режим доступа: https://bitnewstoday.ru/market/blockchain/kriptovalyuta-vs-token-naydiotlichiya.
15. Понятие токена в криптовалюте // Школа инвестирования и трейдинга. – Режим доступа: https://investment-school.ru/crypto-currency-tokens/.
16. Хилюта, В.В. Криптовалюта и токен – новые объекты гражданских прав? / В.В. Хилюта // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Gartner Inc. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gartner.com/newsroom/id/3215217/.
18. Интернет 2017-2018 в мире и в России: Статистика и тренды // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017- 2018-vmire-i-v-rossii-statistika-i-trendy.
19. Моделирование на UML. Общие диаграммы // [Электронный ресурс]: Моделирование на UML. – Режим доступа: http://book.uml3.ru/sec_1_5#p7.
20. Использование компонентной архитектуры в веб приложениях // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://fwdays.com/en/event/js-frameworks-day2015/review/komponentnaia-arkhitektura-v-web-prilozheniiakn.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты