Общественные работы как вид уголовного наказания: опыт Республики Беларусь и зарубежных стран
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Общественные работы как вид уголовного наказания: опыт Республики Беларусь и зарубежных стран»
по дисциплине: «Уголовное право»
2021
45.00 BYN
Общественные работы как вид уголовного наказания: опыт Республики Беларусь и зарубежных стран
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1. Понятие, содержание и порядок исполнения наказания в виде общественных работ по уголовному законодательству Республики Беларусь
1.1 Понятие и содержание наказания в виде общественных работ
1.2 Порядок исполнения наказания в виде общественных работ
2. Обязательные работы как вид наказания по уголовному законодательству зарубежных стран
2.1 Обязательные работы как вид наказания по уголовному законодательству Российской Федерации
2.2 Обязательные работы как вид наказания по уголовному законодательству иных стран
3. Проблемы применения и законодательной регламентации наказания в виде обязательных работ
Заключение
Задача
Анализ нормы ч.2 ст. 159 УК Республики Беларусь (оставление в опасности)
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 23 декабря 2010 г., отмечается, что политика в области уголовного правосудия направлена на расширение применения альтернативных лишению свободы видов наказаний и иных мер уголовной ответственности. Соответственно, предполагается увеличение процента лиц, осуждаемых к наказаниям, не связанным с изоляцией лица от общества, и расширение практики назначения данных наказаний судами.
Концепция указывает на то, что недостаточно востребованным на практике оказалось такое наказание, как общественные работы и преимущественно к нему осуждаются лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, которые, как правило, до осуждения вели асоциальный образ жизни. В целях увеличения процента назначения общественных работ данным актом предусматривается проведение законодательного мероприятия, направленного на назначение их в качестве альтернативы другим видам наказаний за совершение преступлений, не относящихся к тяжким и особо тяжким.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что совершенствование отечественного законодательства в отношении уголовного наказания в виде общественных работ не может быть эффективным без изучения и внедрения положительного опыта зарубежных стран в применении наказаний, связанных с привлечением осужденного к труду.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере исполнения наказания в виде общественных работ.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие порядок исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ.
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и содержание наказания в виде общественных работ
Глава 9 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее УК РБ) описывает существующее в нашей стране наказание и его виды. Общественным работам в этом документе посвящена статья 49. Так, согласно части 1 статьи 49 УК РБ под общественными работами понимаются такие работы, которые выполняются осужденными бесплатно в пользу общества. Вид общественных работ определяется специальными органами, отвечающими за применения данного вида наказания. Стоит отметить, что общественные работы – это относительно новый вид наказания, который в УК РБ появился только в январе 2001 года [2].
Говоря о сущности общественных работ несомненно важным будет определить степень карательной данного вида наказания, а именно указать каким именно образом осуждённый подвергается тем или иным ограничениям.
Наказание в виде общественных работ непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод, сопряженных с отдыхом и трудом. Это ограничение заключается в выполнении осуждённым работ без последующей оплаты. Очевидно, что осуждённый не сам выбирает себе вид бесплатного труда, вид бесплатного труда назначается уполномоченными на то специальными органами – местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД НАКАЗАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Обязательные работы как вид наказания по уголовному законодательству Российской Федерации
Согласно п. «г» ст. 44 УК РФ обязательные работы являются видом уголовного наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ они применяются только в качестве основного вида наказания. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ). Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ) [3].
В соответствии с ч. 1 — 2 ст. 27 УИК РФ срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, а время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов [9].
Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно отметить, что в последнее время альтернативой наказанию в виде лишения свободы являются наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Наиболее распространенным видом наказания являются общественные работы, которые могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Заключаются они в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ. Перечень организаций, на которых они могут их отбывать, определен районным исполнительным комитетом. В него входят все сельские исполнительные комитеты и организации районного подчинения.
В результате исследования можно прийти к выводу, что наказания, аналогичные общественным работам, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь, получили заслуженное внимание и в зарубежных странах. Представляется, что накопленный опыт другими государствами в сфере применения данного наказания является весьма ценным для Республики Беларусь и может быть использован как источник совершенствования норм уголовного и уголовно-исполнительного права.
По нашему мнению, необходимо расширить сферу применения общественных работ в уголовном законодательстве Республики Беларусь путем применения их в качестве обязательного условия к условному осуждению, а также возможности назначения в качестве карательного элемента к ограничению свободы.
Также необходимо рассмотреть вопрос о применении общественных работ как альтернативы лишению свободы. При этом определить категории осужденных, к которым возможно осуществить данную замену.
ЗАДАЧА
Зайцева по настоянию сожителя Воронова решила избавиться от своей 6-летней дочери. Вместе они уговорили Никольского за 700 долларов США увезти девочку из города, убить в лесу, а труп закопать. Никольский увез ребенка к своей дальней родственнице – одинокой женщине, давно мечтавшей взять ребенка на воспитание.
Имеются ли в действиях Зайцевой, Воронова и Никольского признаки состава преступления?
Решение:
В действиях Зайцевой усматривается состав преступления, предусмотренного частью 5 статьи 16, частью 1 статьи 14, пункта 2 и 15 части 2 статьи 139 УК РФ. Так, Зайцева является подстрекателем в совершении покушения на убийство своей малолетней дочери. Т.к. Зайцева является матерью, то она не может быть похитителем. Зайцева желала убить свою дочь, однако т.к. Никольский ее увез, деяние не было совершено. Т.к. Зайцева и Воронов заранее сговорились о совершении преступления их деяние следуем квалифицировать как убийство, совершенное группой лиц.
Действия Воронова следует квалифицировать как часть 4 статьи 16, часть 1 статьи 14, пункт 2 и 15 статьи 139 УК РБ. Т.к. Воронов уговаривал Зайцеву избавиться от ее дочери, то он является организатором, вместе с Зайцевой они являются подстрекателями, т.к. просили Никольского убить и закопать девочку.
Действия Никольского нужно квалифицировать как исполнителя, однако в данном случае происходит эксцесс исполнителя – добровольный отказ от убийства, однако его действия все равно предусматривают состав преступления – похищения заведомо несовершенно летнего, т.е. по п 1 части 2 статьи 182 УК РБ.
АНАЛИЗ НОРМЫ Ч.2 СТ. 159 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ)
В части 2 статьи 159 УК предусмотрена ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться.
Объектом данного преступления является жизнь и здоровье человека.
Потерпевшим является лицо, находящееся в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенное возможности принять меры к самосохранению по: малолетству; старости; заболеванию; вследствие своей беспомощности.
Объективную сторону данного преступления образует общественно опасное бездействие в виде оставления потерпевшего без помощи.
Условиями ответственности за это преступление являются: наличие у виновного возможности оказать потерпевшему помощь; наличие обязанности виновного заботиться о потерпевшем.
Оконченным преступление признается с момента оставления потерпевшего без помощи.
Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. При этом лицо сознавало, что, имея возможность оказать потерпевшему помощь, оставляет его в опасном для жизни и здоровья состоянии, и желало бездействовать таким образом.
Субъектом данного преступления является лицо, обязанное заботиться о потерпевшем, достигшее 16-летнего возраста (специальный субъект). Им может быть родитель, опекун, няня, сиделка и др.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с измен. доп., прин. на респ. реф. 24 ноя. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19402875.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
13 июня 1996 г., № 63-Ф3: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.: в ред. Федер. закона от 05.04.2021 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
4. Уголовный кодекс Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001675129.
5. Уголовный закон Латвии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alexlawyer.lv/ugolovnijzakonlatviirus.pdf.
6. Уголовный кодекс Республики Польши [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// crimpravo.ru/codecs/poland.
7. Об утверждении концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
8. Беляев, С. С. Уголовный кодекс Швеции / Н. Ф. Кузнецова, С. С. Беляев. – СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. – 320 с.
9. Волошин, И. А. Общественные работы как вид наказания / И. А. Волошин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – № 1. – 2015. – с. 138-143.
10. Казак, С. В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества : Теоретико-правовые и организационные аспекты / С. В. Казак / под общ. ред. И. И. Басецкого. – Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 235 с.
11. Козочкин, И. Д. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / под ред. И. Д. Козочкина. – Москва: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2001. – 576 с.
12. Колосов, А. С. Зарубежный опыт применения наказания в виде обязательных (общественных) работ / А. С. Колосов // Вестник Владимирского юридического института. – № 4 (5). – 2007. – С. 180-183.
13. Куприенко, И. М. Карательные и социально направленные элементы наказания в виде общественных работ / И. М. Куприенко // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции : сб. науч. тр. – Минск, 2015 – Вып. 8 – С. 96–100.
14. Куприенко, И. М. Наказание в виде общественных работ в контексте законодательства стран – участниц Содружества Независимых Государств / И. М. Куприенко // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2014 – № 2 – С. 77–82.
15. Куприенко, И. М. Обусловленность наказания в виде общественных работ: карательная и исправительная меры воздействия / И. М. Куприенко // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. –2015 – № 2 – С. 120–123.
16. Куприенко, И. М. Отдельные аспекты применения принудительных мер безопасности и лечения в отношении осужденных к наказанию в виде общественных работ / И. М. Куприенко // Право.by. – 2015 – № 5 – С. 103–107.
17. Куприенко, И. М. Криминологическая характеристика осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде общественных работ / И. М. Куприенко // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2017 – № 1 – С. 77–79.
18. Кучвальская, И. В. Система наказаний в уголовном законодательстве (вопросы совершенствования) / И. В. Кучвальская // Совершенствование средств и методов борьбы с преступностью в Республике Беларусь в условиях правовой реформы : материалы респ. науч.-практ. конф., (Минск, 17-18 нояб. 1992) / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. М. Хомич (отв. ред). – Минск, 1992. – С. 12-14.
19. Майорова, Е. О. Общественное воздействие на осужденных к альтернативному лишению свободы наказаниям как одно из основных средств исправления в механизме исправительного воздействия / Е. О. Майорова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2019. – № 1. – с. 133-137.
20. Обзор законодательства скандинавских и балтийских стран по службе пробации (уголовному надзору). Серия «Права человека». – СПб.: Составитель - СанктПетербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», 2005. – 220 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты