Контрабанда как наиболее опасное преступление в сфере таможенных правоотношений
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Контрабанда как наиболее опасное преступление в сфере таможенных правоотношений»
по дисциплине: «Таможенное дело»
2021
45.00 BYN
Контрабанда как наиболее опасное преступление в сфере таможенных правоотношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Таможенное дело
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КОНТРАБАНДЫ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ КОНТРАБАНДЫ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КОНТРАБАНДЫ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Контрабанда – это преступление, которое затрагивает экономические интересы Республики Беларусь. Возникновение экономических связей с иными государствами стало толчком для возникновения такого негативного явления как контрабанда, что не могло не вызвать у Республики Беларусь, а также и у иных государств, необходимости давать отпор контрабанде, как уголовно-правовому явлению.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности субъекты, как граждане, так и юридические лица, должны четко выполнять все законные требования Республики Беларусь, так как отклонение от этих норм может нанести серьезный вред экономике нашего государства.
Республика Беларусь является страной-участницей Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС).
В связи с большими объемами перемещаемых товаров через таможенную границу ЕАЭС экономика нашего государства стала более уязвима, так как число зарегистрированных фактов контрабанды таможенными органами Республики Беларусь растет.
По данным таможенных органов Республики Беларусь в 2018 году «возбуждено 22 уголовных дела по фактам контрабанды товаров, ограниченных или запрещенных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, что на 30 процентов превышает показатель 2017 года (17 уголовных дел).
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с контрабандой.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с контрабандой.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с контрабандой.
На достижение поставленной цели направлено решение ряда следующих задач:
- рассмотреть понятия, связанные с контрабандой;
- определить особенности, связанные с контрабандой.
Методы, используемые в ходе работы:
- анализа и синтеза;
- индукции и дедукции.
В работе использованы такие источники, как: Ларичев В. Д. «Таможенные преступления», Исаева К. А. «Проблемы криминалистического обеспечения расследования преступлений в сфере экономики», Басецкий И. И. «Организованная преступность» и иные.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КОНТРАБАНДЫ
Контраба́нда (итал. contrabbando от contra «против» + bando «правительственный указ») — незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. Объектом контрабанды являются интересы либо общественные отношения, связанные с защитой внешнеэкономической деятельности.
Объективная сторона контрабанды состоит в совершении действий по незаконному перемещению предметов контрабанды через государственные либо таможенные границы.
Общим родовым объектом контрабанды является экономическое, социальное и культурное развитие государств и населения мирового сообщества в целом. Непосредственный объект каждого деяния, связанного с контрабандой, образуют общественные отношения, в рамках реализации которых происходит оборот конкретного предмета контрабанды, незаконно перемещаемого через таможенную либо государственную границу. Например, контрабанда товаров посягает на интересы экономического развития; контрабанда оружия массового поражения – на общественную безопасность; незаконное перемещение людей при торговле людьми – на права личности; контрабанда наркотиков – на здоровье населения.
Так, субъектом контрабанды по российскому уголовному закону может являться вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При совершении контрабанды физическим лицом, перемещающим принадлежащие ему лично товары или иные предметы, это лицо является одновременно и декларантом.
Осуществление внешнеторговых операций, декларирование товаров от имени юридического лица или иного собственника товаров могут осуществляться декларантом или его таможенным представителем; исполнителями контрабанды являются эти лица при наличии умысла на совершение такого преступления. В этих случаях следует говорить о совершении преступления в соучастии.
Субъективная сторона контрабанды характеризуется наличием прямого умысла: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения. Корыстная цель, стремление извлечь выгоду из преступных операций – неотъемлемые черты контрабанды[17].
В соответствии с частью первой статьи 228 Уголовного Кодекса контрабандой является незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, при отсутствии признаков, предусмотренных статьей 3281 , а именно незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов и статьей 3331 «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники».
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ КОНТРАБАНДЫ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Последовательно проходящие интеграционные процессы формирования общего экономического и таможенного пространства стран-членов Союзного государства и Евразийского экономического союза направлены на развитие, модернизацию, повышение конкурентоспособности национальных торговых рынков.
Межгосударственная интеграция является крупнейшим фактором экономического роста, способствуя гармонизации финансовой, денежно-кредитной, налоговой политики стран-участниц региональных объединений.
Однако, складывающиеся на постсоветском пространстве, как и на мировом экономическом рынке тенденции устойчивой глобализации, содействуют не только прогрессивному развитию национальных экономик, но и способствуют криминализации различных сфер ведения бизнеса, появлению формирований, занимающихся преступлениями в налоговой, таможенной сферах, выводом капиталов, легализацией финансовых средств, полученных преступным путем.
Контрабанда и иные экономические преступления не являются новыми вызовами и сопровождали развитие государственных образований на протяжении столетий, постоянно совершенствуя формы и содержание механизмов противоправной деятельности.
Как указывают В. Д. Ларичев и Н. С. Гильмутдинова, в новых экономических условиях преступность переориентировалась на направления, приносящие наибольшие дивиденды, в частности вывоз стратегического сырья, ввоз потребительских товаров с нарушениями таможенного законодательства. Масштабы сделок исчисляются миллиардами рублей, которые, оседая в иностранных банках, финансируют организованные виды преступной деятельности [1, с. 217].
Транснациональная преступность в Республике Беларусь оказывает негативное воздействие на национальную экономику, сокращая объем поступлений в бюджет финансовых средств и подрывая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, генерирует угрозы здоровью и благополучию граждан страны, сохранности культурных и исторических ценностей, диких видов флоры и фауны. Указанные факторы в условиях снятия границ и функционирования единого таможенного пространства несут риски криминального характера и государствам-партнерам по интеграционным организациям.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КОНТРАБАНДЫ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Общее предупреждение контрабанды, представляет собой комплексную разработку и применение экономических, социально-культурных, правовых и организационных мер по предупреждению преступности в целом.
Этот уровень предупредительной деятельности предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование его политических, экономических, социальных и иных институтов, устранение из жизни людей кризисных явлений, объективно могут способствовать предупреждению преступности.
Причем основными общесоциальными мерами по предупреждению преступности являются положительные преобразования общественных отношений в сфере производства и распределения, направленные на повышение материального благосостояния населения.
Именно эти преобразования могут устранить главную причину преступлений против собственности – невозможность удовлетворения материальных потребностей законным путем вследствие имущественного неравенства.
Необходимо уделить значительное внимание проблеме предупреждения преступлений в таможенной сфере, в основном к осуществлению системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры могут, среди указанных, быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по снижению уровня безработицы, сокращению социального расслоения населения.
Предупреждение правонарушений органами внутренних дел, и прежде всего подразделениями по борьбе с контрабандными преступлениями, возможно при наличии современной законодательно-правовой базы, гарантирующей соблюдение законности.
К основным направлениям в организации борьбы с контрабандной преступностью относятся разработка и выполнение региональных программ борьбы с преступностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для эффективного противодействия контрабанде необходимо принять единый акт, в котором нашли бы свое отражение и само определение единого термина «контрабанда», а также определено место ее совершения, определен список предметов контрабанды, ограниченных и изъятых из оборота.
При этом единый документ может быть как в форме протокола, так и в форме приложения к договору ЕАЭС, а возможно и изданием иного документа странами участницами ЕАЭС.
Крупный размер денежных средств и (или) денежных инструментов четко установлен в ТК ЕАЭС , но в ходе изучения ответственности за такой вид контрабанды были выявлены значительные расхождения в видах наказания, что на наш взгляд считается недопустимым.
Выход видится в том, что необходимо установить единые виды наказания за совершение такого преступления с разграничением ответственности при наличии квалифицирующих признаков.
Считаем, что только согласованные действия государств участников ЕАЭС могут стать эффективными мерами в борьбе с контрабандой, объектами которой является экономическая безопасность стран, а также жизнь и здоровье населения.
Таким образом, закрепление единых норм о контрабанде в уголовном законодательстве на уровне государств участников ЕАЭС, определение единых подходов в определении квалифицирующих признаков, установление единообразных санкций за совершенное рассматриваемое преступление, установление единых перечней товаров с указанием товаров ограниченных и запрещенных к перемещению в рамках ЕАЭС, а также установление единого размера, вкладываемого в понятие «крупный размер» товаров, запрещенных либо ограниченных к перемещению для всех государств-участников ЕАЭС позволит стать следующим шагом, если не в искоренении контрабанды, как уголовно-правового явления, то хотя бы в минимизации ущерба, наносимого государствам-участницам ЕАЭС.
Конечно, все вышеназванные меры будут эффективны только тогда, когда в обществе повысится уровень общей культуры, будут складываться уважительные отношения между людьми. Ведь сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, так как мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.
1. Ларичев, В. Д. Таможенные преступления / В. Д. Ларичев, Н. С. Гильмутдинова. М.: «Экзамен», 2001. – 608 с.
2. Исаева, К. А. Проблемы криминалистического обеспечения расследования преступлений в сфере экономики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук:12.00.09 / К. А. Исаева ; Акад. МВД Респ. Беларусь. Минск, 2002. – 34 л.
3. Басецкий, И. И. Организованная преступность : монограф. / И. И. Басецкий, Н. А. Легенченко. – 2-е изд.Минск : Академия МВД РБ, 2002.551 с.
4. Государственный таможенный комитет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.customs.gov.by/ru/pravoohranenije-ru
5. Скачко, А. В. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: концептуальные подходы к регламентации ответственности и предупреждению в законодательстве современной России : монография / А. В. Сачко. М.: Юрлитинформ, 2016. – 312 с.
6. И снова яблоки: около 100 тонн фруктов незаконно пытались вывезти из Беларуси для реализации на территории России [Электронный ресурс] // Государственный таможенный комитет. – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru/news1-ru/view/isnova-jabloki-okolo-100-tonnfruktov-nezakonno-pytalis-vyvezti-iz-belarusi-dlja-realizatsiina-territorii-rossii-10595-2019/.
7. Группа белорусов и россиян почти полтора года поставляла санкционные овощи и фрукты в Россию [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство. – Режим доступа: https://www.belta.by/incident/view/gruppa-belorusov-i-rossijan-pochti-poltora-goda-postavljala-sanktsionnye-ovoschi-i-frukty-vrossiju-333965-2019
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты